ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ЛОГОПЕДИЯ «ФФНР»
Практическое занятие № 1: Теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития у детей. (20.11.)
Вопросы для обсуждения:
1. Определение ФФНР.
2. Этиология при ФФНР.
3. Степени нарушения при ФФНР.
4. Речевая и неречевая симптоматика при ФФНР.
5. Недостатки звукопроизношения у детей с ФФНР.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте таблицу, характеризующую фонемы русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования.
2. Знать понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонематическое восприятие».
3. Какие исследователи занимались изучением ФФНР. Осветите их основные идеи.
4. Составьте глоссарий по теме «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников».
5. Опишите онтогенез развития фонематического слуха.
6. Расскажите о состоянии звукопроизношения у детей с ФФНР.
7. Раскройте особенности состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.
8. Подготовьтесь к самостоятельной работе по описанию структуры дефекта у детей с ФФНР.
Практическое занятие № 2: Организация логопедической помощи детям с ФФНР.
Вопросы для обсуждения:
1.Логопедическое обследование детей с ФФНР.
2. Комплектование групп детей с ФФНР.
Лабораторное занятие № 1: Обследование фонетико-фонематической стороны у детей дошкольного возраста.
Форма проведения: дискуссия с элементами ролевой игры.
В процессе ролевой игры, где один студент – логопед, а второй студент – ребенок с ФФНР, провести обследование ребенка с ФФНР.
Цель логопеда: проведение обследования ребенка с ФФНР, определить состояние речи, прогноз, направления коррекционно-воспитательной работы.
|
Цель больного: показать в игре особенности речи и личности ребенка с ФФНР.
1. Подготовить методическую литературу, дидактический материал, речевые карты для обследования детей с ФФНР.
Практическое занятие №3: Коррекционно-педагогическая работа у детей с ФФНР.
Вопросы для обсуждения:
1. Коррекция ФФНР.
2. Коррекционно-воспитательная работа логопеда и воспитателя в группе детей с ФФНР.
Практическое занятие № 4: Методические основы проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.
Содержание:
1. Программные документы, обеспечивающие воспитание и обучение детей с ФФНР.
2. Планирование коррекционной работы.
Лабораторное занятие № 2: Анализ занятий и проектирование индивидуальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.
1. Проведение индивидуального занятия логопеда по коррекции звукопроизношения. Проанализировать занятие по плану:
- этап коррекционной работы;
- структурные компоненты индивидуального занятия;
- логопедические технологии, используемые для решения цели занятия;
- наглядно-дидактическое оформление занятия;
- оценить отношения ребенка к занятию и взаимоотношение логопед – ребенок;
- отметить коррекционную результативность занятия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать основные направления обучения детей дошкольного возраста с ФФНР.
2. Составить перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ФФНР.
3. Разделившись на группы по четыре человека, составить конспекты индивидуальных и фронтальных занятий по коррекции звукопроизношения, обучению грамоте и развитию лексико-грамматической стороны речи. Возраст детей выбрать самостоятельно.
|
Лабораторное занятие № 3: Планирование и разработка перспективных и календарных планов индивидуальных занятий.
Содержание:
1. Познакомиться с перспективным и календарным планированием логопеда.
2. Самостоятельное составление планов, учитывая заданный период обучения.
3. Подготовить конспекты индивидуального и фронтального занятий.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подобрать практический материал для развития слухового внимания ребёнка.
2. Подобрать игры и упражнения: а) для автоматизации звука, б) для дифференциации звуков (по заданию преподавателя).
3. Составить конспекты индивидуальных занятий с ребёнком для разных этапов логопедической работы.
Практическое занятие № 5: Методические основы проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.
Содержание:
1. Планирование фронтальных форм работы.
2. Разработка фронтальных занятий.
Лабораторное занятие № 4: Анализ фронтальных занятий и проектирование фронтальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.
Содержание:
1. Проведение фронтальных занятий логопеда по развитию лексико-грамматических категорий.
2. Просмотр по видео фронтальных занятий логопеда по обучению грамоте.
3. Анализ занятий по плану:
- этап коррекционной работы;
- структурные компоненты занятия;
- логопедические технологии, используемые для решения цели занятия;
- наглядно-дидактическое оформление занятия;
- оценить отношение детей к занятию, взаимоотношение логопед – дети;
|
- отметить коррекционную результативность занятия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить реферат на тему «Содержание фронтальных логопедических занятий в старшей группе детей с ФФНР детского сада».
2. Подобрать и систематизировать речевой материал для фронтального занятия по произношению на предложенную тему.
3. Составить схему занятия по обучению грамоте в группе для детей с ФФНР.
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
3. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М.,1998.
4. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.
5. Лопатина Л.В. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., 2000.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
7. Филичева Т.Е., Туманова Т. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: Воспитание и обучение. - М., 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
8. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М.: Воениздат, 1994.
9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
10. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. - М., 1992.
11. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. - С. 67-77.
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.,1994.
13. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
14. Каше Г.Л.., Филичева Т.Е. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
15. Левина Р.Е. О влиянии недостатков произношения на усвоение грамоты // Обучение в 1-м классе. - М.: Учпедгиз, 1951.
16. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития детей // Дефектология. 1985. № 2.
17. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.,1988.
18. Маранова Н.
А.Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками // Дефектология. 1982. № 2. - С. 64-71.
19. МатусевичМ.И. Современный русский язык. Фонетика. -М.,1976.
20. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. - М., 1992.
21. НикашинаНА. Педагогическое изучение недостатков речи у детей // Дефектология. 1969. № 4.
22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М., 1968.
23. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1969.
24. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
25. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1988. № 5. - С. 3-9.
26. Ткаченко ТА. Если ребенок плохо говорит. - СПб., 1997.
27. Туманова ГА. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
28. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.
29. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. - М., 1993.
30. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
31. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М., 1993.
32. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1980.
33. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.
34. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие речи детей. -М.,1961.
35. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.,1958.