Практическое занятие №3: Коррекционно-педагогическая работа у детей с ФФНР.




ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ЛОГОПЕДИЯ «ФФНР»

Практическое занятие № 1: Теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития у детей. (20.11.)

Вопросы для обсуждения:

1. Определение ФФНР.

2. Этиология при ФФНР.

3. Степени нарушения при ФФНР.

4. Речевая и неречевая симптоматика при ФФНР.

5. Недостатки звукопроизношения у детей с ФФНР.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте таблицу, характеризующую фонемы русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования.

2. Знать понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонематическое восприятие».

3. Какие исследователи занимались изучением ФФНР. Осветите их основные идеи.

4. Составьте глоссарий по теме «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников».

5. Опишите онтогенез развития фонематического слуха.

6. Расскажите о состоянии звукопроизношения у детей с ФФНР.

7. Раскройте особенности состояния фонематического восприятия у детей с ФФНР.

8. Подготовьтесь к самостоятельной работе по описанию структуры дефекта у детей с ФФНР.

Практическое занятие № 2: Организация логопедической помощи детям с ФФНР.

Вопросы для обсуждения:

1.Логопедическое обследование детей с ФФНР.

2. Комплектование групп детей с ФФНР.

Лабораторное занятие № 1: Обследование фонетико-фонематической стороны у детей дошкольного возраста.

Форма проведения: дискуссия с элементами ролевой игры.

В процессе ролевой игры, где один студент – логопед, а второй студент – ребенок с ФФНР, провести обследование ребенка с ФФНР.

Цель логопеда: проведение обследования ребенка с ФФНР, определить состояние речи, прогноз, направления коррекционно-воспитательной работы.

Цель больного: показать в игре особенности речи и личности ребенка с ФФНР.

1. Подготовить методическую литературу, дидактический материал, речевые карты для обследования детей с ФФНР.

Практическое занятие №3: Коррекционно-педагогическая работа у детей с ФФНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Коррекция ФФНР.

2. Коррекционно-воспитательная работа логопеда и воспитателя в группе детей с ФФНР.

Практическое занятие № 4: Методические основы проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.

Содержание:

1. Программные документы, обеспечивающие воспитание и обучение детей с ФФНР.

2. Планирование коррекционной работы.

Лабораторное занятие № 2: Анализ занятий и проектирование индивидуальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.

1. Проведение индивидуального занятия логопеда по коррекции звукопроизношения. Проанализировать занятие по плану:

- этап коррекционной работы;

- структурные компоненты индивидуального занятия;

- логопедические технологии, используемые для решения цели занятия;

- наглядно-дидактическое оформление занятия;

- оценить отношения ребенка к занятию и взаимоотношение логопед – ребенок;

- отметить коррекционную результативность занятия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные направления обучения детей дошкольного возраста с ФФНР.

2. Составить перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ФФНР.

3. Разделившись на группы по четыре человека, составить конспекты индивидуальных и фронтальных занятий по коррекции звукопроизношения, обучению грамоте и развитию лексико-грамматической стороны речи. Возраст детей выбрать самостоятельно.

Лабораторное занятие № 3: Планирование и разработка перспективных и календарных планов индивидуальных занятий.

Содержание:

1. Познакомиться с перспективным и календарным планированием логопеда.

2. Самостоятельное составление планов, учитывая заданный период обучения.

3. Подготовить конспекты индивидуального и фронтального занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать практический материал для развития слухового внимания ребёнка.

2. Подобрать игры и упражнения: а) для автоматизации звука, б) для дифференциации звуков (по заданию преподавателя).

3. Составить конспекты индивидуальных занятий с ребёнком для разных этапов логопедической работы.

 

Практическое занятие № 5: Методические основы проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.

Содержание:

1. Планирование фронтальных форм работы.

2. Разработка фронтальных занятий.

Лабораторное занятие № 4: Анализ фронтальных занятий и проектирование фронтальных коррекционных занятий с детьми с ФФНР.

Содержание:

1. Проведение фронтальных занятий логопеда по развитию лексико-грамматических категорий.

2. Просмотр по видео фронтальных занятий логопеда по обучению грамоте.

3. Анализ занятий по плану:

- этап коррекционной работы;

- структурные компоненты занятия;

- логопедические технологии, используемые для решения цели занятия;

- наглядно-дидактическое оформление занятия;

- оценить отношение детей к занятию, взаимоотношение логопед – дети;

- отметить коррекционную результативность занятия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить реферат на тему «Содержание фронтальных логопедических занятий в старшей группе детей с ФФНР детского сада».

2. Подобрать и систематизировать речевой материал для фронтального занятия по произношению на предложенную тему.

3. Составить схему занятия по обучению грамоте в группе для детей с ФФНР.

 

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

 

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

3. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М.,1998.

4. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.

5. Лопатина Л.В. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., 2000.

6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.

7. Филичева Т.Е., Туманова Т. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: Воспитание и обучение. - М., 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

8. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М.: Воениздат, 1994.

9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.

10. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. - М., 1992.

11. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. - С. 67-77.

12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.,1994.

13. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

14. Каше Г.Л.., Филичева Т.Е. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.

15. Левина Р.Е. О влиянии недостатков произношения на усвоение грамоты // Обучение в 1-м классе. - М.: Учпедгиз, 1951.

16. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития детей // Дефектология. 1985. № 2.

17. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.,1988.

18. Маранова Н.

А.Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками // Дефектология. 1982. № 2. - С. 64-71.

19. МатусевичМ.И. Современный русский язык. Фонетика. -М.,1976.

20. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. - М., 1992.

21. НикашинаНА. Педагогическое изучение недостатков речи у детей // Дефектология. 1969. № 4.

22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М., 1968.

23. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1969.

24. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.

25. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1988. № 5. - С. 3-9.

26. Ткаченко ТА. Если ребенок плохо говорит. - СПб., 1997.

27. Туманова ГА. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

28. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.

29. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. - М., 1993.

30. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.

31. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М., 1993.

32. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1980.

33. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.

34. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие речи детей. -М.,1961.

35. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.,1958.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: