Природа возникновения чрезвычайных ситуаций




Введение

В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Это можно обеспечить, если будет действовать определенная система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений а также опережающее предвидение либо определение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».

На основании вышеизложенного, тема реферата «Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Цель - рассмотреть систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с понятием мониторинга, как основой прогнозирования.

2. Ознакомится с понятием прогнозирования методов и подходов.

 

 

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера.

Для предотвращения стихийных бедствий, ликвидации последствий, которые они влекут, необходимы глубокие знания об их природе, причинах возникновения, механизме, характере проявления. Постоянный мониторинг ситуации, точный своевременный прогноз – важнейшие условия обеспечения защиты населения от ЧС. Он является одним из ключевых элементов процесса управления рисками.

 

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Она предназначена для наблюдения, контроля и предвидения опасных явлений и процессов, происходящих в природе, технологической сфере, динамики их развития. Прогноз аварийности позволяет определить масштабы катастроф, предупредить их возникновение и организовать эффективные мероприятия по их предотвращению.

 

Участники системы

Мониторинг осуществляется многими учреждениями и организациями. Прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического характера, к примеру, занимаются подразделения Росгидромета. Эта служба, кроме прочего, следит за состоянием атмосферы, почвы и воды. Сейсмическими наблюдениями, прогнозированием землетрясений занимается сразу несколько ведомств. Среди них МЧС РФ, Госстрой, Минобороны, РАН и пр. Особая роль в прогнозировании принадлежит Минприроды. Это ведомство координирует работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, деятельность других структур, осуществляющих наблюдения за состоянием природы. Министерство и его подразделения организуют и осуществляют мониторинг:

- Источников антропогенного влияния на окружающую среду.

- Растительного и животного мира.

- Водной среды в местах сброса стоков и водозабора.

-Опасных геологических явлений.

 

Уровни управления

Методическое руководство, координацию деятельности системы на федеральном уровне осуществляет Всероссийский центр прогнозирования и мониторинга при МЧС РФ. В федеральных округах, субъектах РФ работу ведут региональные и территориальные подразделения мониторинга, прогнозирования, лабораторного контроля. Система в целом включает в себя множество межведомственных, территориальных, ведомственных подсистем. К ним в первую очередь относят:

- Всероссийский мониторинговый центр.

- Региональные подразделения, находящиеся в составе органов управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

- Сеть лабораторного контроля.

- Систему экологических наблюдений.

- Специальные учреждения и центры, подведомственные исполнительным структурам региональных и муниципальных органов.

Взаимодействие структурных элементов системы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых документов.

 

Природа возникновения чрезвычайных ситуаций

В зависимости от этого признака выделяют ЧС:

- Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.

- Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.

- Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.

- Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.

- Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.

- Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.

 

Причина возникновения

Причины ЧС можно разделить на:

- Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.

- Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.

Стадии развития Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций – их стадийность. Выделяют 5 этапов:

1. Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.

2. Развитие катастрофы.

3. Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.

4. Стадия затухания.

5. Этап ликвидации последствий.

Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток. Для возникновения ЧС необходимы:

- Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.

- Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр

Заключение

Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.

В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.

 


 

Список использованных источников

1. Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” // Сборник законодательств РФ. - 2005. - № 34.

2. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” // Сборник законодательств РФ. - 2008. - № 35.

3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. Пособие. В.П. Журавлев и др. - М.: Изд-во АСВ, 2009.

4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

5. Баранов А.А. Обеспечение устойчивости работы ОНХ в военное время. - М.: Атомэнергоиздат, 2009.

6. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий / Б.С. Мастрюков. - М.: Academia, 2012. - 368 c.

7. Оноприенко, М. Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие / М.Г. Оноприенко. - М.: Дрофа, 2014. - 400 c.

8. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 частях. Часть 2. Система выживания населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях / С.В. Дорожко и др. - М.: Дикта, 2009. - 388 c.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: