Четвертый Библейский урок




Голос дьявола

 

Джордж Кэмпбелл Морган

Оглавление

От переводчика

Первый Библейский урок:

Бытие 3:1-8

Второй Библейский урок:

Иова 1:1-12 21

Третий Библейский урок:

Матфея 4:1-11

Четвертый Библейский урок:

Ефесянам 6:10-19

Приложение 1

Искуситель и лжец

Приложение 2

Дьявол

 

От переводчика

Мир вам, дорогие братья и сестры во Христе! Я бла­годарю Бога за то, что Он позволил мне завершить этот небольшой труд, который я адресую вам.

Доктор Кэмпбелл Морган — бесспорно, одна из самых ярких личностей в истории англоязычного христианского богословия последних двух столе­тий. Предлагаемые вашему вниманию четыре лек­ции-проповеди не являются чем-то новым с точки зрения предмета изложения, ибо существует огром­ное количество литературы, разъясняющей библей­скую позицию но вопросам духовной войны, вопро­сам противостояния дьяволу. Однако я надеюсь, что данная работа позволит вам познакомиться с еще од­ним, возможно, новым для вас подходом к решению вопроса духовного противостояния, который пред­лагает доктор Кэмпбелл Морган. Ценность данного подхода, на мой взгляд, заключается в том, что он це­ликом и полностью основан на анализе данного нам на страницах Библии Божьего откровения о дьяволе, его концепциях и методах воздействия на человека.

Когда читаешь труды К. Моргана, поражаешься глубине данного этому человеку Божьего открове­ния и силе мысли. Предлагаемый вашему вниманию сборник лекций-проповедей впервые был опублико­ван в 1939-1940 годах, когда фашистская Германия победным маршем шла по странам Европы. Впере­ди были долгие пять лет самой ужасной и жестокой войны. Но уже тогда, в самом начале этого развора­чивавшегося перед всем миром безумия, когда боль­шая часть человечества пребывала в панике и стра­хе перед неизвестностью, Кэмпбелл Морган, будучи глубоко верующим и преданным Богу человеком, на основании Библейского откровения предвидел не­минуемый крах гитлеровского режима, о чем и по­ведал всему миру в одной из предлагамых вашему вниманию лекций-проповедей, прочитав ее с кафед­ры Вестминстерской церкви в Лондоне.

Пусть Бог благословит вас в вашем стремлении изучать и постигать Слово Божие!

О. Федореев

01.05.1995 г.

 

 

Первый Библейский урок

Бытие 3:1-8

«Подлинно ли сказал Бог?»

Бытие 3:1

 

Это голос дьявола. Мы отлично понимаем, что живем в то время, когда аду дана воля вмеши­ваться во все происходящее в нашем мире. Я наме­ренно употребляю это выражение и говорю, что аду дана воля, ему позволено, потому что ад может иметь силу и власть делать что-либо только тогда, когда Бог позволяет это ему. Точно так же и сам сатана не мог прикоснуться к Иову или испытать апостолов, «про­сеять их, как пшеницу», пока прежде не испросил позволения у Бога сделать это. И так всегда. В этом заключается потрясающая истина, которая способ­на привести нас в состояние замешательства, одна­ко мы полностью доверяем Богу и верим, что когда Он позволяет силам ада действовать, то на это всегда есть определенная причина. Именно так это проис­ходит в наши дни.

Факт существования зла, духовных начальств тьмы, допускается всеми, кто принимает откровения Библии. Слова, сказанные апостолом Павлом в Послании к Ефесянам, которые мы, без сомнения, часто цитировали и цитируем, истинны. «Наша бранъ не против крови и плоти, но против началъств, про­тив властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Че­рез всю Библию, как Божие откровение, мы прини­маем факт существования начальств зла; и во главе этой империи тьмы стоит один, называемый по-раз- ному, но имя ему — сатана. Мы прекрасно осведом­лены о его власти и делах. Говоря об этом, интересно отметить тот факт, что когда мы открываем Библию, то не встречаем дьявола в первых двух главах. Он не появляется. В равной степени интересно и то, что мы не находим его и в двух последних главах Свя­щенного Писания. Его нет ни в начале, ни в конце событий, описанных в Библии, но об этом погово­рим в другой раз.

Когда апостол Павел писал свое Послание к Ко­ринфянам, он сказал: «Нам не безызвестны его умыс­лы» (2 Кор. 2:11). Умыслы — слово, наводящее на раз­мышление, при правильном осмыслении может быть истолковано как его умственная активность, его кон­цепция, его цель, его раздумья. Иногда мы склонны говорить, что если Павлу они были не безызвестны, то мы о них не имеем ни малейшего представления. И все же это не так. Будучи людьми веры, последова­телями Господа Иисуса Христа, верующими в откро­вения Библии, мы можем смело сказать, что нам не безызвестны его умственная активность, его концеп­ция, которая является основой этой активности, и его цель, стимулирующая данную активность. Павел располагал тем же, чем располагаем и мы, — истори­ей человечества согласно Библии, с ее откровением об этой темной личности, а также историей жизни Иисуса, в которой наш Господь через Свое обще­ственное служение даровал нам основное открове­ние о дьяволе. Все это было у Павла. Все это есть и у нас. Поэтому мы также можем сказать, что нам не безызвестны его умыслы. В памятном случае, запи­санном для нас евангелистом Матфеем, Иисус изрек кое-что очень важное, говоря о грехах против Духа Святого, и это изречение, как я рискну переложить его, имело более широкое значение, чем то, которое акцентировал в тот момент наш Господь: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Это потрясающее изречение, над кото­рым стоило бы поразмыслить и которое стоило бы проиллюстрировать применительно к различным случаям. Это высказывание истинно в отношении Бога. По Своим словам Он оправдан и по Своим словам может быть осужден. Конечно же, последнее звучит абсурдно и неправдоподобно. Именно поэ­тому Слово стало плотью, так как это было Божие откровение.

В равной степени это утверждение истинно и в отношении человека, и в отношении дьявола. Ког­да апостол Павел писал: «Нам не безызвестны его умыслы», — а я утверждаю, что нам они известны так же, как и Павлу, — то как мы можем узнать о нем, о дьяволе? Данный вопрос приводит нас к очень простому, почти детскому заключению благодаря нашему знанию Библии. Во всем Писании, во всем повествовании живой голос дьявола слышен всего лишь три раза. Его черные деяния описаны во всех книгах Библии, но его живой голос, глубоко отра­жающий истинную суть сатаны, слышен только три раза. Лишь три случая описаны в Библии, когда мы слышим живую речь дьявола. Первый случай опи­сан в хорошо всем известной третьей главе Бытия, второй — в книге Иова, и в последний раз его голос звучит лишь в пустыне, где в час искушения лицом к лицу он противостоял Богочеловеку.

То, что говорит сатана в вышеупомянутых трех случаях, является основным откровением его умыс­лов. В другом своем послании апостол Павел упо­минает еще об одном факте, имеющем отношение к сатане, о «проделках дьявола». Его умыслы и его про­делки. Это и есть концепция и цель сатаны, а его об­ман, хитрость и уловки суть методы, которыми он пользуется. Апостол Павел не сказал, что нам не бе­зызвестны его проделки, потому что мы никогда не знаем, в чем они будут заключаться и как будут вы­глядеть. Но мы знаем откровение, данное нам о них.

Итак, я прошу вас на короткое время обратить свой взор на дьявола! Мы живем в том мире, где сталкиваемся с ним повсюду. Рассмотрим три слу­чая, которые только что упомянули. Напомним, что в первом случае мы слышим, как он клевещет чело­веку на Бога. Это тема сегодняшнего исследования. Во второй раз, в Книге Иова, дьявол клевещет уже Богу на человека. И в последний раз мы слышим его живую речь, когда он разговаривает с Богочеловеком в пустыне.

Ограничимся первым случаем, который нам так хорошо известен и где мы располагаем записью того, что говорил сатана в этой истории, описывающей, согласно Библии, грехопадение человека. Мы с вами стоим у истока, от которого берут начало реки греха и скорби, проклятия и опустошения, которые иско­веркали всю историю человечества. Мы находимся в самом начале и именно здесь в первый раз слышим голос дьявола.

Первое, что он сделал, — он поставил под сом­нение Божью благость. Только обратите внимание на эту фразу: «Подлинно ли сказал Бог?» (Быт. 3:1). Смотрите, что он делает. Это так называемый вопро­сительный метод, т. е. метод сосредоточения чьего- либо внимания на чем-то с помощью вопроса. Дья­вол пытается привлечь внимание к тому факту, что Бог не является благим, что Он с недобрым умыслом умалчивает от людей определенные вещи. В самом начале мы присутствуем при совершении какой-то лжи. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Нет, Бог не говорил ниче­го подобного. Он сказал: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2:16), кроме одного. Сатана подталкивает нас принять утверждение, в котором содержится элемент неправды, который также при­сутствует и в ответе женщины. Она была неточна

и неаккуратна в своем ответе. Аккуратна, пока го­ворила: «Плоды с деревьев мы можем есть» (Быт. 3:2), но неточна, когда сказала: «Только плодов дере­ва, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). Бог не сказал: «...и не прикасайтесь к ним». Они не должны были их есть, однако мы видим, что здесь часть сказанного Богом предупреждения из­быточно подчеркнута и усилена. Таким образом, в ответе женщины прозвучала ложь, поскольку ответ был правдой лишь наполовину И мы с вами присут­ствуем при том, как зло вошло в историю человече­ства в результате того, что дьявол внушил человеку мысль о недобродетельности Бога. Однако Бог не говорил ничего подобного. Он лишь определенным образом подчеркнул ограниченность человеческой свободы в раю этим священным деревом познания добра и зла.

Кое-кто может спросить: «Действительно ли я верю во всю эту историю с деревом?» Да, если я верю в историю с садом. Тогда могут спросить: «Верю ли я в историю с садом?» А с чего еще вы бы начали историю человечества? С города? Но каждый город вышел из сада, из рая. Из всего, что есть в Лондоне, мы не найдем ничего, что, в конечном счете, не вы­шло бы из земли, из рая. Мы должны начать с рая. И что же является священным символом рая? Не Библия! Хотя, может быть, для кого-то из вас она и является этим символом! Священный символ рая — дерево! Это именно так и не иначе. Мне не хочется

задерживаться на этом утверждении, чтобы поспо­рить с вами. Но все дело в том, что Бог сделал дере­во священным и таинственным символом рая. Я бы не сказал, что это была яблоня. Интересно, но люди утверждают, что этим деревом непременно была яб­лоня. Откуда вы знаете, может, это было апельсино­вое дерево?! Однако Библия говорит, что это было дерево, которое принесло плоды, и оно называлось не яблоней, но деревом «познания добра и зла». Оно было священным символом, и Бог сказал: «Нет, вам нельзя есть плоды этого дерева. Данный запрет озна­чает ограничение вашей свободы и указывает на то, что над вами существует верховная власть». И вот здесь-то дьявол и подступил к человеку, говоря: «Подлинно ли сказал Бог?»

Именно здесь зло всегда и зарождается. Оно всег­да возникает как протест против закона, который «ограничивает свободу самовыражения», и если мы сможем нарушить или обойти закон, то будем «сво­бодны». Таким образом, возникает идея эмансипа­ции, т. е. идея избавления от всех законов. Это как раз то, что сегодня происходит в мире, — движение за эмансипацию в той или иной форме. В основе всего дьявольского, против чего мы сплотились и на борьбу с которым направляем все наши усилия, лежит идея того, что Бог Библии не является добро­детельным. И самое первое слово, сказанное сатаной в этой истории, сразу ограничивает Божию благость, ставит ее под сомнение.

Затем, если мы продолжим анализ данного случая, то увидим, что дьявол отрицает Божью строгость.

«Разве Бог сказал, что вы умрете? Нет, Он не имел это в виду. Вы не умрете. Более того, вы станете как Бог. Вы будете во всем похожи на Него. Вы познаете добро и зло». Сатана стал отрицать Божью строгость. Он объявил, что смерть не является платой за грех. Снова мы свидетели того, что вся данная дьяволь­ская концепция, как и предыдущая, основана на лжи. Конечно же, это почти нелепый вопрос: насколько сам сатана, этот могущественный князь сил зла, ве­рил в то, что говорил? О да, он не верит ни единому слову из того, что говорит. Он знает, что лжет. Он знает, что Бог не сказал ничего, что было бы неправ­доподобным и неблагим. И он знал, что Бог строг и не потерпит ни малейшего нарушения Его Закона. Но дьявол все равно лгал, и это именно то, что имел в виду Христос, когда сказал: «Ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44), что является абсолютной правдой. Только послушайте, что он говорит: «Смерть не есть плата за грех». Сатана разлагал человека, убеждая его в том, что к смерти нужно относиться только лишь как к физическому явлению и что в тот момент, когда человек вкусил бы запретный плод, он все еще гулял бы по саду, все еще мыслил, понимал и осознавал. Дьявол говорил, что смерть — это вовсе и не смерть. Что сатана пытался скрыть, так это ту глубокую ис­тину духовной сущности человеческой природы и тот факт, что смерть, в конечном итоге, является не просто отделением души от тела, но разделени­ем души с Богом. И в тот самый день, когда человек вкусил запретный плод, он умер, он потерял связь с Богом. Именно поэтому, когда Бог ходил по саду во время прохлады дня или при дневном ветре, или, как я предпочитаю перевести, в духе дня и позвал Адама, чтобы пообщаться с ним, то человек испугался.

Чего испугался Адам? Он потерял свою связь с Богом. Он потерял свое общение с Богом. Он стал представлять Бога в ложном свете, и, следовательно, он стал бояться Бога. Он умер.

И все же отрицание Божьей строгости всегда вто­рично. Если мы отрицаем Божью добродетель, то мы неизбежно отрицаем Божью строгость. А отрицание Божьей строгости — это обязательно результат отри­цания Божьей добродетели. Если нас смогли убедить в том, что Бог может допускать зло со всем его убива­ющим и разрушительным действием, то мы не могли поверить в Его благость. Мы можем верить в Божью доброту лишь тогда, когда верим в Его строгость. И вот перед нами начало целой истории зла. Доброта Божья, впрочем, так же, как и ее методы, была невер­но истолкована. И люди говорят: «Да, Бог слишком добр, чтобы наказывать, слишком добр, чтобы быть строгим и суровым». А это означает только одно — что Бог неблаг вообще. В этом-то и заключается та ложь, с которой началась целая эпоха лжи.

И, наконец, с такой же немногословностью дья­волом был поставлен под сомнение Божий мотив. Он намекнул на то, что в основе Божьего поступка (когда Бог запретил людям есть плоды дерева позна­ния добра и зла) лежал эгоизм, и поэтому закон Бога

не позволял человеку вершить самому свою судьбу, управлять самостоятельно своим царством. Именно по этой причине человек восстает против Божьего правления или даже отрицает факт существования Бога вообще. Многовековая история — это всего- навсего доказательство того, что человек однажды принял эти лживые суждения о Боге, что он послу­шался голоса дьявола, когда тот подверг сомнению доброту Божью, отверг Его строгость и оклеветал Божий мотив.

Это первый случай, когда мы слышим живой голос сатаны. И сегодня мы пожинаем плоды его лжи, пло­ды его клеветы на Бога, выслушав и приняв которую, человечество восстало против Божьего правления. Результатом всего этого стало отрицание людьми Бога, а также Его откровения, данного человечеству в Иисусе Христе.

Мне непременно хочется задержаться на этом высказывании и немного порассуждать. Я начал се­годняшний разговор, сказав, что аду позволено. Мы стоим лицом к лицу с силами зла так, как не стояли еще никогда в нашей жизни. Частично мы уже ви­дели личину зла двадцать пять лет назад, во время Первой мировой войны, но мы еще никогда не виде­ли его истинного лица полностью так, как мы видим его сегодня. Мы спрашиваем: «Откуда у человече­ской расы это безумие и тяга к пороку, этот звери­ный оскал?» Ответ заключается в том, что человек принял лживые суждения сатаны о Боге, уступил им, согласившись с позицией дьявола, чем и вызвал все то горе и страдание, в котором сегодня утопает наш мир. Мы должны абсолютно ясно это осознавать. И сегодня, когда мы собраны все вместе как Божий народ, чтобы противостоять всем этим силам зла, давайте с изумлением скажем, что, несмотря на все наши падения, Бог, кажется, действительно сделал нас на настоящий момент хранителями истины, пра­ведности и порядка. Аминь!

 

 

Второй Библейский урок

Иова 1:1-12

«Разве даром богобоязнен Иов?»

Иова 1:9

В предисловии к предыдущему занятию я привлек ваше внимание к тому факту, что во всей Биб­лии, во всех ее книгах живой голос дьявола слышен только лишь три раза. Первый случай, который мы уже рассмотрели, — это когда в Эдемском саду сата­на сказал человечеству: «Подлинно ли сказал Бог?» (Быт. 3:1). Это был голос дьявола. И вот мы снова слышим его голос. Что интересно: наверное, уже не так важно, о чем он говорит, важно то, что он снова задает вопрос, которым пытается внушить опреде­ленную мысль разуму тех, кому этот вопрос адресо­ван: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иов 1:9).

Как мне кажется, в первом случае, в Книге Бытия, где был слышен голос дьявола, мы уже убедились, что его основной целью было оклеветать Бога перед чело­веком, чтобы тем самым подорвать уверенность чело­века в Боге, внушив ему мысль о том, что Бог неблаг, нестрог и эгоистичен. Теперь перед нами абсолютно

противоположное. Мы больше не слышим, как дья­вол клевещет человеку на Бога, но удивительный факт заключается в том, что мы слышим, как он клевещет Богу на человека. «Разве даром богобоязнен Иов?»

Следует всегда помнить и того, о ком прозвучал этот вопрос. Иов — очень необычная личность, о ко­торой мы не знаем практически ничего, кроме того, что дано нам как откровение в этой истории. Ну и, конечно же, краткие ссылки на него в Новом Завете. Нам неизвестно, когда происходили события, опи­санные в этой книге, где они происходили, я имею в виду, в какой части земного шара. Мне могут воз­разить, сказав, что в Библии ясно написано, что Иов жил в земле Уц. И это абсолютная правда. Только будьте добры, скажите мне, пожалуйста, где была расположена эта земля Уц? Что мы знаем об этой земле? В Библии еще кое-где встречаются ссылки на Уц, но между землей, упомянутой в Книге Иова, и этими ссылками нет никакой связи. Это была неиз­вестная земля, но именно в ней и жил человек по имени Иов. И мы узнаем о нем вполне достаточно из первых же слов автора, которыми он начинает эту книгу. А также из слов Самого Бога, которые повто­ряют то, что сказал об Иове в начале книги автор.

Что мы читаем? Иов «был непорочен и справедлив» (Иов 1:1). Он был «богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). Это прекрасный портрет человека, кото­рый достоин нашего вниманиям часы, когда мы раз­мышляем над страницами Священного Писания и прославляем Бога. Я оставляю это вам. Только прошу вас, обратите внимание на следующее: «непорочен и справедлив» — это моральная невиновность, которая необязательно означает безгрешность. Затем следует замечательнейшее утверждение: он «был богобоязнен и удалялся от зла» — это значит, что Иов отвращался от зла, отвергая его всегда, когда оно приближалось к нему. Почему? Он боялся Бога и поэтому удалялся от зла, и в результате стало возможным написать о нем, что он был непорочен и справедлив, т. е. харак­теризовался моральной невиновностью.

Это очень интересная история. Она интересна еще и потому, что вполне возможно, что Иов находился за пределами еврейской нации, т. е. не принадлежал к еврейскому народу. Я не думаю, что Иов был евре­ем. Если мы прочитаем всю книгу, то не встретим ни одного случая, чтобы друзья Иова: Елифаз, Вилдад и Сафар, а также и Елиуй хотя бы один раз употребили великое еврейское слово для обращения к Богу — Иегова. Автор книги употребляет его, называя это имя Господа в начале повествования. А также один раз на протяжении всей истории это великое имя слетает с уст Иова. Однако нет очевидных призна­ков, указывающих на то, что это книга еврейского народа. Мое суждение таково, что Иов не был евре­ем вообще. Это делает данную историю еще более интересной и захватывающей. Иов жил вне преде­лов еврейской нации, как и Мелхиседек, который не был ни евреем, ни их предком. Он не принадлежал к еврейской государственности, когда повстречал Ав­раама. Он был первосвященником и царем Салима. Мелхиседек был праведным человеком, но не при­надлежал к еврейскому народу. Интересно получить свидетельство того, что эти избранные Богом люди не принадлежали к тому народу, который известен нам как «народ завета», т. е. еврейский народ. В но­возаветные времена апостол Петр сказал, что Бог не­лицеприятен и что в каждом народе тот, кто боится Бога и удаляется от зла, принимается Им.

Мы должны остановиться и еще раз взглянуть на этого человека. Он верил в Бога и верил в Него не только разумом, но всем своим естеством, полностью смиряя себя пред Ним. Иов боялся Бога, и его вера и богобоязненность открыли ему истинную природу зла. В результате он стал отдаляться от зла и, наконец, отказался от него вовсе. Всякий раз, когда душа его подвергалась нападкам со стороны зла, он отвергал это зло, отказываясь слушать его голос и принимать его советы и предложения. Посмотрите на этого че­ловека, против которого были направлены нападки зла. Это о нем, как и о любом, ему подобном, дьявол сказал Богу: «Разве даром богобоязнен Иов?» Иов по­бедил зло и именно поэтому стал объектом вражды сатаны. И тот сказал о нем: «Разве даром богобоязнен Иов?» Это был намек, сделанный дьяволом Богу.

Едва ли можно размышлять об этом случае, не видя богохульства в том, что дьявол вообще мог по­сметь сделать какой-либо намек Богу о человеке. Но он посмел. Иов был именно тем человеком, о кото­ром сатана задал свой вопрос. Размышляя над этой историей, мы должны обратить наше внимание на два момента: во-первых, на темную авансцену (пе­редний план) сатаны, и, во-вторых, на светлый и лу­чезарный фон (задний план) Бога. И Иов находился там. Я вижу его душу, представляющую собой поле битвы, где противниками являются Бог и сатана. Дьявол говорит Богу о человеке, клевещет на него, и мы видим, как Бог, понимая это, отвечает сатане.

Рассмотрим кратко эти два момента, упомянутые выше. Прежде всего, темную авансцену. Мы видим, как сатана разоблачает себя в своем обращении к Богу в этом вступительном вопросе, а также во всем том, что он сказал впоследствии. Мы сознаем тот не­обычный факт, что дьявол допускает доброту Бога по отношению к этому человеку. Он не только допус­кает, он признает ее. Он видел эту доброту. Он про­должает наблюдать за ней. Бог спросил сатану: «Об­ратил ли ты внимание твое?» (Иов 1:8). Да, он обра­тил внимание на Иова, он видел его, так как следил за ним, за этим великим человеком Востока, который боялся Бога и удалялся от зла. Сатана видел, что Бог заботился об Иове, и он признает это и объявляет об этом. Это очень интересный факт, который заслужи­вает внимания. Дьявол видел ограду, поставленную Богом вокруг Иова. Он видел, что Бог благословил дела рук Иова. Он видел возрастание Иова в Духе Святом. Он видел, что Иов процветал самым заме­чательным образом. И сатана понимал, что все это пришло к Иову от Бога. «Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благосло­вил, и стада его распространяются по земле» (Иов 1:10). Да, дьявол видел добро Бога и признал ее.

Затем сатана оклеветал верующего человека и сде­лал это очень простым способом, который, тем не менее, является глубоким откровением для нас. Он заявил, что Божья доброта была причиной верности Иова: «Ты был добр к нему, поэтому он и верен Тебе, поэтому он и живет непорочной и набожной жизнью. Он делает это лишь потому, что Ты был добр к нему». Таковым было мнение дьявола об этом богобоязнен­ном человеке, об этой верующей душе. И он сказал Богу: «Позволь этому прекратиться, позволь разру­шить все то, чем Ты окружил этого человека, и его вер­ность исчезнет». Другими словами, дьявол заявил, что эгоизм является движущей силой жизни и религии.

Конечно же, ложь здесь очевидна. Результат по­читания Бога — это благословение. Бог благословил Иова, но его почитание Бога не было результатом этого благословения. Иов боялся Бога, слушался Его и удалялся от зла не потому, что Бог благословил его. Но потому, что он боялся Бога и удалялся от зла, Бог благословил его. Между этими двумя утверждениями существует огромная разница. Это вопрос причины и следствия. То, что Бог благословил Иова обильно, было следствием; но причина страха Иова пред Бо­гом существовала прежде, чем Бог благословил его, и причина эта осталась у Иова неизменной. Это то, что зло никогда не в состоянии понять, когда речь идет о вере как таковой, а также о верующих мужчинах и женщинах. Описанная в этой книге ветхозаветная история была положена в основу многих современ­ных песен. Позвольте мне простую иллюстрацию.

В одной деревне живет приятная добрая старушка, которая регулярно ходит в церковь, и вот какие-то циники говорят, что она ходит в церковь лишь толь­ко потому, что там на Рождество бесплатно раздают одеяла! Все то же самое. Та же самая мерзкая фило­софия, то же самое лживое заявление. Мы уже слы­шали о «рисовых христианах» в Китае (тех, которые якобы ходят в церковь только из-за того, что там бес­платно раздают рис). Это именно то, с чем мы стол­кнулись в Книге Иова: с лживой оценкой дьяволом, я не скажу всего человечества, но человечества, жи­вущего верой в Бога.

Это было откровение невежества. Да-да, чем доль­ше я живу, тем больше убеждаюсь в том, что сатана является самым большим глупцом во всей вселен­ной Бога! Вы скажете, что выглядит он достаточно умным. Многие глупцы умны, но при этом остаются глупцами. Он глупец, он полный безумец. Мои дру­зья очень часто слышат, как я цитирую строки из «Потерянного рая» Джона Мильтона. Он вложил в уста Люцифера слова, которые вполне соответству­ют всему откровению Библии. Это история падения Люцифера, сына утренней зари, самая сокровенная тайна из всех. В этой истории описан тот самый по­ступок, который привел Люцифера к падению и кото­рый вдохновляет его на протяжении всех этих столе­тий. Вот что сказал Мильтон, рисуя портрет сатаны: «Амбиции и жажда власти таковы, что непременно нужно царствовать, пусть хотя бы и в аду. Поэтому лучше царствовать в аду, чем служить на небесах».

Я уверяю вас, что из всей литературы, с которой я знаком, ни одна строка не открывает нам природу и саму суть греха более, чем только что процитирован­ные слова Джона Мильтона. Я уже сказал, что дьявол — глупец и безумец. Нет ни малейшей правды в том, что он говорит, ибо не он царствует в аду. Бог царствует в аду и над адом, направляя в нужное Ему время всех слуг адовых на выполнение Его далеко идущих планов и целей, потому что царствует только Бог.

В ответ на слова дьявола Бог сказал: «Очень хо­рошо. Действуй. Делай то, что ты хочешь. Коснись всего того, на чем лежит знак Моей доброты. Забе­ри собственность Иова. Давай, пробуй. Только есть одно ограничение». «Только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:12). И дьявол уходит и делает все, что он может сделать. О да, это настоящая драма. Са­тана уничтожает весь скот Иова, умерщвляет его де­тей. Он приносит скорбь и разорение, но дьявол не может коснуться Иова.

Но на этом история не заканчивается. Сатана, этот лжец и глупец, возвращается вновь и, испросив поз­воления у Бога, снова подступает к Иову и делает еще одну попытку. Иов же остается верен Богу. «Коснись его, — говорит дьявол. — Ты вряд ли позволишь мне коснуться его. Но только позволь мне это сделать, и Иов проклянет Тебя». «Хорошо, действуй, — говорит Бог, — но есть одно ограничение. Соблюдай ограниче­ние». И сатана уходит, пытается вновь и терпит неудачу.

Такова оценка дьяволом человечества, живущего верой. Это не человечество вообще, но человек, ко­торый боялся Бога и удалялся от зла и жил верой в Бога. Это именно о нем дьявол сказал, что он живет праведно и делает добро лишь потому, что... И все величественное развитие этой драмы доказывает, что сатана — глупец и безумец. Бог позволил ему осуществить свои злые намерения и тем самым раз­решил Иову претерпеть страдания, чтобы вместе с Богом в очередной раз уличить сатану во лжи. Тако­ва темная и зловещая авансцена этой истории. Когда дьявол пришел с сынами Божьими и предстал пред троном Всевышнего, Бог сказал: «Обратил ли ты внимание твое?» (Иов 1:8). Это потрясающее выра­жение — «обратил внимание». Оно не означает «ви­дел» или «взглянул». Смысл его заключается в следу­ющем: проводил ли ты время, наблюдая за ним? Да, сатана наблюдал за Иовом. «Обратил ли ты внима­ние твое?» Да, он обратил свое внимание, но ошиб­ся. Он не видел того глубочайшего движения веры этой души в Бога, и он сказал, что Иов делает все это только ради того, чтобы получить как можно боль­ше благословений от Бога. Таково отношение зла ко всем верующим людям.

Но чтобы подвести некоторые итоги, я обращаюсь к другой стороне: яркому и величественному фону этой истории — к Богу. Будьте внимательны, чтобы уяснить все, ибо я буду предельно краток. Если са­тана лгал людям о Боге и сумел обмануть их, то он не может обмануть Бога, оболгав перед Ним чело­века. Дьявол лгал человечеству, и человечество, по­верив в его ложь, пало и совратилось на свой путь, чем ввергло себя в пучину циклов истории, в пучину опустошения, страданий и неправды. И сегодня мы с вами находимся в центре этой пучины только лишь потому, что человечество поверило в то, что сказал сатана о Боге. Но он не может обмануть Бога. Он мо­жет делать свои грязные намеки Богу. Однако у меня в голове звучат слова из Нового Завета: «Я есмь пас­тырь добрый и знаю Моих» (Ин. 10:14). Это значит не только то, что имена этих людей вписаны в вели­кую книгу жизни, но и то, что Господь знает о них все, включая мельчайшие подробности их естества. Если дьявол обратил свое внимание и предположил, то Бог знает. И это знание уходит глубже и дальше любых мнений и предположений любого интеллекта. Это вечное знание Бога. «Я... знаю Моих».

Какие прекрасные слова изрек пророк Исайя, сло­ва, охватывающие бесконечное пространство и в то же время обладающие личностной завершенностью. Позвольте мне процитировать их вам. «Ибо так гово­рит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во свя­тилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Бог пребывает в двух местах: в вечности и в душе верующего че­ловека. Бог знает Своего слугу Иова. И дьявол не может обмануть Бога. Господь может призвать ве­рующих людей, и Он это делает — в данном случае Бог призывает Иова — пострадать во имя интересов истины. Но при этом страдания находятся под Его контролем. Сатана всегда ограничен. И много позже, находясь в ужасном положении, Иов сказал: «Пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов 23:10). Это были слова души, знающей Бога, которая была в состоянии взглянуть в лицо обрушившимся на нее страданиям и разглядеть в них Божье испытание. И Иов сказал: «Выйду, как золото».

Итак, рассмотрев второй случай, где мы слышим в Библии голос дьявола, мы теперь понимаем истинное значение его слов. Сатана оценивает Иова, а в его лице и все человечество, как падшего и деградировавшего. Он не принимает во внимание тот факт, что этот че­ловек не принадлежит к грешащей человеческой расе, которая поверила ему, когда он клеветал на Бога. Иов глубоко верует в Бога. Дьявол не принимает во вни­мание возможность существования более глубоких течений, невидимых с поверхности. Возможно, его оценка верна в отношении неверующего человека, ко­торый, возможно, действительно может быть религи­озным льстецом ради той выгоды, которую он может извлечь из своей религиозности. Но подобная оценка никогда не может быть правдивой по отношению к человеку, который живет в тесном общении с Богом. Да, мы знаем, что Господь ставит ограду вокруг нас. Он дарует нам бесчисленные благословения так, что любой стих Священного Писания, к которому мы об­ращаем наш разум и наше сердце, становится для нас полным глубокого значения.

«Пересчитай твои благословения и назови их все по одному». Я люблю напевать эту рифмовку, хотя в действительности мы не можем сосчитать наши бла­гословения. Попытайтесь! Библия сама скажет вам, что вы не можете это сделать. Их так много. Мы сми­ренно признаем этот факт, однако мы верим в Гос­пода и следуем за Ним не потому, что Он нас благо­словляет. Точно так же все тот же Иов сказал: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться (буду уповать на Него)» (Иов 13:15). Так же сказал и другой Божий человек более поздних времен:

«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17).

Итак, будем понимать, братья, умыслы сатаны. Как мы видим, все они абсолютно лживы; он лжет в обоих рассмотренных нами случаях. Все же оба эти случая лежат в основе бесконечного количества кру­шений человеческих судеб, которые уже произошли и которые происходят сегодня вокруг нас. Однако, что касается нас, то мы живем только верой в Бога и на Него Одного уповаем. Аминь!

 

 

Третий Библейский урок

Матфея 4:1-11

«И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое».

Луки 4:5-7

И так, мы подходим к рассмотрению третьего и последнего случая, когда на страницах Писа­ния слышен голос дьявола. Я читаю эту проповедь по Евангелию от Матфея, но эпиграф для нее я взял из Евангелия от Луки. Я считаю, что Матфей зафик­сировал хронологию искушений Христа в ее истин­ном порядке. Лука же описал данные события в дру­гой последовательности и сделал он это умышлен­но, чтобы показать нам картину искушения нашего Господа с самого главного, по его мнению, искуше­ния — искушения спасательной миссии прихода Иисуса Христа в этот мир. На мой взгляд, достовер­ную хронологию искушений, с которыми столкнулся наш Господь в пустыне, мы имеем у Матфея. Первое искушение было физическим — хлеб. Второе было духовным — вера в Бога. И третье было професси­ональным, т. е. искушением назначения и цели при­хода Христа в мир. Перед нами истинный порядок составных человеческой личности. Первая, фунда­ментальная, — физическая, но основная — вторая, духовная, и последняя — это всегда профессиональ­ная, т. е. назначение человека.

Испытываю большое искушение поподробнее остановиться на этом вопросе. Я не предлагаю сде­лать это, однако хорошо всегда помнить, что данный порядок составных человеческой личности всегда одинаков во всех случаях. Итак, первый фактор — физический. Если я встречаю вас, то я встречаю вас физически. Я здороваюсь с вами за руку, ну, я могу это себе позволить! Это все физическая сторона личности человека. Через некоторое время я узнаю вас поближе, я прикасаюсь к самой основной стороне вашей личности — духовной. И, наконец, назначение каждой человеческой жизни — это не просто факт ее существования, но ее цель. «Для этого Я был рож­ден, и для этого Я должен прийти в мир», — сказал однажды Иисус. Его физическое естество и Его ду­ховная сущность слагали тайну, чудо и славу Его лич­ности, однако во всем этом была цель. И так всегда.

Поэтому мы видим, что в данном случае искуше­ния дьявола развиваютс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: