ПИСЬМО (брату во Христе), часть 2




По мысли святителя Григория Паламы христианская жизнь в Новом Завете показана как монашеская, а вместе с тем, эту жизнь Христос предложил миру, которая предназначена для всех людей и прежде всего для мирян.

Молитва только тогда становится истинно сердечной, когда ум не покидает сердце, не выходит из него ни в область головы, ни в какое внешнее пространство. Про это, старец Иосиф Исихас сказал: «Как в гнезде наш ум успокаивается в сердце, успокоение такой покой, такая исихия приходит, когда наш ум достаточно окреп и оперился, когда уже не выпадает наружу из гнезда, такое успокоение есть умственная тишина, называется начальной исихией, она обретается, когда ум сворачивается в гнезде сердца, наступает внутренне затишье».

Нам нужно учиться воздерживать свои мысли, чувства, язык - эти советы исихастов. Нам нужно избегать насколько возможно общение с людьми, больше всего предпочитать для себя уединение, безмолвие. Воздержание языка это не только не осуждать, исключается всякое пустословие, любые необязательные разговоры. Разговор необходимый подвергать строгой редакции и сокращать до предельного минимума. То, что можно сказать в 10 –ти словах, найти способ сказать в 5- ти, а лучше в трех. Так дисциплинируется мысль, воспитывается культура нашего мышления.

Празднословие, следствие праздномыслия, а последнее есть болезнь души. Пока не поправимся, пока не введем мышление в русло исихии, до тех пор не пробудятся в нас способности к умной сердечной молитвы. Ценить нам нужно молчание больше всего, так как молчание есть золото, в это время можно молиться и общаться с Богом.

Заповедь вторая не прелюбы сотвориши. Для нас это означает, чтобы мы не изменяли Богу, не предавали Его. К заповеди дано разъяснение: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). И так будем мы строги к себе и не взираем с вожделением, не позволяем себе не единого взгляда, когда он исполнен чувственности да несет услаждения.

Нужно учиться преодолевать притягательность того, что нас окружает и обязательно будет манить к себе. Сдерживать нужно свое любопытство. Влечение плотское может маскироваться под чувством дружеским, невинное душевное расположение. Не возраст, не пол значения не имеют, потому опять же, все сводиться к одному, нужно избегать лишних встреч и праздных общений, иметь общения строго по существу и не более.

Нам кажется, что поглядывая на прохожих, мы ничего особого не совершаем, это заблуждение. Любой не осторожный взгляд, дело не шуточное. Святитель Василий Великий говорит: что если глазеем на людей, то начинаем посредством своих очей вливать в себя грех. Если, есть чувственный интерес, то начинаем похотливыми взорами пожирать наружность ближнего и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву, то есть душу свою губить. Поэтому, находясь среди людей нужно сберегать свои глаза, прятать свой взгляд, при разговоре смотреть в пол, в землю, в сторону. Перед собой смотреть расфокусированным взглядом, как бы видя и не видеть. Без необходимости ни на что не нужно смотреть пристально, а собирать свое внимание в груди и творить молитву, собирать внимание нужно как можно усердней и увидим как интерес ко внешнему сам собой начнет остывать. Но этого мало, удержать надо мысленное, внутренне воззрение. Взяться надо за это ревностно, пытаться не подпустить не единого, не соблазнительного греховного помышления. Биться нужно против каждого нечистого ощущения, и тогда все всплывающее из памяти безжалостно будет отсекаться и так делать круглосуточно, это и есть исполнение заповедей, это и есть послушание, когда каждая неудача покрывается покаянием. Как пропустили удар, сразу же на колени просить прощение, каяться, плакать и скорбеть, вставать и снова воевать с сатаной. Этой мудрости учат нас святые отцы.

Не просить у Бога отъять пристрастие, зачем лишать себя побед и венцов, зачем лишать себя боевой подготовки, нам напротив очень нужны эти битвы и опыт брани, чтобы воином стать, чтобы сразиться и победить, чтобы встретится наконец со своим Старцем Небесным, это Он говорит: побеждающему дам сесть со мною на престоле моем. Побеждающий наследует все и буду ему Богом и он будет мне сыном. И так нам нужно у Бога просить ревности, просить мужества для борьбы с сатаной, для войны. Просить силы и мудрости, просить плача за грехи свои, просить покаяния, помощи, прощения, самоосуждения вот все это нам надо вымаливать себе и сражаться с врагом на совесть.

Без исполнения заповеди, ум наш никогда не будет чистым, а с оскверненным умом никогда не стяжать чистоты молитвы, а тогда останется навсегда, возбранен доступ к сердцу, к духу и к Богу. Эту заповедь о воздержании, нужно непременно соблюдать. Воздержание бывает или всесторонним или никаким. Воздерживаться, значит не воззреть не только на жену…., но отказываться от вожделенных ощущений, впечатлений, которыми питает нас например искусство, когда испытываем пристрастье к искусным твореньям падшего мира. Когда воззрим на них с услаждением, то уже любодействуем с миром, а любодейство, это есть измена Богу. Привосприятие любых видов искусства в душе уже остаются неизбежно накопленные впечатления и чем произведение талантливее и ярче, тем более рельефнее остается грязный след.

Любой информационный и развлекательный материал добавит груз в архивы подсознания и речь идет тут даже не о содержании. Полученные впечатления могут быть вполне благопристойны и беспорочны, но это не умаляет тяжести груза, а только наращивает объемы нашего багажа. И вот этим мы сами себе возводим почти непреодолимое препятствие в молитве. Потом не надо удивляться, когда все время и все силы жизни уйдут на пробивание этой стены, не пропускающей ум к сердцу. И поэтому просим у Господа, чтобы отвратил наши очи от суеты мира сего.

И наконец, о последнем, нет воздержания без поста, заповедь та же…. не воззри с вожделением на пищу. Суть в том есть, что нужен пост постоянный, это исиахский принцип. Но это не значит, что жить надо на одних сухарях, как во всем суть не в форме, а в содержании. Поэтому важно, прежде всего, ни что, а как мы съедим. Цель достигается через ограничения всегда и во всем. Будь то скоромное или постное никогда и ничем не есть до сыта. Пусть нормой станет то, чтобы всегда ощущать себя слегка, но постоянно алчущим, так удушается и истребляется страсть.

Вот слово на этот счет святителя Григория Паламы: пусть будет насыщение соответствующим посту. Таким образом, умеренно воздерживающийся от пищи, и умеренно насыщающийся, немного будет позади не едущих. То есть не намного отстанет от тех, кто держит пост максимально строгий.

Так вот душа моя скажем мы сами себе к этим двум послушаниям, приступи с полной отдачей, начни жизнь предельно внимательною, полностью сосредоточенную на этих заповедях. Окажи послушание Христу и от Него последует помощь.

Первая заповедь борьба с антипатией, вторая с симпатией, вместе они образуют систему всестороннего воздержания, которое называется аскеза. Разумеется, все это сооружение аскезы сиждется на фундаменте, на исполнении заповеди о молитвенном делании. Эта заповедь обоюдна остра, то есть имеет две составляющие, блюдите, бдите и молитесь, это об отрезвлении и молитве. Толцыте и отверзется вам, это о молитвенном правиле.

Заостряя обе эти грани, сочетая эти два делания мы пребудем во всеоружие на всех фронтах нашей брани, келейном бдении, богослужении, в столкновении с внешним миром. Без исполнения этих двух последних заветов, все остальное, любые подвиги и добродетели они лишаться своего духовного смысла и превратятся в культ внешнего благочестия.

К сказанному достается добавить одну существенную оговорку, при всем усердии и самоотдачи, всякое делание должно быть адекватно внешним условиям и обстановки. Одно уместно в пустынном скиту, другое в монастыре, третье в миру. Но об этом кратко не скажешь, эта тема отдельного разговора.

А пока далее. Из руководства Евангелия Слово Божье нам руководит: «Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве». Что из этого следует, что наше подвижничество должно быть по возможности неприметным для окружающих, для этого приходится умудряться, а иначе загубим все свои добродетели.

Постепенно по мере сил своих можно вводить в свою жизнь и новые послушания, например на очереди такая заповедь чрезвычайно серьезная «всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик. В эту заповедь надо вдуматься основательно. Не может быть мой ученик - это условие обучение Христа, что следует далее, надо пересмотреть свою жизнь очень глубоко и честно. Пересмотреть со стороны внешне и внутренне, не осталось ли что -то от наших имений, ведь иначе не можем быть мы ученики Христа, а остаться без Учителя, это равно тому, что мы погибнем.

Бог не требует невозможного не от кого, что требуется, так это искренно усердие и самоотречение вместо самооправдания, но именно там где ты есть с теми силами, что имеешь, в тех условиях куда же Он тебя и поместил. На это есть Апостольское указание, прибывать в том положении, в котором призван. Каждый поступай так, как Бог тебе определил и каждый поступай так, как Господь тебя призвал. Если там где ты есть, действуешь с полной самоотдачей, то этим доказываешь, что воспринять научение ты способен, тогда можешь надеяться быть принятым на учебу ко Учителю - Христу. Но если не сделаешь это здесь, не сделаешь ни в какой пустыне и не с какими старцами.

До встречи!

Храни нас Господь и Божья Матерь!

Автор, Тамара Костина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: