Часть первая. Как научиться определять характер.
Впервые я заинтересовалась вопросом характера лошади, когда мне было 12 лет. Я росла на ферме в Канаде, в сельской части Альберты; там я каждый день ездила в школу на моей рыжей кобыле Трикси — не для удовольствия, а просто потому, что у нас не было другого транспорта.
Трикси определенно была лошадью с собственными мыслями. Однажды, когда я ехала в школу позже обычного, она решила, что не хочет идти по дороге одна, без привычной компании лошадей моих двоюродных братьев и сестер, и без особых церемоний сбросила меня на дорогу, а сама побежала рысью домой. Так я получила первый урок лошадиных фокусов.
Оба моих деда были одарены необычайным интуитивным, практическим знанием психологии лошади. Мой дед, Уилл Кэйвуд, который был романтиком, оказал на меня огромное влияние. В молодости, в начале XX века, он был жокеем и выступал в Солнечном Цирке с гастролями от Чикаго до Флориды. В 1902 году один австрийский граф взял его с собой в Россию, где он работает в конюшнях Николая Второго. Лошади, которых он тренировал, с таким удивительным постоянством выигрывали скачки, что в 1905 году ему вручили приз как лучшему тренеру России на дорожках Московского ипподрома.
Годами позже я тоже поехала в Россию, чтобы на Московском ипподроме показать мои методы тренировки и работы с лошадьми. Это было необыкновенное переживание, подобное завершению круга: я стояла на той же огромной арене, где когда-то стоял он, и было очень приятно чувствовать, что даже через столько лет его имя открывало двери и сердца в московском конном мире.
Секрет успеха моего деда, как он однажды поведал мне, заключался в очень доверительных отношениях, которые он и его конюхи устанавливали с каждой лошадью. Во-первых, он никогда не выставлял лошадь на скачку, если она не давала ему понять, что она действительно хорошо себя чувствует и готова победить; а во-вторых, всех лошадей в его конюшне в течение получаса терли руками после чистки. Конюх с силой поглаживал животное руками и таким образом обрабатывал каждый дюйм поверхности его тела.
|
Отношение моего деда к лошадям с детства влияло на мою жизнь. Когда мне было 12 лет, я часто стояла и наблюдала за поведением лошадей в табуне, стараясь почувствовать и понять разные черты их характера и разные индивидуальности. В доме все время обсуждали то, как форма головы указывает на разные черты характера, так что когда я увидела объявление о выходе в свет брошюры профессора Джеймса Бири, я сразу ее заказала и прочитала, что горбатый (римский) нос может указывать на упрямство, а маленькие глаза могут означать злобность характера.
В подростковые годы после школы я проводила время в конюшнях Брайаркрест в Эдмонтоне, где в течение пяти лет тренировалась и ездила верхом. Брайаркрест был тренинговым центром, известным своими успехами в подготовке гунтеров, прогулочных и конкурных лошадей. Там я осталась с разными лошадьми и проверяла теорию о характере лошади. Конюшней управляла Элис Гривз Метерал, известная своей способностью выбирать и тренировать отличных конкурных лошадей и гунтеров. Каждый вторник я посещала ее лекции по всем аспектам работы с лошадьми, где я расширяла понимание характера и индивидуальности лошади, училась понимать, как конформация влияет не только на физический баланс лошади, но и на ее эмоциональное и умственное развитие.
|
Все эти годы меня продолжала вдохновлять мудрость моего деда. В 1960-е годы он жил с нами на ферме по разведению чистокровных лошадей Хемет, которую мой муж Вентворт Теллингтон и я основали в Хемете, на склонах холмов Южной Калифорнии. У нас было 80 чистокровных племенных кобыл, табун из 20 арабских племенных кобыл, 4 жеребца, несколько изящных сиамских кошек, стайка дворовых кошек и семейство мраморных датских догов.
Вент и я сидели вместе с моим дедом Уиллом на кухне за столом и как зачарованные слушали его рассказы о травах, которыми он лечил лошадей, о его технике массажа и об удивительном методе оценки характера лошади по завиткам, которому его научил в России цыган-переводчик.
Искусство определения характера лошади является очень древней традицией в культуре ряда народов, которые высоко ценят лошадей и их индивидуальность. Интересно, что цыгане в Европе и Азии, которые необычайно хорошо понимали лошадей, использовали тот же самый метод анализа характера лошади, что и бедуины, великий конный народ Северной Африки и арабских пустынь.
Цыган-переводчик научил моего деда этому древнему методу, согласно которому положение и число завитков на голове лошади являются показателем характера и темперамента животного. Завитки на теле представляют собой отдельную тему, но я не помню, чтобы мы об этом говорили.
В 1964 году мы переехали в Бэджер, Калифорния, и основали Тихоокеанскую ферму исследований лошадей — учебный центр, который собирал и предоставлял информацию по всем аспектам ухода за лошадьми, включая менеджмент и тренинг.
|
Мы решили проверить теорию завитков моего деда и провели исследование. Тогда мы вели колонку в журнале «Западный всадник» и благодаря этому, а также благодаря членству во многих конных организациях и выпуску международного информационного бюллетеня мы смогли собрать информацию о 1500 лошадях из девяти разных стран, включая США и Канаду.
В нашей анкете мы просили людей отметить число и точное место расположения завитков на головах их лошадей, дать нам описание поведения и черт характера их животных, а также описать возникающие проблемы при взаимодействии с ними. Мы сопоставили эти результаты и обнаружили, что они в точности совпали с тем, что мы знали от моего деда. Подробные результаты нашего исследования приводятся ниже, в разделе «Завитки».
В начале 70-х годов я начала читать лекции по анализу характера лошади. Я была поражена интересом к ним, а также тем, что ко мне приходили сотни людей с просьбами провести оценку характера их лошадей. Однако только в 1975 году я обнаружила, что характер лошади можно не только анализировать и понимать, но на него также можно воздействовать.
За 25 лет работы с лошадьми я разработала метод тренировок, в основе которого лежат коммуникация и сотрудничество между лошадью и всадником, а не подчинение и использование силы.
В 1972 году я приехала в Европу, чтобы обучать людей моему методу, который мы позднее назвали методом «Осознавания лошадей» Теллингтон-Джонс, и там я узнала про семинар израильского доктора наук Моше Фельденкрайза. Моше был знаменитым физиком, атлетом и мастером боевых искусств. Он на собственном опыте открыл систему реинтеграции разума и тела. За несколько лет до того у него возникло обострение заболевания колена, вызванного старыми футбольными травмами, и он с трудом мог ходить.
Он решил, что научит свои ноги и все тело двигаться по-новому и разработал программу, которая помогла ему обойти привычный способ движения и использовать доступные альтернативные движения. Через два года он снова мог ходить. Он создал теорию и практику, которые помогают не только парализованным людям и инвалидам, но и всем, кто здоров и хочет полностью реализовать свой физический и умственный потенциал.
Его техники, известные миру под названием «познание через движение», или «Метод функциональной интеграции Фельденкрайза», основаны на следующих положениях.
Когда мы растем, развиваемся, учимся функционировать в физическом мире (ходить, танцевать, ездить верхом) и получать от этого удовольствие, у нас формируются образцы взаимодействий между клетками нашего мозга и определенными мышцами. Например, если мы научились ходить неуклюже, то наше тело будет запрограммировано на неуклюжую походку. Если мы с детства говорим на английском языке, то мышцы нашего рта работают иначе, чем если бы мы говорили на французском.
Позднее для выполнения определенных функций будут задействованы те части мозга, которые однажды оказались таким образом запрограммированными. Однако Моше Фельденкрайз разработал такую систему непривычных мягких движений и манипуляций, которые пробуждают новые клетки мозга и активизируют неиспользуемые нейронные пути. При этом старые плохие привычки, а также привычные реакции на напряжение, боль или страх ломаются, высвобождая подавленные или зажатые эмоции, которые их сопровождают. Тогда нам становятся доступны новые возможности для выбора, а с ними приходит и новая способность обучаться и новый образ себя. Моше часто говорил, что цель его работы — дать людям возможность реализовать свой самый высокий потенциал (физический, эмоциональный и интеллектуальный).
Обучение у доктора Фельденкрайза было для меня откровением. Я поняла, что идеи Моше так же применимы к лошадям, как и к людям. С помощью его метода можно устранять физические и эмоциональные проблемы у лошадей, а значит, и их характер наверняка можно изменить определенным образом.
Многие годы я, как и большинство людей конного мира, считала, что какой лошадь родилась, такой она и будет всю жизнь. Мы все слышали такие фразы: «ну, эта лошадь просто плохая», «сильно напряжена и таскает» или «безнадежно упрямая». В этих оценках есть некоторая доля правды, но Моше Фельденкрайз кардинально изменил мои взгляды на лошадей. Я поняла, что хотя мы и не можем изменить врожденные генетические качества, все же мы можем изменить характер лошади.
Словарь определяет слово «характер» как «воплощение ряда качеств; сумму физических, умственных, эмоциональных и социальных характеристик индивида, организованные поведенческие характеристики индивида». В этом определении есть много аспектов, помимо генетических, и мне представляется ясным, что индивидуальный характер любого существа вовсе не является чем-то фиксированным, но скорее напоминает результат взаимосвязей между индивидом и окружающим миром.
Мой опыт показывает, что многие поведенческие проблемы, которые мы считаем проблемами характера лошади, на самом деле возникают из-за дискомфорта в ее организме. В некоторых случаях это происходит из-за врожденной напряженности, в других—по причине скованности, вызванной внешними обстоятельствами, такими как недостаток движения, неправильное кормление, плохие условия содержания или недостаток общения.
Например, лошадь может реагировать на дискомфорт или боль, вызванные плохой конформацией. Соответственно сопротивление или нежелание работать могут возникнуть не вследствие недостатков характера лошади, а из-за неправильно подогнанного седла или посадки всадника, которые причиняют ей боль, или из-за таких требований всадника, которые лошадь физически не может выполнить. Иногда всадник может подавать неясные или нечеткие сигналы, которые лошадь не понимает, и потому ее считают упрямой.
И, конечно, здесь важно еще то, как мы взаимодействуем с нашими лошадьми и как мы сами их воспринимаем. Иногда сам факт, что мы ожидаем определенного плохого поведения от лошади, оказывает на нее воздействие и лошадь реагирует на наше напряженное поведение, оправдывая наши ожидания.
Когда у нас сформировалось неправильное представление о лошади, мы сами создаем ее плохой характер. Но когда мы разрушаем наши старые привычки восприятия и начинаем по-новому видеть и рассуждать, мы можем выявить лучшие качества в наших лошадях и открыть новые положительные черты в своем характере.
Понимание лошадей означает также и понимание себя, когда мы видим. как наша индивидуальность совпадает или сталкивается с лошадьми, на которых мы ездим или которых тренируем. Я была поражена, когда осознала, насколько важно для всадника уметь правильно подобрать себе лошадь. Когда здесь есть несоответствие, это напоминает неудачный брак — если личности не гармонируют между собой, то никто не получает удовлетворения и общение не приносит радости.
С другой стороны, тот факт, что лошадь продолжает вести себя разочаровывающим образом, вовсе не означает, что она не подходит всаднику или что тренер делает что-то неправильно. Может быть, лошадь просто не подходит для этой дисциплины или мы имеем дело с некоторой особенностью характера лошади, которую можно понять и с которой можно справиться.
Для меня одно из больших преимуществ знания о том, как оценивать характер лошади, заключается как раз в том, чтобы заранее предвидеть такие ситуации.
Мне нравится думать о том, что чтение характера напоминает работу сыщика. Сыщик начинает работу с использования проверенных методов расследования для того, чтобы прийти к определенным выводам. Затем, под вспышкой интуитивного озарения все ключи собираются вместе, и загадка разгадывается.
Я надеюсь, что эта книга послужит вам практическим руководством и даст новое понимание лошадей, поможет натренировать свой взгляд на наблюдении. Так важно уметь находить смысл в форме головы животного, расшифровывать способности, заложенные в конформации тела, чтобы потом правильно оценить поведение лошади.
Я также надеюсь, что книга поможет вам развить свою интуицию и что вы сможете настроиться на универсальный язык сердца и всегда помнить о том, как вы начали увлекаться лошадьми.