Джеральд Гарднер - Beдовство сегодня. Гарднерианская Книга Теней 2 глава




—Алексей Осипов

Издание подготовлено российским отделением Ordo Templi Orientis (www.oto.ru)

Ведьмы Англии сказали мне: «Напиши и поведай всем, что мы — не какие-нибудь извращенки. Мы — приличные люди, и хотим только, чтобы нас оставили в покое. Есть, однако, тайны, которые тебе выдавать не следует». И вот после некоторых споров относительно того, чего же именно мне не следует выдавать, я пользуюсь дозволением рассказать многое такое, что никогда доселе не становилось достоянием публики, об их верованиях, ритуалах и причинах их деяний и поступков; а также подчеркнуть, что ни теперешние верования их, ни ритуалы, ни практики не являются вредоносными.

Пишу я исключительно о том, что бытует на севере, юге, востоке и западе Англии в наши дни и в известных мне общинах-ковенах. Вдобавок мне было разъяснено происхождение по крайней мере некоторых историй, что рассказывают о ведовстве. Могу лишь повторить слова Луция Апулея («Метаморфозы», xl, 23), который, написав пространный рассказ о собственном посвящении в мистерии, проходившем на языке таинственном и темном, добавил: «Я поведал вам о вещах, значение которых — хотя бы вы и слышали о них — останется для вас неясным».

Музей магии и ведовства в Каслтауне — единственный в мире, посвященный магии и ведовству. В моем распоряжении имеются материалы для доказательства сказанного.

Я хотел бы поблагодарить мистера Росса Николса, редактора «Христианской истории и магической практики», за снабжение меня дополнительной информацией и за многочисленные полезнейшие комментарии и предложения.

Д.Б. Гарднер

директор Музея магии и ведовства, Ведьмина Мельница, Каслтаун, остров Мэн[4].

ВВЕДЕНИЕ

доктора Маргарет Мюррей

в прошлом доцента кафедры египтологии Университетского колледжа (Лондон)

В этой книге доктор Гарднер утверждает, что обнаружил в самых разных частях Англии группы лиц, по сию пору отправляющих те же самые ритуалы, что и так называемые «ведьмы» Средних Веков, и что ритуалы эти доподлинно сохранились до наших дней, а не были просто возрождены по книгам. Своим приятным для чтения, легким слогом он дает очерк сходных практик Древней Греции и Рима, а богатый личный опыт работы с культурами Дальнего Востока позволяет ему наглядно продемонстрировать, что многие народы, будь то на Дальнем Востоке или на Британских островах, до сих пор практикуют поклонение Всемогущему Подателю Жизни в соответствии с древними ритуалами. И хотя ритуал Европы сейчас вполне созвучен современной цивилизации, чувство, стоящее как за первобытными обрядами, так и за цивилизованными, остается неизменным: это благодарность Создателю и надежда на постоянство Его милости.

Личное поклонение может принимать любые формы, но группа лиц, поклоняющихся совместно, неизбежно разрабатывает некие разновидности ритуала, в особенности если практика принимает вид танца. Для ритуального танца, представленного как акт поклонения или зримое выражение молитвы, характерна ритмическая составляющая. Танец-молитва бывает чаще всего направлен на обретение изобилия пищи, и потому воспроизводит в стилизованной форме движения животных или рост растений, количество которых практикующий желает увеличить. Танец-поклонение даже еще более ритмичен, чем молитва.

Все движения пляски ритмичны, а в качестве аккомпанемента выступает пение, или же он исполняется на ударных инструментах, позволяющих четко и ясно отмечать ритм. Ритмические движения, ритмические звуки и эмпатия членов ковена, занятых одним и тем же процессом, вызывают состояние оживления и подъема чувств, иногда доходящее до опьянения. Эта

стадия обычно рассматривается участниками ритуала как особая божественная милость, знаменующая собой действительное нисхождение божества в тело поклоняющегося. Вакханки Древней Греции достигали опьянения посредством пития вина и через то обретали единение со своим богом.

В этой книге доктор Гарднер продемонстрировал, что так называемое «ведовство» является наследником древних ритуалов, не имея ничего общего с наведением чар и прочими вредоносными практиками, но будучи, напротив, искренним выражением того же отношения к Богу, что являет — быть может, более благочинно, но отнюдь не более искренне — современное нам христианство в своих церковных службах. И все же пляски-процессии пьяных вакханок, неистовые прыжки вокруг Гроба Господня, описанные Мондреллом в конце XVII века[5], скачущие танцы средневековых «ведьм», торжественный зикр[6] египетских крестьян, кружения танцующих дервишей — все это уходит корнями в горячее желание верующего оказаться «ближе, о, мой Господь, к тебе» и своими действиями показать ту величайшую благодарность, которую не всегда возможно претворить в слова.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Живое ведовство

0 ведовстве уже написано множество книг. Самые ранние представляли собой по сути пропаганду, распространяемую разными церквами для устрашения людей и предотвращения любых контактов с тем, что церкви считали своим ненавистным соперником, — ибо ведовство есть религия. Позднее появились книги, доказывающие, что Ремесло это никогда не существовало. Многие из них черпали вдохновение у ведьм или даже ими и были написаны. И наконец в последнее время свет увидело немало работ, рассматривающих ведовство с научной точки зрения, и написанных такими авторами, как доктор Маргарет Мюррей, Р. Тревор Дэвис, Кристин Хойл, Арне Рунеберг, Пеннеторн Хьюз и Монтегю Саммерс.

Мистер Хьюз в своей весьма научной книге о ведовстве доказал, мне думается, с величайшей ясностью то, что многие знали и так: Маленький народ вересковых пустошей, некогда именуемый фейри или эльфами, впоследствии стал зваться ведьмами; однако, по моему мнению, у всех этих книг есть один существенный недостаток. Хотя авторы их, судя по всему, знают, что ведьмы существуют, никто из них не удосужился спросить ведь- му[7] о ее взглядах на ведовство. А ведь ее мнение должно обладать некоторым весом в этом вопросе, даже невзирая на то, что оно может не соответствовать прочим — предвзятым — мнениям.

Разумеется, у молчаливости этой есть свои причины.

Не так давно мне случилось беседовать с весьма знающим профессором с континента, писавшим о процессах над ведьмами двухсотлетней давности, и он сказал мне, что получил массу информации от самих ведьм. Впрочем, он, несмотря на полученное приглашение, побоялся посетить их собрания. Религиозные настроения в его стране крайне сильны, и если бы стало известно, что он якшается с ведьмами, его профессорский пост оказался бы под ударом.

Кроме того ведьмы скромны и менее всего хотят известности и рекламы. Я спросил первую же, с которой познакомился: «Почему вы храните все это поразительное знание в тайне?

В наши дни за это уже никого не наказывают». На что ведьма ответила мне: «Да ну? Если бы в деревне, где я живу, прознали об этом, то случись курице околеть, или захворать ребенку — винить придут меня. А разбитые окна профсоюз нам не оплачивает!»[8]

Я — антрополог, и работа антрополога состоит в том, чтобы выяснять, что люди делают, и во что они верят — а не то им говорят делать и во что верить другие. Также в его задачи входит прочитывать как можно больше книг по теме своего исследования, но ни в коем случае не принимать их безо всякой критики, в особенности если они противоречат обнаруженным им свидетельствам.

Антропологи, конечно, могут делать собственные выводы и выдвигать какие им заблагорассудится теории, но обязаны заявлять при этом четко и внятно, что все это — лишь их частные выводы и теории, а вовсе не доказанные факты; именно этого метода я и намерен придерживаться. Работая с коренными народами, ученый изучает их фольклор, записывает предания и религиозные ритуалы, на которые основывают они свои верования и поступки. Так почему бы не подойти с этой же стороны и к английским ведьмам?

Прежде всего я должен объяснить, почему и зачем решил говорить о вещах, мало кому известных. Всю свою жизнь я интересовался магией и смежными дисциплинами и даже собрал коллекцию магических инструментов и талисманов. Мои штудии привели меня к спиритуалистам и в иные общества; я познакомился с людьми, утверждавшими, что знали меня в прошлой жизни. Здесь я должен сразу заявить, что хотя и верю в перевоплощение — как большинство тех, кому довелось жить на Востоке — но никаких прошлых жизней не помню (и это жаль), хотя кое-какой любопытный опыт на этот счет у меня есть.

Как бы там ни было, вскоре я присоединился к Кругу и дал обычную для подобного случая клятву молчания, обязавшую

меня не раскрывать тайн культа. Но поскольку культ этот умирал, мне стало жалко, что знаниям его суждено погибнуть вместе с ним, и в конце концов мне было даровано дозволение описать под видом художественного произведения кое-какие верования ведьм в романе «Руководство по Высокой Магии» («High Magic’s Aid»)[9]. Настоящая книга служит той же самой цели, но подходит к предмету с точки зрения фактов.

Меня часто спрашивают, как я могу верить в магию. Если я стану объяснять, что такое, по моему мнению, магия, мой ответ окажется очень пространным. На самом деле я смотрю на это просто как на использование некоторых не вполне тривиальных способностей. То, что способности такие существуют — общепризнанный факт. Вундеркинды, делающие сложнейшие вычисления в уме, — явление достаточно известное; многие люди обладают способностью под гипнозом рассчитывать время с величайшей точностью. В гипнотическом сне им отдают распоряжение, скажем, сделать что-нибудь по истечении миллиона секунд; в нормальном своем состоянии они не имеют никакого понятия о подобных порядках, однако, внутренний разум без труда производит расчет и ровно через миллион секунд человек исполняет приказ, сам не зная почему. Попробуйте отсчитать миллион секунд в обычном бодрствующем состоянии разума, не глядя на часы, и вы поймете, о чем я веду речь.

Используемые в этом случае силы кардинально отличаются ото всех известных нам ментальных способностей. И упражнять их в обычных условиях не представляется возможным.

Но раз бывают люди, обладающие такими необычными способностями, почему бы не быть и другим — с другими способностями, умеющим применять их необычными способами?

Мне постоянно задают разнообразные вопросы касательно ведовского культа, на которые я могу ответить лишь следующее: практически у всех первобытных народов есть церемонии посвящения, и некоторые из этих посвящений суть инициации жреческие, магические, обряды приобщения к тайным организациям или к тем или иным мистериям. Обычно они считаются необходимыми для благополучия как всего племени в целом, так и отдельных его членов. Чаще всего они включают

очищение и проверку на силу и храбрость — достаточно суровую и мучительную: запугивание, наставления в племенном устном знании, в сексуальном знании, в изготовлении амулетов и в целом в религиозных и магических материях, а также ритуал смерти и воскресения.

Я отнюдь не заставляю все первобытные народы заниматься всем этим; я лишь констатирую, что ведьмы, являющиеся во многих отношениях преемницами первобытных народов, многим из этого как раз и занимаются. Поэтому когда меня спрашивают, например: «Почему вы утверждаете, что ведьмы работают обнаженными?» — мне остается только ответить: «Потому что они так делают». Почему они так делают — уже другой вопрос, и простой ответ на него: потому что ритуал диктует им поступать именно таким образом. Кроме того, практики их — остатки религии каменного века, и потому они придерживаются старых методов. Есть, конечно, и церковное объяснение: «Потому что ведьмы по сути своей порочны».

На что ведьма ответит своим, наилучшим из всех: «Потому что только таким образом можем мы обрести силу».

В соответствии со своим учением, ведьмы верят, что сила обитает в их телах и что ее можно высвободить разными способами, простейшие из которых — танец по кругу в хороводе, пение и крики, благодаря которым достигается состояние исступления; сила эта исходит из их тел, и одежда мешает ее высвобождению. В таких вещах трудно, конечно, сказать, что тут реальность, а что — воображение.

Что же до лозоходства, то практикующие его верят, что, будучи изолированными от земли резиновыми подошвами обуви, они не смогут найти воду. Эта вера подавляет их способности даже тогда, когда в подошвах и стельках их обуви вовсе нет никакой резины, в то время как обутые в обувь с резиновыми подошвами — но не знающие об этом — они прекрасно находят воду, как показывают многочисленные эксперименты.

Нетрудно представить себе, как ведьма, твердо верящая в то, что важно быть обнаженной, оказывается неспособна без этого достичь полного экстаза. При этом другая ведьма, веру эту не разделяющая, даже будучи частично одетой, исторгает достаточно силы через лицо, плечи, руки и ноги и получает заданные результаты. Кто, впрочем, возьмется утверждать,

что она не смогла бы обрести вдвое большей силы со вдвое меньшими затратами, будь она, как того требует традиция, нага?

Все, в чем мы можем быть уверены, это что в древние времена считалось: ведьмы поступают именно так и в таком виде даже иногда путешествуют к месту своих собраний. Позднее Церковь, или, говоря конкретнее, пуритане, попыталась замолчать это и изобрела историю о грязной старухе на метле заме- сто звучавших на многих судах над ведьмами рассказов о неистовых танцах молодых и прекрасных ведьм в лунном сиянии.

Лично я склонен считать, что даже при всех скидках на воображение в верованиях ведьм что-то есть. Есть что-то и в природе окружающих все живые тела электромагнитных полей, которые некоторые люди видят, называя их аурой. Я и сам иногда ее вижу, но только вокруг нагой плоти, так что одежда и вправду ограничивает ее работу. Впрочем, все это — мои личные частные представления, не более.

Я думаю, ведьма известными ей средствами стимулирует это поле или, возможно, увеличивает его пространственно. Говорят, что благодаря постоянной практике и тренировке воли ведьмы умеют сливать воедино эту нервную энергию, или что бы это ни было, и что их объединенные воли могут проецировать ее как луч силы, или же они могут использовать ее иными образами для обретения ясновидения или даже высвобождения астрального тела.

Практики эти включают увеличение и убыстрение тока крови, или же в иных случаях, наоборот, замедление его, а также использование силы воли; поэтому разумно было бы предположить, что да, они действительно производят некие эффекты.

Я не утверждаю категорично, что так оно и есть. Я лишь констатирую, что ведьмы стараются произвести данные эффекты и верят, что иногда достигают в том успеха.

Единственный способ понять, правда это или ложь — лично провести эксперимент. (Мне представляется, что трусики или бикини вполне можно оставить на себе без особого риска утечки силы. Было бы интересно проверить и сравнить эффективность работы одной команды в традиционном обнаженном виде и другой — в бикини.) В то же время следует учитывать ведовское правило: «Такой да предстанешь ты всегда в ритуалах, таково веление Богини». Такой должна ты быть, дабы стало это

твоей второй натурой; и тогда ты больше не нага, а просто ощущаешь себя естественно и комфортно.

Культ, будь то в Англии, либо где-то еще, всегда начинается с небольшой горстки верующих. Для начала он рекрутирует очень юную паству и неспешно обучает ее, чтобы дать ей почувствовать вкус тайны и чуда, осознать, что за ним стоит вековая традиция. Возможно, они видят, как происходят некие явления, и знают, что те могут случиться снова — вместо чистого любопытства и благочестивой веры в то, что «нечто может произойти», подавляемой неосознанным, но твердым убеждением, что «со мной этого никогда не случится».

В итоге вот к чему это приходит. Во все времена некоторые люди рождаются с ясновидческими способностями. Они обнаруживают, что определенные обряды и процессы усиливают эти способности до такой степени, что те оказываются полезными для общины. Они совершают эти обряды и получают кое-какие преимущества. Когда же они обретают удачу и успех, другие начинают завидовать им и относиться к ним с неприязнью, и тогда наши герои оказываются вынуждены исполнять свои обряды втайне. Силу, используемую для добра, можно использовать также и для зла, и подчас они естественным образом испытывают искушение обратить свои способности против своих врагов и гонителей, и стать тем самым еще менее популярными. В результате на тех обрушиваются беды, а ясновидцев хватают и пытают до тех пор, пока они не признаются в том, что злонамеренно наслали их. И кто станет винить детей этих до смерти замученных несчастных в том, что они лепили из воска куколки, изображающие мучителей?

Такова вкратце правда о ведовстве. В викторианские времена она могло бы шокировать, но в наши дни, когда кругом полно нудистских клубов, что в этом такого ужасного? Мне это представляется чем-то более-менее вроде семейной вечеринки, где пытаются провести научный эксперимент в строгом соответствии с учебником.

На этой стадии исследования мне хотелось бы разобраться с той, не столь уж редко встречающейся точкой зрения, что ведовство как-то связано с дьяволизмом. По мнению мистера Саммерса, вопрос этот возник в связи с тем, что католическая церковь объявила культ дьявольским. Книга же мистера

Пеннеторна Хьюза оставляет впечатление, что ведовство представляет собою культ зла. Вот, что пишет по этому поводу мистер Хьюз (стр. 128):

«По мере упадка культа все его обычные практики должны были оказаться утрачены. К девятнадцатому веку застенчивые домашние дьяволопоклонники уже просто служили Черную Мессу перевернутого с ног на голову католицизма. Во времена же судов совершенно очевидно существовала некая разновидность формальной службы, отличная от разгульных танцев плодородия. В католическую эпоху это должно было сильно напоминать хорошо известные пышные представления Церкви со свечами, облачениями и пародией на таинства.

Вести церемонию мог расстриженный священник, используя для этого гостии с оттиснутым на них именем дьявола вместо имени Иисусова, а также осквернение распятия — чтобы оскорбить христиан и потрафить дьяволу. Дьяволу же при этом возносились хвалы и воздавались почести. Служилась литургия зла, читалась пародийная проповедь, а отпущение грехов производилось левой рукой и перевернутым крестным знамением».

Посещавших подобные собрания он характеризует следующим образом (стр. 131):

«Некоторые были, скорее всего, распутными первертами и жестоко страдали от стыда или гордились собственной виновностью; некоторые же являлись просто членами первобытных общин, уже почти исчезнувших, но все еще следующими путем своих отцов, знающими о неодобрении Церкви, но все же обретающими в культе некое физическое и психологическое удовлетворение. Встречались также и восторженные фанатики. «Шабаш, — сказал один из них., — это настоящий рай /,,.

Мистер Хьюз никак не конкретизирует, почему именно, как ему кажется, они должны были отвергнуть свои ритуалы, предназначенные для совершенно определенных целей и приносящие совершенно определенные результаты, и начать пародировать таковые чуждой им веры. Мне довелось посетить многие

из таких культовых ритуалов, и я заявляю, что большая часть того, о чем он говорит, — попросту неправда.

Помимо танцев плодородия бывают и другие ритуалы, они просты и целенаправленны и ни в малейшей степени не напоминают обряды римской католической церкви, либо какой- то другой из известных мне церквей. Да, бывают короткие церемонии, во время которых вино и печенья благословляются и употребляются в пищу. (Мне сказали, что в прежние дни использовали чаще мед и эль.) Возможно, это имитация раннехристианского Агапе, Пиршества Любви, но ничто не говорит о том, что печенья превращаются в плоть и кровь. Эта церемония — просто короткая трапеза, хотя и носит, несомненно, религиозный характер.

Председательствует, как правило, жрица. Используются также свечи — одна для чтения книги, другие ставятся по кругу. Это ни в коей мере не походит на практики каких-либо других известных мне религиозных сект. Не думаю, что все это можно назвать «имитацией пышных представлений Церкви».

Там нет ни распятий (прямых, равно как и перевернутых), ни проповедей (пародийных, либо серьезных), ни отпущения грехов, ни гостий, за исключением уже упоминавшихся вина и печенья. Используются благовония, но с совершенно практическими целями. Дьяволу не воздаются почести и не возносятся хвалы, не служится литургия (ни злу, ни чему бы то ни было еще), никаких священных текстов не читается задом наперед, нет никаких жестов, исполняемых левой рукой. На самом деле, исключая тот факт, что это религиозная служба, а все религиозные службы в чем-то похожи одна на другую, ритуалы эти совершенно не являются имитацией чего-либо, что мне случалось видеть раньше. Я не хочу сказать, что дьяволопоклонников никогда не существовало. Я просто заявляю, что, насколько мне известно, ведьмы не делают ничего из того, в чем их привычно обвиняют; и, зная то, что я знаю об их религии и практиках, возьмусь утверждать, что никогда и не делали.

Конечно, я не могу говорить за всех них. Я встречал в печати сообщения о том, что священникам и духовенству предъявлялись обвинения вообще во всех преступлениях, фигурирующих в британском законодательстве, а на острове Мэн священников судили за пение «псалмов уничтожения» против неугодных [10] им лиц (см.: The Isle of Man N.M. & A. Soc. Proceedings, vol. v, 1946), и хотя лично для меня это оказалось преступлением совершенно новым, оно вовсе не означает, что большинство духовенства — отъявленные преступники.

Не думаю я и что честно называть ведьм отчаявшимися извращенками. Да, их с полным правом можно считать последовательницами первобытной и уже исчезающей религии; они следуют путями своих отцов, зная, что Церковь осуждает их практики, но обретая в них физическое и психологическое удовлетворение. А разве нельзя то же самое сказать о буддистах или синтоистах? Их ритуалы так же стары и так же хороши для них, и их ни в малейшей степени не волнует чужое осуждение. Все, что для них важно, это следуют ли они своему пути. За много лет, проведенных на Востоке, я научился толерантности, и если кто-то обретает подлинное блаженство в обрядах буддизма, в шабашах или в мессе — что ж, я за них искренне рад.

Если бы мне было позволено рассказать обо всех их ритуалах, было бы совсем несложно доказать, что ведьмы отнюдь не занимаются поклонением дьяволу; но клятвы мои нерушимы, а ведьмы — мои друзья. Я не хочу ранить их чувства. У них есть тайны, почитаемые ими для себя священными. И для подобной секретности есть свои основания. Впрочем, мне все же разрешили привести один пример ритуала. Он мало о чем вам скажет, так как помимо самих текстов ритуалов, ведьмы мало знают об их происхождении.

По тем или иным причинам они хранят имена своих богов и богинь в тайне. Для них культ их существовал в неизменном виде от начала времен, хотя есть также смутные представления о том, что древние люди пришли откуда-то с Востока, являющиеся, возможно, результатом христианской веры в то, что Восток — священная земля, откуда пришло все. В этой связи следует отметить, что ведьмы, когда очерчивают круг, начинают именно с востока, и что лицо, представляющее бога или богиню, также стоит на востоке. Возможно, это объясняется просто-напросто тем, что там восходят солнце и луна, или ориентацией алтаря, или еще какими-нибудь неизвестными нам причинами, так как основные призывания совершаются при этом лицом на север.

Никаких причин этому явлению мне объяснено не было, но полагаю, что в старые времена ведьмы думали, что их

рай находится на севере, так как северное сияние они считают сиянием рая, хотя сам рай, согласно их представлениям, находится под землей или в полом холме. Нелишним будет вспомнить также, что в Скандинавской мифологии на севере обитают боги, а в гаэльских преданиях с югом, замаскированным часто под «Испанию», ассоциируется зло и преисподняя. Из чего можно сделать предположение, что диаметральная его противоположность, север, связан с раем[11].

Мне довелось быть свидетелем одной очень интересной церемонии — обряда Котла Возрождения и Пляски Колеса, или Поля, долженствующего заставить солнце возродиться, а лето — вернуться. В теории это должно происходить 22 декабря, но в наши дни обряд этот проводят в ближайший к этой дате удобный для всех членов общины день. Ритуал начинается обычным образом. Очерчивается круг, пространство в нем очищается, празднующие также проходят очищение в обычной манере, после чего совершаются стандартные культовые отправления. Потом совершается небольшой обряд (именуемый иногда «Низведением Луны»), в котором Верховная Жрица рассматривается как воплощение богини. Затем следует церемония с вином и печеньем.

Далее в середине круга водружается котел (или что-нибудь его заменяющее), в него наливается спирт и поджигается. В огонь бросают разнообразные листья и тому подобное. Далее Жрица встает рядом с ним в позе пентаграммы (или богини). Верховный Жрец стоит по другую сторону котла и запевает гимн. Все прочие стоят вокруг с факелами. Они зажигают факелы от пылающего котла и пляшут вокруг в направлении по движению солнца (то есть по часовой стрелке). Услышанное мною песнопение выглядело следующим образом (хотя бывает, что используются и другие):

Владычица Луны, Владычица Солнца,

Владычица Небес, Владычица Звезд,

Владычица Вод, Владычица Земли,

Принеси нам Дитя Обетованное.[12]

То Великая Мать привела его в мир,

То Владыка Жизни родился вновь.

Прочь, тьма и слезы, —

Солнце взойдет в ранний час!

О, Золотое солнце с горных вершин,

Озари земли, осияй мир,

Оживи моря и реки.

Прочь печали и горести, радуйся, мир!

Благословенная Великая Богиня,

Безначальная, бесконечная,

Неизменная в вечности,

ИО ЭВОЭ, будь благословенна!

И они неистово пляшут вокруг, крича:

ИО ЭВОЭ,

Будь благословенна, Л О ЭВОЭ, благословенна будь!

Иногда пары, взявшись за руки, прыгают через горящий котел — это я видел сам. Когда огонь сам собою угасает, Жрица начинает обычные пляски. За всем этим следует пиршество.

Ну что, есть ли во всем этом что-то ужасное или развратное? Если бы такой обряд проводили в церкви, исключив упоминание богини или заменив ее каким-нибудь святым, стал ли бы кто-нибудь возражать?

О других ритуалах мне говорить не дозволено, так как они носят определенно магический характер, хотя во всех прочих отношениях ничуть не более вредоносны, чем только что описанный. Однако ведьмы не хотят, чтобы люди знали, как они пробуждают силу. Следующие за этим пляски более похожи на детские игры, чем на современные танцы — они довольно буйные и шумные и сопровождаются громким смехом. Это и в самом деле что-то вроде детских игр в исполнении взрослых, и как у большинства детских игр за ними стоит некая история, или же они исполняются ради определенной цели, а не просто увеселения ради.

Я также получил разрешение рассказать первый раз на страницах печатного издания, почему во всех ведовских церемониях такое значение придается «очерчиванию круга». Ведьм учат, что круг находится «между мирами», то есть между этим миром и другим, где обитают боги.

Круг в том его виде, как он изображается на картинах, может использоваться в ритуале, а может и нет. Удобнее всего рисовать его мелом, краской или иным доступным способом, чтобы в процессе работы видеть его границы, однако, хватит и просто отметок на ковре. Чтобы иметь представление о его пределах, можно и просто расставить вокруг мебель. Единственный круг, имеющий значение, это тот, что очерчивается перед началом любой церемонии должным образом освященным магическим мечом или ножом (последний у ведьм именуется ата- мом (Athame[13]), или Ножом с черной рукоятью) с нанесенными на рукоять магическими знаками — так оно бывает чаще всего. В диаметре круг обычно насчитывает девять футов[14], если только не предназначен для каких-нибудь специальных целей. Вокруг него проводится еще два внешних круга, граница каждого — в шести дюймах[15] от границы предыдущего, так что третий, самый большой, будет одиннадцати футов в диаметре[16]. Очерченный круг самым тщательным образом очищается, как и те, кто будет совершать обряды. Этому ведьмы придают особое значение, так как внутренняя часть круга, по их поверьям, относится к владениям богов.

Важно провести четкое и внятное различие между тем, что делают ведьмы, и работой мага или колдуна, который чертит круг на земле, укрепляет его могущественными словами силы и вызывает демонов или духов, дабы те исполнили его волю. Круг в этом случае защищает мага и не дает им причинить ему вреда; последний же не дерзает покинуть его пределы.

Ведовской круг в свою очередь призван удержать внутри ту энергию, которую, согласно верованиям ведьм, они вызывают из собственных тел, и не дать ей рассеяться, прежде чем они не применят ее в соответствии со своей волей. Ведьмы входят

и выходят из круга, буде на то есть их желание, но это влечет за собою утечку энергии, так что они стараются по возможности этого не делать.

Нередко от меня ждут признания в том, что в ритуалах ведьм используются черепа и прочие отталкивающие вещи. Ничего подобного я никогда не видел, однако, мне говорили, что в прежние времена, когда Верховной Жрицы по тем или иным причинам не было на месте, череп и скрещенные кости представляли божество, смерть и воскресение (или перевоплощение). В наши дни Верховная Жрица в ходе ритуала принимает позу, изображающую череп и скрещенные кости — или смерть — а затем другую, имитирующую пентакль и символизирующую возрождение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: