Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы




I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель дисциплины

Основной целью дисциплины «Основы медицинских знаний» является получение студентами комплекса знаний, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности преподавателей БЖ, при работе в МЧС и других структурах, а также обучение оказания первой медицинской помощи при различных травмах и патологических состояниях организма человека.

 

Задачи дисциплины

  • ознакомить с патогенными, условно-патогенными, непатогенными микробами, путями их проникновения и профилактикой инфекционных заболеваний;
  • обучить оказанию первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и переломах различной локализации;
  • ознакомить со способами укрепления неспецифической сопротивляемости посредством ЗОЖ.

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального учебного цикла Федерального го­сударственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Педагогическое образование». Учебная дисциплина изучается на втором курсе при очной форме обучения по профилю подготовки - безопасность жизнедеятельности.

Учебная работа (216 часов) проводится в виде аудиторных и внеаудиторных занятий. Основными формами аудиторных занятий являются лекции и практические занятия. На лекциях излагается наиболее важный теоретический материал, а на практических занятиях студенты овладевают навыками работы с бинтами и шинами, получают навыки наложения простых повязок, выполняют медицинские манипуляции. Внеаудиторная работа (108 часов) предполагает самостоятельное изучение некоторых разделов дисциплины с помощью учебной и научной литературы.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-7

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

· основные принципы и аспекты здорового образа жизни;

· факторы, сберегающие здоровье и факторы риска заболеваний;

· принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП);

· механизмы формирования алкогольной, наркотической зависимости и табакокурения в различных возрастных группах обучаемых.

уметь:

· распознавать признаки нарушения здоровья и тяжесть состояния пострадавшего;

· организовать оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях и травмах;

· оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.


овладеть:

  • навыками формирования мотивации к здоровому образу жизни;
  • формирования морально-ценностного отношения к здоровью окружающих;
  • методами профилактики вредных привычек;
  • навыками организации и оказания первой медицинской доврачебной помощи пострадавшим;
  • формами и методами оздоровления.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины

Дисциплина «Основы медицинских знаний» содержит разделы:

 

Раздел 1. Оценка здоровья человека. первая медицинская помощь

 

Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи при заболеваниях хирургического профиля

 

2. Темы и их краткое содержание

 

Второй курс (третий семестр)

 

Раздел 1. Оценка здоровья человека. первая медицинская помощь

Тема 1.1. Введение в курс. Валеология. Здоровье населения и факторы, на него влияющие

Лекция № 1 (2 часа)

История развития медицины. Понятие «валеология».

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Важнейшие этапы в медицине. Предмет, объект, методы валеологии.

 

Лекция № 2 (2 часа)

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека. Рождаемость, смертность, возрастные показатели, как основные характеристики показателей здоровья населения.

 

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Понятия «жизнь», «смерть», «генотип», «фенотип», «адаптация». Виды рождаемости, смерти. Гомеостазис, «поломка» механизмов регулирования гомеостазиса, приспособительные реакции.

 

Практическое занятие № 3 (2 часа)

Демографические показатели. Понятие народонаселения. Типы населения. Рождаемость. Смертность. Кривая смертности. Общая заболеваемость. Как она изучается. Диспансеризация. Временная утрата трудоспособности. Анализ заболеваемости. Инвалидность. Причины инвалидности.

Самостоятельная работа (8 часов)

По цифровым данным определить тип народонаселения. По изученному заданию подсчитать процент рождаемости, смертности (доклады на практических занятиях).

Лекция № 3 (2 часа)

Определение понятия «здоровье», «ЗОЖ». Факторы, определяющие здоровье.

Практическое занятие № 4 (2 часа)

Что такое «здоровье», «ЗОЖ». Виды здоровья. Функциональные резервы организма человека. Охарактеризовать: морфологическое единство, психоэмоциональное состояние и социально-экономическое. Значение здоровья населения для страны.

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Факторы, влияющие на состояние здоровья (положительные, отрицательные).

Самостоятельная работа (8 часов)

Что подразумевается под понятием «Здоровый образ жизни». Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (доклады на практических занятиях).

 

 

Тема 1.2. Методы определения состояния здоровья

Лекция № 4 (2 часа)

Оценка состояния здоровья. Субъективные и объективные методы обследования человека (опрос, осмотр, перкуссия, аускультация, пальпация). Дополнительные методы обследования человека (лабораторные, инструментальные методы).

Практическое занятие № 6 (2 часа)

Методы оценки состояния здоровья:

1. Опрос.

2. История заболевания: когда началось, как начиналось, как протекало, исследование и их результаты, лечение и его эффективность.

3. Осмотр.

4. Пальпация.

5. Перкуссия.

6. Аускультация.

Диагноз, постановка диагноза.

Практическое занятие № 7 (2 часа)

Лабораторные методы исследования. Инструментальные методы исследования. Ультразвук.

 

Самостоятельная работа (10 часов)

Цифровые технологии в диагностике болезней (доклады на практических занятиях).

 

 

Тема 1.3. Учение Селье. Разнообразие стрессовых ситуаций

Лекция № 5 (2 часа)

Понятие о стрессе. Адаптационный синдром, типичная реакция внутренних органов на стресс.

Практическое занятие № 8 (2 часа)

Стрессовые ситуации. Роль гипофиза и надпочечника в стрессовой реакции. Точки приложения адреналина, норадреналина (легкие, сердечная мышца, поперечнополосатые мышцы, внутренние органы).

Практическое занятие № 9 (2 часа)

Контрольная работа № 1 на тему: «Здоровье населения и его оценка».

Самостоятельная работа (10 часов)

Реакция организма на стресс (пульс, АД, дыхание). Роль надпочечников в стрессовой реакции. Влияние физических нагрузок на организм спортсмена (доклады на практических занятиях).

 

 

Тема 1.4. Понятие о микробах, их виды. Патогенность, вирулентность. Инфекция. Условия возникновения, течение инфекционных заболеваний

 

Лекция № 6 (2 часа)

Понятие о микробах и микроорганизмах. Спорообразующие микробы, длительность их сохранения в природе, очаги заражения. Непатогенные микробы (молочная палочка и др.). Условнопатогенные микробы. Патогенные микробы.

Практическое занятие № 10 (2 часа)

Понятие о микробах. Условия их существования, размножения. Различие микробов по строению (палочки, шарики и другие). Бактерии.

Самостоятельная работа (4 часа)

Строение клетки: нарисовать рисунок и подписать.

Практическое занятие № 11 (2 часа)

Непатогенные микробы и их значение в природе. Условно-патогенные и патогенные микробы. Условия перехода условно-патогенных микробов в патогенные.

Самостоятельная работа (4 часа)

Строение палочек (разновидности). Рисунки.

Практическое занятие № 12 (2 часа)

Профилактика превращения условно-патогенных микробов в патогенные. Пути попадания микробов в организм человека.

Практическое занятие № 13 (2 часа)

Инфекция. Условия возникновения инфекций, значение состояния организма в данном процессе. Течение инфекционного заболевания. Источники заболевания инфекции. Профилактические мероприятия, предупреждающие распространение инфекционных заболеваний.

Самостоятельная работа (4 часа)

Разновидности кокков. Устройство микроскопа.

 

Тема 1.5. Иммунитет

Лекция № 7 (2 часа)

Иммунитет, его виды (врожденный, приобретенный, постоянный и временный). Неспецифическая сопротивляемость, пути ее повышения. Значение здорового образа жизни в повышении неспецифической сопротивляемости. Система «природа-человек».

Практическое занятие № 14 (2 часа)

Иммунная система. Иммунитет видовой. Неспецифический иммунитет, его звенья. Специфический иммунитет (клеточный, гуморальный). Антитела.

Практическое занятие № 15 (2 часа)

Приобретённый иммунитет. Постоянный, временный. Формы иммунитета. Стерильный, нестерильный иммунитет. Иммунизация населения. Пассивный и активный иммунитет. Влияние здорового образа жизни на поддержание уровня иммунных тел.

Самостоятельная работа (10 часов)

Способы закаливания (доклады на практических занятиях).

 

 

Тема 1.6. антисептика и Асептика

Лекция № 8 (2 часа)

Асептика и антисептика, общие понятия.

Практическое занятие № 16 (2 часа)

Антисептика. Механический, физический, химический и биологический способы осуществления антисептики. Классификация антисептиков, их применение в медицине, санитарии, сельском хозяйстве, в домашних условиях.

Практическое занятие № 17 (2 часа)

Асептика. Способы ее осуществления. Получение асептического материала в домашних и полевых условиях и в условиях больницы. Хранение асептического материала.

Самостоятельная работа (10 часов)

Приготовление «щелока», способы стерилизации материалов (доклады на практических занятиях).

 

 

Тема 1.7. Терминальные состояния

Лекция № 9 (2 часа)

Понятие «Терминальные состояния». ПМП. Виды ПМП. Понятие «Травматический шок». Реанимация при остановке дыхания и кровообращения.

 

Практическое занятие № 18 (2 часа)

Нарушения в организме при терминальных состояниях.Признаки смерти. Смерть клиническая, биологическая. ПМП, виды ПМП, мероприятия, проводимые при оказании ПМП. Травматический шок, периоды травматического шока. Причины возникновения, оказание ПМП при травматическом шоке.

Лекция №10 (2 часа)

Реанимационные мероприятия при остановке дыхания и кровообращения. Анатомо-физиологическое обоснование закрытого массажа сердца, искусственного дыхания.

Практическое занятие № 19 (2 часа)

Реанимация при остановке дыхания. Задачи реанимации. Техника искусственной вентиляции легких рот в рот или рот в нос.

Практическое занятие № 20 (2 часа)

Реанимация при остановке кровообращения. Основные симптомы остановки сердца. Техника наружного массажа сердца.Признаки эффективности массажа сердца.

 

 

Тема 1.8. Пути введения лекарственных веществ

 

Лекция № 11 (2 часа)

Исходный материал для лекарств. Виды лекарственных веществ. Пути введения лекарственных веществ. Инъекции.

Практическое занятие № 21 (2 часа)

Синтетические лекарственные вещества. Форма выпуска: таблетки, порошки, пастообразные, свечи, ингаляторы, спреи и т. д. Стерильные лекарственные вещества. Наружное введение лекарственных веществ Энтеральное, парентеральное введение препаратов. Достоинства и недостатки способов введения.

Практическое занятие № 22 (2 часа)

Закапывания капель в глаза, нос, уши. Клизмы. Инъекции (внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутривенно, в плевральную, брюшную полость, в сердце, в полость сустава, спинномозговой канал).

Лекция № 12 (2 часа)

Лекарства в дорогу на 3-10 дней.

Практическое занятие № 23 (2 часа)

Что необходимо взять с собой в дорогу. Аптечка.

 

Практическое занятие № 24 (2 часа)

Контрольная работа № 2 по теме: «Инфекция. Терминальные состояния организма человека».

Самостоятельная работа (10 часов)

Особенности сбора лекарственных трав (доклады на практических занятиях).

 

 

Второй курс (четвертый семестр)

 

Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи при заболеваниях хирургического профиля

 

Тема 2.1. Кровотечения. ПМП при кровотечениях. Острое малокровие

 

Лекция № 1 (2 часа)

Значение крови. Виды кровотечения. ПМП при кровотечениях. Временная и окончательная остановка кровотечений. Правильность транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение.

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Функция крови. Кровотечения, причины. Артериальное, венозное, капиллярное, паренхиматозное кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Временная остановка кровотечений. Правила наложения жгута.

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Причины и первая медицинская помощь при некоторых внешних и внутренних кровотечениях. Носовое кровотечение, кровотечение после удаления зуба, при повреждении слухового прохода и внутренних структур уха. Причины и первая медицинская помощь при кровотечении в грудную полость, легочном, желудочно-кишечном кровотечении, кровотечении в брюшную полость. Острое малокровие. Причины возникновения, клиническая картина, ПМП.

Самостоятельная работа (4 часа)

Свойства разовых носовых платков (эксперимент в домашних условиях).

 

 

Тема 2.2. Раны

Лекция № 2 (2 часа)

Раны. Виды ран, ПМП при ранениях. Сепсис, столбняк, газовая гангрена. Правильность транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение.

Практическое занятие № 3 (2 часа)

Общая характеристика ран, раневой канал. Поверхностные, глубокие, осложненные раны. Виды ран (колотые, резаные, рубленные, ушибленные, огнестрельные, осколочные). Обработка ран с соблюдением правил асептики и антисептики. Основные принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях. ПМП при ранениях мягких тканей головы, грудной клетки, живота. Сепсис, столбняк, газовая гангрена. Причины возникновения заболевания, клиническая картина, ПМП, профилактика. Доставка пострадавшего в медицинское учреждение.

Практическое занятие № 4 (2 часа)

Обработка ран. Наложение повязок. Восьмиобразная давящая повязка на голеностопный, коленный и локтевой суставы. Работа с сетчатым бинтом.

 

Самостоятельная работа (6 часов)

Свойства перевязочного материала (доклады на практических занятиях).

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Повязки на голову, шею, нос, подбородок, глаза. Использование лейкопластыря и скотча. Наложение косынки на верхнюю конечность. Контурные повязки

Самостоятельная работа (4 часа)

Из подручных средств изготовить контурную повязку (эксперимент в домашних условиях).

 

Тема 2.3. Травмы и несчастные случаи

Лекция № 3 (2 часа)

Ушибы. Растяжения. Причины, клиника, оказание первой медицинской помощи. Переломы. Классификация переломов: открытые и закрытые переломы. Виды переломов в зависимости от направления линии перелома относительно оси кости. Клиническое обоснование наложения транспортной иммобилизации. Общая схема лечения переломов в стационаре. Оказание первой медицинской помощи при переломах различной локализации.

 

Практическое занятие № 6 (2 часа)

Общая характеристика ушибов. Ушибы головы, сотрясение головного мозга, ушиб мозга, грудной клетки, живота, суставов. Клиника, ПМП. Растяжение и разрывы связок. Клиника, ПМП. Вывихи, клиника, ПМП. Переломы, клиника, общие правила оказания ПМП при переломах костей. Правила наложения шины. Перенос пострадавшего.

Практическое занятие № 7 (2 часа)

Переломы бедренной кости, костей голени, стопы, костей кисти и пальцев, перелом ключицы, плечевой кости, костей предплечья. Клиника, оказание ПМП при переломах. Наложение иммобилизирующей шины, повязок. Переломы костей позвоночника и таза, ребер, переломы челюстей, костей черепа. Клиника, оказание ПМП при переломах. Наложение иммобилизирующей шины, повязок.

Самостоятельная работа (8 часов)

Из подручных средств изготовить и наложить иммобилизирующие шины при переломах нижних и верхних конечностей (эксперимент в домашних условиях).

Практическое занятие № 8 (2 часа)

Контрольная работа № 1 на тему «Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, ранах, травмах».

 

 

Тема 2.4. Ожоги. отморожение

 

Лекция № 4 (2 часа)

Общая характеристика ожогов, клиника, оказание ПМП. Оказание ПМП при попадании едких веществ внутрь организма человека. Действие холода на человека. Замерзание. Отморожение, клиника, оказание ПМП.

 

Практическое занятие № 9 (2 часа)

Виды ожогов. Степени ожогов. Термические ожоги. Причины, клиника, оказание ПМП. Перегрев тела, клиника оказание ПМП. Химические ожоги. Степени химических ожогов. Оказание ПМП. Ожоги едкими веществами, клиника, оказание ПМП.

Практическое занятие № 10 (2 часа)

Защитные реакции на холод. Отморожения 1,2,3,4 степени. Оказание первой медицинской помощи. Ознобление. Переохлаждение. Клиника, оказание первой медицинской помощи. Холодовой шок. Замерзание. Клиника, оказание первой медицинской помощи.

Самостоятельная работа (8 часов)

Профилактические мероприятия при низких и высоких температурах воздуха и влажности (доклады на практическом занятии).

 

 

Тема 2.5. Первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях

Лекция (2 часа)

Электротравма, поражение молнией. Оказание ПМП при поражении электричеством. Утопление. Виды утопления. Отравления. Оказание медицинской помощи. Укусы ядовитых насекомых, попадания инородных тел в ухо, нос, глаза, дыхательные пути, ЖКТ. Клиника, оказание ПМП.

Практическое занятие № 11 (2 часа)

Действие электричества на живой организм. Следы «дьявола». Крепитация. Освобождение от электропроводов. Оказание первой медицинской помощи. Транспортировка. Утопление в пресной и морской воде. Оказание первой медицинской помощи.

Практическое занятие № 12 (2 часа)

Отравление угарным газом, лекарственными препаратами, алкоголем, пищевые отравления. Клиническая картина, оказание ПМП. Укусы животных, ядовитых змей, насекомых. Клиника, оказание ПМП. Первая медицинская помощь при попадании инородных тел в нос, глаза, ухо, дыхательные пути, а также в желудочно-кишечный тракт. Транспортировка пострадавшего в больницу.

Практическое занятие № 13 (2 часа)

Контрольная работа № 2 на тему «Оказание первой медицинской помощи при ожогах, отморожениях, при несчастных случаях и внезапных заболеваниях».

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Строение клетки: нарисовать рисунок и подписать.

2. Строение палочек (разновидности). Рисунки.

3. Разновидности коков. Устройство микроскопа.

4. СПИД. Клиника. Пути заражения.

5. Способы закаливания.

6. Содержимое автомобильной аптечки. Как обработать рану? Применение других лекарств.

7. Свойства перевязочного материала.

8. Свойства разовых носовых платков (эксперимент дома).

9. Из подручных средств изготовить контурную повязку.

10. Что подразумевается под понятием «Здоровый образ жизни». Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

11. По цифровым данным определить тип народонаселения. По изученному заданию подсчитать процент рождаемости, смертности.

12. Задача наложения жгутов.

14. Реакция организма на стресс (пульс, АД, дыхание). Роль надпочечников в стрессовой реакции. Влияние физических нагрузок на организм спортсмена.

15. Отравление поваренной солью при кораблекрушениях.

16. Сроки приема пищи после физической работы.

17. Особенности сбора лекарственных трав.

18. Из подручных средств изготовить и наложить иммобилизирующие шины при переломах нижних и верхних конечностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: