Упражнение «ЧТО КАК ЕДИМ?»




Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании отглагольных прилага­тельных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

  Ход игрового упражнения
Логопед произносит словосочетание и дает образец об-
разования отглагольного прилагательного. Затем просит ре-
бенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
  Логопед: Ребенок:
  кабачок жарили — жареный кабачок*
  патиссон тушили — тушеный патиссон
  огурец солили соленый огурец*
  кабачок пекли — печеный кабачок
  патиссон парили — пареный патиссон*
  кабачок вялили — вяленый кабачок
_____ помидор варили — вареный помидор*

 

85. Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прила­гательных. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: картинки. Ход игровогоупражнения Логопед, показывая ребенку картинку, произносит предложение и.задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Логопед: Ребенок: Это хвост зайца. Он чей? Заячий. Это хвост собаки. - «- Собачий. Это хвост овцы. - «- Овечий. Это хвост белки. -«- Беличий. Это хвост кошки. -«- Кошачий. След лося. -«- Лосиный. Клюв вороны -«-- Вороний*. Хвост мыши. - «- Мышиный. Логопед: Ребенок: Клюв гуся. Он чей? Гусиный. Жир барана. - «- Бараний. Клюв утки. - «- Утиный. (Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)  

 

86. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при подборе антонимов к разным частям речи. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противо­положным значением. А) подбор антонимов к именам прилагательным Логопед: ребенок: легкий чемодан тяжелый чемодан дешевый подарок дорогой подарок грустный человек веселый человек сырой помидор вареный помидор близкий путь далекий путь низкий дом высокий дом трудолюбивый человек- ленивый человек   б) подбор антонимов к глаголам Логопед: ребенок:
помогают мешают
выздоровел заболел
насыпать высыпать  
выкопать закопать
найти   потерять  

Терять находить

Молчать говорить

Входит выходить

Вспоминать забывать

Взять положить

 

(Упражнение можно проводить в виде игры с мячом. Материал упражнения рекомендуется разделить на два за­нятия.)

 

 

 

   
87. Упражнение «СЛОЖНЫЕ СЛОВА» Цель:  
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.  
2.Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по данному образцу.  
3. Расширять и активизировать словарный запас 4. запас.запасупражнения  
Логопед дает образец правильного ответа, затем предлагает
ребенку закончить предложения.  
.Логопед: Р е б е н о к:
Воду носит... водонос.
Воду возит... водовоз.
С высоты вода падает — водопад.
Работает под водой... водолаз.
Место, куда животные приходят пить, — водопой.
Сказочное существо, которое живет в воде, — водяной.
Воду льет... водолей.
Сам катит... самокат
Сам летит... самолет.
Сам варит... самовар.
Сам ходит... самоход.
Логопед: Ребенок:
Лес разводит... лесовод Лес возит... лесовоз  
Лес рубит.... лесоруб  

(Материал упражнения рекомендуется разделить на три занятия.)

 

 

Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слого­вой структуры 7-го типа.

2. Упражнять в словообразовании имен существительных путем сложения основ по аналогии.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: самолет, пылесос, са­мовар, луноход, самокат, пароход, паровоз, пулемет, полотер.

Ход игрового упражнения

Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?»

 

Логопед:   Ребенок:
Сам летает. Как называется этот предмет? Самолет.
Пыль сосет. - «-   Пылесос.
Сам варит. - «-   Самовар
По Луне ходит. - «-   Луноход.
Сам катит. – «-   Самокат.
Ходит при помощи пара. - «-   Пароход
Возит при помощи пара. - «-   Паровоз
Пули мечет. - «-   Пулемет.
Пол трет. - «.-   Полотер

 

89. Упражнение «ПРОФЕССИИ» Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слого­вой структуры 7-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии». Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии Логопед: Ребенок: Рыбу ловит. Рыболов Лес рубит. Лесоруб Лес разводит. Лесовоз Водит машину. Водитель Учит детей. Учитель Пишет книги. Писатель Командует кораблем. Капитан  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь