В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.




Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника». В начале 1924 года М. Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую.

В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

В 1931 году начинает работу над романом «Поднятая целина» (1932 – 1960), где повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю. Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.

В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).

Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».

Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Знаменательным явлением в литературе стал рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957). Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

В 1959 году режиссёр Сергей Бондарчук снял фильм с одноименным названием «Судьба человека». Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук, а Ванюшу – Леонид Борискин. Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

В 1965 г. М. А. Шолохову присуждается Нобелевская премия за «художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа». Ответные слова Шолохова: «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой-то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»

В 60-е – 70-е годы писатель ведет активную литературную и общественную деятельность.

1973 год - М.А. Шолохову вручен болгарский орден Кирилла и Мефодия I степени.

1975 год - за выдающийся вклад в укрепление мира и дружбы между народами Президиум Всемирного Совета Мира в Стокгольме присудил М. А. Шолохову международную премию мира в области культуры. Правительство Болгарии наградило М. А. Шолохова орденом Георгия Димитрова. присудило М. А. Шолохову за выдающийся вклад в развитие мировой литературы международную литературную премию «София».

21 февраля 1984 года М.А.Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине создан Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

«Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция»

В конце 1926 г. Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), 1я книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А.Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Первое упоминание о рукописи начальной книги 'Тихого дона" относится к 1927 г., когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям в доме у Василия Кудашева некоторые главы романа: "...после чаепития начиналось самое главное, ради чего собрались. Шолохов, изредка попыхивая трубкой, читал нам первую книгу романа прямо с рукописи, написанной на листах линованной бумаги четким, аккуратным, почти каллиграфическим почерком. Мы слушали, очарованные родниковой свежестью языка, картинами и событиями, которые разворачивались в повествовании" (Михаил Величко).

Первоначальный замысел Шолохова охватывал лишь корниловский мятеж и назывался «Донщина», однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества ему действительно оказалось «не под силу». «Тришин, у которого были друзья, имевшие доступ к эмигрантской литературе, добывал ему книги казаков, изданные за границей, записки генералов и атаманов, дневники... в которых офицеры признавались в крахе белого движения, с уничтожающей критикой обрушивались на вождей Добровольческой армии, разоблачали их бездарность и корыстолюбие. Михаил Александрович делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями», - вспоминает Н. Стальский.

Первая книга 'Тихого Дона" увидела свет на страницах журнала "Октябрь" в 1927 г. В 1928 г. в том же журнале печатается вторая книга. Спешка с публикацией и "монтаж" старых заготовок, по мнению самого Шолохова, существенно снизили уровень письма. Чтобы быть максимально объективным, писатель включает в роман и многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица.

Трагической оказалась судьба третьей книги романа. В 1929 г. она публикуется в № 1-3 "Октября". Повествование доходит до гл. XII и вдруг резко, без каких-либо внятных объяснений, обрывается. В 1930­-1931 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 г. "Октябрь" возобновил публикацию романа, предварительно подвергнув его жесточайшей цензуре (редакция вырезала крамольные, по ее мнению, "главы").

В чем же заключается эта самая "крамола", вызвавшая столь негативную реакцию? Объяснение здесь может быть только одно - в центре повествования третьей книги стоит восстание казаков 1919 г. Именно Шолохов первым дает самые точные и полные сведения об этом драматическом событии Гражданской войны. Создавая картину восстания, автор использовал и собственные воспоминания, оказавшись невольным свидетелем этой трагедии. Помимо творческих затруднений, Шолохов столкнулся с проблемами иного свойства.

Молодой писатель с головой окунается в проблемы коллективизации, болея душой за своих земляков, постоянно ездит по станицам. Увиденное настолько потрясло его, что он пишет письмо Левицкой, которая вскоре пересылает его копию Сталину. Тот быстро реагирует на жесткие слова набирающего силу писателя о перегибах при хлебозаготовках. Сталин дал положительный ответ, но само письмо, все-таки, повредило Шолохову.

Он получает письмо от А. Фадеева, который от лица РАППа "советует" писателю немедленно в третьей же книге сделать Григория Мелехова "нашим" ("закон художественного произведения требует такого конца, иначе роман будет объективно реакционным").

В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу 'Тихого Дона". Восьмая часть четвертой книги появилась лишь в 1940 г. Финал романа поразил многих "влиятельных читателей", ожидавших, что он выльется в ликующую "сагу революции" и явит приход главного героя к истинному большевизму, а, следовательно, возвеличит и подкрепит партийную идею.

В 1953 г. все четыре книги 'Тихого Дона" выходят под редакцией К.Потапова, подвергшего жесточайшей редакции. Все это происходило с молчаливого согласия Шолохова, чьи отношения писателя со Сталиным окончательно испортились. После выхода 12-го тома собрания сочинений вождя, где содержалось критическое замечание по поводу Вешенского восстания, описываемого в третьей книге, 'Тихий Дон" вообще не переиздавали достаточно долгое время.

Полный текст своего произведения, не искаженный редакторскими правками и цензурой, Михаил Шолохов увидит напечатанным только в 1980 г. в собрании сочинений по прошествии полувека после написания романа.

В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени, а в 1965 – Нобелевской премией.

В1957 году режиссёром Герасимовым по роману М.Шолохова был снят фильм «Тихий Дон». Это был 3-х серийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание. Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.

По жанру «Тихий Дон» - роман-эпопея. Роман – эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.

Эпопея - разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Шолохов хотел изобразить события 1917 года – поход казаков с Корниловым на Петроград.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: