ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский государственный институт

Международных отношений (Университет)

МИД России

Магистратура по направлению «юриспруденция»

Программа

«международное экономическое право»

Контрольная работа

на тему: «Джон Локк «Два трактата о правлении»»

Выполнила:

Студентка 1 курса магистратуры

ЮламановаАсияАзаматовна

Преподаватель

Кандидат юридических наук, доцент

Трикоз Елена Николаевна

Москва

2017 г.

Краткая биография автора:

Джон Локк родился в 1632 в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией.

В 1667 г. стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни.В 1672-1679 гг. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях.

В 1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского. Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.

В 1689 г вернулся на родину. В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства».

В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей.28 октября 1704 г. его не стало.

“Два трактата о правлении”: основные тезисы

«Два трактата о правлении» вышли анонимно в Лондоне в1690 г. Над ними Локк работал более десяти лет. Первый трактат, посвященный критике феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера[1] на божественное право абсолютной королевской власти, был написан вскоре после публикации в 1680 г. «Patriarcha» P. Филмера. Работа над вторым трактатом, в которомЛокк рассуждает о сущности и происхождении государства,велась в 1679-1689 гг.

Критика Филмера

Локк опровергает идеиФилмера, основываясь на том, что необходимо различать то, что установлено Богом, и то, что зависит от человеческой воли.

Локк выдвигал следующие аргументы против божественной, наследственной, абсолютной монархии. Во-первых, отцовство предоставляет власть, но только посредством рождения, и поэтому не может быть передана своим детям, потому что только Бог может создавать жизнь. Власть отца над своими детьми не абсолютна, как этого хотелось бы Филмеру; Локк указывает на разделении общей власти родителей над их детьми, изложенных в Библии.По мнению Локка, мир изначально был общим, а не являлся собственностью Адама, что по Филмеру являлось основанием абсолютной власти Адама.

Развитие своей концепции о сущности и происхождении государства Дж. Локк начинает с представлений о естественном состоянии, предшествующем созданию государства.

Естественное состояние определяется Локком как «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя... Это также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, - никто не имеет больше другого»[2].

В естественном состоянии, согласно Локку, господствует естественный свободный закон, закон природы[3], являющийся выражением разумности человеческой природы. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона.

Право на собственность является основным правом. Под собственностью Локк понимает жизнь, свободу, имущество, а также стремление к счастью[4]. Свобода личности расценивается как основание собственности

Так в естественном состоянии все люди были свободны и равны. Однако люди не способны уживаться друг с другом, не нарушая при этом естественные права, предоставленные каждому из нас законом природы. Таким образом, у всех людей есть право на жизнь и право быть свободными в той степени, пока эти права не нарушают свободу и естественные права других[5].

В естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. Поэтому защита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека наказывать нарушителей этого закона и охранять невинных.

Разумное преодоление недостатков естественного состояния и ведет к общественному договору об учреждении политической власти и государства. Согласие людей является единственной основой, на которую опирается власть государства[6]. При этом целью передачи части полномочий в руки государства является сохранение собственности[7]. Самозащита каждым человеком своих естественных прав при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод личности политической властью. Государство становится гарантом естественных прав и свобод.

Заключив договор об учреждении государства, люди не отказываются от своих основных естественных прав. Кроме того, закон природы, как закон разума, продолжает действовать в государственном состоянии наравне с установленным людьми общим законом. Все позитивные законы в государстве создаются по воле и решению большинства[8], а индивид, давший согласие на вступление в данное политическое образование, дает свое согласие и на подчинение решению большинства[9].

Государство по Локку воплощает политическую власть, определяемую как право создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне[10].

Управление в государстве должно осуществляться согласно установленным постоянным гражданским законам[11], должно обеспечиваться компетентное и беспристрастное правосудие и претворение в жизнь справедливых судебных решений. Установленный людьми общий закон согласно концепции Дж. Локка является конституирующим признаком государства, основным инструментом сохранения и расширения свободы личности[12]. Так Локк связывает свободу с законом природы и государства, закон представляет собой выражение свободы. Кроме того, закон должен соответствовать закону природы и предусмотренным их неотчуждаемым правам и свободам человека, и никто в государстве не может быть изъят из подчинения ему[13].

Существенным моментом договорной концепции государства является доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти. Превышение данной по закону власти со стороны суверена или иных органов приводит к тирании, ставит носителя государственной власти в естественное состояние, в состояние войны против народа, что дает право народу на сопротивление[14].Законность подобного сопротивления основывается на неотчуждаемости суверенитета народы и его приоритете над суверенитетом государства.

Общественный договор заключается не раз навсегда. Народ сохраняет право контроля за его соблюдением со стороны властей, корректирования условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождения политической власти в абсолютизм и деспотизм. Если государство или правитель нарушает права отдельных граждан, то люди имеют право организовать восстание и избавиться такого правительства или государства[15].

Одной из важнейших концепций, представленных в рассматриваемом труде, является концепция разделения властей в государствена законодательную, исполнительную и федеративную. Эти ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Такая организация самой власти призвана гарантировать права и свободы от произвола и беззакония.

 

 

Причем законодательная власть, обладающая исключительным правом издавать обязательные для всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной (куда включается и судебная) властей.

 

По мысли Локка, власть законодательная должна быть несменяемой и священной. Это она формирует государство, обеспечивает его существование и единство. Задача законодательной власти: разработать систему гражданских законов, определяющих условия благосостояния и счастья граждан. На исполнительной власти лежит обязанность применять законы. Она обладает правом практического действия, а значит, исправления недостатков и толкования недостаточно ясных законов, опираясь при этом на здравый смысл. Судебная власть не изолирована от остальных ветвей власти. Не существуя в естественном состоянии, она появляется только в гражданском обществе.

 

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами и исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов - это так называемая «система сдержек и противовесов».

По Локку, законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных.

«Законодательная власть- это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов ». [16]

«Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. … Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило. И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом. Ибо без этого данный закон не будет обладать тем, что совершенно необходимо для того, чтобы он стал действительно законом ».5

Локк являлся сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Как все иные политические установления, как само государство, законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все, совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Также к законодательной власти Локк относил деятельность уполномоченных на то судей.

Джон Локк также отмечал определенные особенности законодательной власти. «Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же: во-первых, она не является и, вероятно, не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа. Ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями; она не может быть больше той власти, которой обладали эти лица, когда они находились в естественном состоянии. … Во- вторых, законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. … В-третьих, верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. Ибо сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество. … В- четвертых, законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом, и те, кто им обладает, не могут передавать его другим. Только народ может устанавливать форму государства, делая это посредством создания законодательной власти и назначения тех, в чьих руках она будет находиться ». 6

Помимо этого, существуют пределы, установленные для законодательной власти любого государства и во всех формах правления. По словам Локка, это «…во-первых, необходимо управлять посредством опубликованных, установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, напротив, должен существовать один закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом. Во-вторых, эти законы должны предназначаться ни для какой иной конечной цели, кроме как для блага народа. В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данного им самим или через его представителей. В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому или передоверять ее кому-либо, кроме как тем, кому ее доверил народ ».7

Исполнительная власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, использовать свои политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных. «Так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять ». 8

Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами. «Существует ещё одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. Ведь хотя в государстве члены его являются отличными друг от друга личностями и в качестве таковых управляются законами общества, все же по отношению к остальной части человечества они составляют одно целое. …Отсюда следует, что все споры, которые возникают между кем-либо из людей, находящихся в обществе, с теми, которые находятся вне общества, ведутся народом; и ущерб, нанесенный одному из его членов, затрагивает, в вопросе о возмещении этого ущерба, весь народ. Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим к этому сообществу. Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной ».9

Форма правления в государстве зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной. В соответствии с этим форма государства определяется тем, в чьих руках сосредоточена законодательная власть.

По Локку, формой правления будет демократия, если законодательная власть находится в руках самого общества; если она находится в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия; если же в руках одного лица, тогда это - абсолютная монархия; если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана лицу пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления.

Абсолютная монархия – одна из худших форм правления, так как она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Согласно философским и политическим воззрениям Джона Локка, если абсолютная монархия находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть (демократическая форма государственного устройства), построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

Все ветви власти, по теории Локка, подчиняются законодательной, но в то же время оказывают на нее активное воздействие. Таким образом, каждая из ветвей регулируется со стороны двух других, что в итоге позволяет сохранять естественные права и свободы граждан.

 

Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).

 

Основные выводы:

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты, свойственные идеальному государству согласно воззрениям Локка: создание государства путем заключения общественного договора, единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа, целью данного государства является защита естественных прав граждан, народ сохраняет праворасторжения договора в случае его неисполнения государством, создание системы органов с соответствии с принципом разделения властей.В государстве гражданский закон должен воплощать в себе требования естественного закона, придавая им необходимую определенность и обеспечив их публично-властной защитой, т.е. действие закона природы и неотчуждаемых прав и свобод человека обеспечивается через гражданские законы.

Можно утверждать, что Джон Локк являлся противником абсолютной монархии, выступая в пользу концепции конституционной парламентарной монархии.

 

Список источников и литературы

1. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 137-405.

2. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 656 с.

https://www.e-reading.club/bookreader.php/34818/Lokk_-_Dva_traktata_o_pravlenii.html


[1]Роберт Филмер (1588–1653), политический писатель, роялист, развивавший теорию божественного происхождения королевской власти. Автор книги «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа».

[2] Книга 2. Глава 2, п.4

[3] Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого

[4] 87. Человек рождается, как было уже доказано, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире, и он по природе обладает властью не только охранять свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других, как того заслуживает, по его убеждению, данное преступление, даже смертью, в тех случаях, когда гнусность поступка, по его мнению, этого требует.

[5]Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что, поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого; ибо все люди созданы одним всемогущим и бесконечно мудрым творцом;все они - слуги одного верховного владыки, посланы в мир по его приказу и по его делу; они являются собственностью того, кто их сотворил, и существование их должно продолжаться до тех пор, пока ему, а не им это угодно; и, обладая одинаковыми способностями и имея в общем владении одну данную на всех природу, мы не можем предполагать, что среди нас существует такое подчинение, которое дает нам право уничтожать друг друга, как если бы мы были созданы для использования одного другим, подобно тому как низшие породы существ созданы для нас. Каждый из нас, поскольку он обязан сохранять себя и не оставлять самовольно свой пост, обязан по той же причине, когда его жизни не угрожает опасность, насколько может, сохранять остальную часть человечества и не должен, кроме как творя правосудие по отношению к преступнику, ни лишать жизни, ни посягать на нее, равно как и на все, что способствует сохранению жизни, свободы, здоровья, членов тела или собственности другого.

[6] «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа»

[7] П. 124 «…великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности»

[8] П. 96: «Ведь когда какое-либо число людей создано с согласия каждого отдельного лица сообщества, то они тем самым сделали это сообщество единым организмом, обладающим правом выступать как единый организм, что может происходить только по воле и решению большинства.»

[9] П. 97: «каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным»

[10] Книга 2. Глава 1, п.3: «политической властью я считаю право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения извне - и все это только ради общественного блага»

[11] 131: «кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов»

[12] 57: «…целью закона является не уничтожение н не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет закона, нет и свободы»

[13] 135: «закон природы выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, должны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т. е. божьей воле, проявлением которой он является»

[14]Глава 18, п. 202

[15] Глава 19, п. 222: «когда же законодатели пытаются отнять и уничтожить собственность народа или повергнуть его в рабство деспотической власти, то они ставят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанности какого-либо дальнейшего повиновения и свободен обратиться к общему прибежищу, которое бог предусмотрел для всех людей против силы и насилия»

[16] Глава 12, п. 143: «Законодательная власть - это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: