Понятийный аппарат этического решения




Пояснительная записка

Задача этической экспертизы состоит в том, чтобы осмыслив проблему, дать её решение с точки зрения этики.

Для получения этической оценки исследователь должен владеть критериями добра и зла. Под добром в нашем обществе понимаются следующие ценности: духовность, созидание, совесть, вера, надежда, любовь, доверие, бескорыстие, ненасилие и другие, которые отвечают интересам нашего народа, общества, государства, профессионального сообщества, личности.

А зло несёт в себе вседозволенность, бездуховность, равнодушие, разрушение, деструктивность, насилие, агрессию социальных, ментальных и культурных явлений, процессов и отношений.

В результате исследования выявляются мотивы людей, ориентированных на добро для себя, семьи, общества, готовых укреплять позитивные, а не негативные ценности в жизни людей.

Как конкретно можно сделать этическую экспертизу?

Цель этической экспертизы – дать этическое решение исследуемой проблемы (не психологическое, не социологическое, не экономическое, не политическое, не педагогическое и т.д.). А это значит, что способ решения проблемы должен отвечать интересам и человека, и общества.

Этическое решение не имеет форму запрета, оно выражает позитивные мотивы, намерения, устремления. Оно представляет проект такой деятельности, который бы направил человека на достижение добрых целей и ценностей, способствовал развитию созидательных, бескорыстных, духовных начал, а не эгоистических, деструктивных, насильственных и корыстных.

Этическая экспертиза имеет следующую 3-х частную структуру.

Первая часть представляет собой текст, в котором представлена актуальность проблемы и описана дискуссия по ней.

Вторая - таблицу, в которую должны быть внесены все аргументы «За» и «Против», выведены цели и ценности, сформулировано этическое решение.

Третья часть – это текст, в котором автор-исследователь излагает смысл полученных выводов, то есть расписывает подробно содержание самого решения, свои рекомендации.

Пошаговая методика выполнения этической экспертизы

1.Анализ начинается с актуальности проблемы и ознакомления дискуссии по ней.

2.После того, как автору становятся понятными все доводы сторон, необходимо их систематизировать по принципу «за» и «против», полученные аргументы нужно четко и лаконично сформулировать и записать. Они отражают мотивы дискутирующих, их ценности. Мотивы следует изложить ясно и понятно (в одном предложении).

3.Затем необходимо определить общую цель, которая объединяет всех участников «За» (прийти к общему знаменателю). Затем, то же самое сделать в отношении и всех мотивов «Против», то есть установить истинную причину единства их позиций. Формулировка цели не должна совпадать ни с одним из мотивов, а выражать реальную суть их намерений, которая ими самими до конца может не осознаваться.

4.Перечислить все ценности, которые стоят за теми или иными мотивами (аргументами). Если цель всегда одна конкретна, прагматична и понятна, то ценностей много. Таким образом, перед нами две цели и два ценностных ряда. Теперь надо определить, что является добром, а что есть зло.

5.И после этого переносим в этическое решение сделанный нами выбор. Что касается ценностей, то в решение могут быть взяты ценности и с противоположной колонки, если вы сочтете их не противоречащими выбранной цели.

6.Следующий этап анализа проблемы состоит в поиске такого принципа, который позволит реализовать установленную цель и ценности. Этот принцип выражает убеждение человека в возможности морального достижения этой цели и утверждения данных ценностей.

 

Понятийный аппарат этического решения

Этическое решение предполагает использование основных и неосновных категорий и понятий этики, этических принципов и норм.

Получая искомые блага, человек не всегда отдаёт себе отчет в том, насколько выбранные им средства соответствуют общепринятым представлениям о добре. Поэтому важно не только определить позитивную цель, но и предложить такой способ её достижения, который бы отвечал интересам и человека, и общества, то есть делает нас милосерднее, доброжелательнее, совестливее.

Суть этического решения заключается в том, чтобы предложить такие принципы и нормы, которые бы реально способствовали достижению поставленных целей и принимались человеком добровольно.

Принцип выражает убеждение личности в том, что поставленная цель единственно верная, благая. Принцип выражает личностное кредо, отступление от которого не простит самому себе. Примеры возможных принципов: милосердие, благоговение перед…, патриотизм, солидарность с …,товарищество, коллективизм, доверие, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Их может быть бесконечно много, все зависит от той проблемы, которую вы решаете.

7.Далее следует конкретизировать принцип, разбив его на нормы, то есть необходимо определить моральные права каждого участника исследуемой проблемы как реального субъекта взаимодействия, чтобы закрепить соблюдение их интересов. А нормы представляют собой конкретизацию принципа или принципов.

 

Структура этического решения: цель, ценности, принцип, нормы – выражает единое целое, в котором все элементы связаны по смыслу. Этическое решение имеет позитивную направленность, оно обращено к людям, которые должны понимать истинное положение вещей, то есть, что такое добро, благо, а что - зло. Решение предлагает, ориентирует, мотивирует как человека, так и общество на достижение этих ценностей, которые являются нравственным способом реализации поставленной проблемы.

Таковы теоретические посылки этического исследования.

 

В качестве примера такого анализа предлагается обсуждение проблемы «Следует ли вводить в школьный курс «Основы православной культуры?».

«За» «Против»
1.Приобщение к духовным традициям своего народа. Ознакомление с духовными подвигами соотечественников 1.Вмешательство во внутренний мир личности, навязывание чуждых идей. Человек сам должен выбирать
2.Приобщение к историческим событиям культурной жизни отечества 2.Способствует разобщению людей разных вероисповеданий
3. Способствует сохранению национальных традиций русского народа 3. Умножение богословских знаний не приближает к познанию Бога
4.Способствует пониманию памятников художественного наследия отечественной и мировой культуры 4.Ведет к принуждению атеистов и представителей других конфессий знакомиться с основами православной религии
5. Ведёт к укреплению традиционных семейных ценностей 5.Способствует укреплению в обществе авторитета Русской православной церкви в ущерб другим
6. Способствует консолидации с православными народами Европы 6.Религиозная культура ориентирует на скорби, а не на радости жизни
7. Подростки получают нравственные навыки общения 7.Отсутствие квалифицированных кадров и методических материалов приведёт к искажению позитивных целей
8. Способствует формированию позитивного эмоционального отношения к своей и иной культуре 8.Навязывание курса может вызвать обратную реакцию отторжения
9. Формирует универсальное мировосприятие, лишенное односторонности 9.Знание о Боге отдаляет живое общение с Богом
Цель – формирование духовного облика русского человека Цель – мировоззренческая независимость человека
Ценности – духовность, гражданственность, национальная идентичность, художественная рациональность и вкус, семейные традиции, солидарность, коммуникабельность, терпимость и сострадание, Ценности – свобода выбора и права человека, разобщение, бездуховность, насилие, неравноправие, скорбь и страдание, отчуждение от православия, атеизм, духовное общение
Этическое решение Цель – формирование духовного облика русского человека Ценности –духовность, гражданственность, национальная идентичность, художественная рациональность, вкус, семейные традиции, солидарность, коммуникабельность, терпимость и сострадание, свобода выбора и права человека, скорбь и страдание, духовное общение Принцип – патриотизм: воспитание любви к своему отечеству Нормы (институциональные мероприятия) 1. Признание интересов русского народа важнейшим мотивом своей деятельности. 2. Забота о благополучии ближних и дальних. 3. Участие в судьбе людей с ограниченными возможностями. 4. Медийная поддержка национального и исторического достоинства русского народа. 5. Медийная поддержка отечественных достижений в области науки и техники. 6. Общественная поддержка бескорыстной помощи слабым (старикам, детям, сиротам, больным, бездомным, животным и т.д.). 7. Общественная и государственная поддержка этнических, исторических, фольклорных, художественных, социальных объединений и субкультур русского народа и других народов, исторически связанных с русскими. 8. Общественная и государственная поддержка народных промыслов. 9. Развитие краеведческого и паломнического туризма. 10. Создание центров бескорыстной материальной помощи нуждающимся. 11. Создание центров теоретической и методической помощи педагогам.   Моральные права всех субъектов взаимодействия:права учеников, права родителей, права педагогов, права и обязанности общественности.

 

Исследование проблемы привело к следующим результатам. Введение курса православной культуры в школах является ответом на вызовы современности. Сегодня в мире сталкиваются две системы ценностей – созидательная, духовная, бескорыстная и деструктивная, бездуховная, меркантильная. Если перевести эти ценности на язык идеологем, то становится ясно, что большинство проблем имеет характер неограниченного расширения прав человека, которые не имеют внутренних нравственных ограничений.

Западные ценности со своим культом либерализации свободы не ориентируют человека на мораль, на совесть, а наоборот нацеливают его на расширение прав в удовлетворении материальных потребностей, более того, они носят агрессивный, навязчивый характер. Они культивируют удовольствие, пользу, себялюбие, рационализм, прагматизм. Сами по себе эти ценности не несут угрозы для человека. Цинизм современной культурной ситуации заключается в том, что их деструктивность завуалируется, так как они представляются высшими смыслообразующими и облекаются в «одежды» добра, заботы о человеке. За выражением «общечеловеческие ценности» скрываются меркантильные, эгоистические, корыстные интересы или ничего вообще. Ещё одна черта функционирования этих ценностей - их агрессивность, навязчивость, бесстыдность.

Чтобы разобраться в том, что такое добро, а что есть зло в современном мире, недостаточно быть человеком образованным, коммуникативным, рациональным и успешным. Самым надежным критерием оценивания современных проблем является обращение к опыту своего народа. Этот рецепт может быть применён для любой культуры, но для нас важно понимать, что, несмотря на различия между европейцами в частностях, они в целом по своей сути принципиально сходятся и резко отличаются от наших. Наше будущее неразрывно связано с собственной историей материальной и духовной, и которая формирует единое культурное пространство русского народа.

Курс православной культуры позволяет ликвидировать пробел в понимании национальной духовности. Восприятие истории отечественной культуры не может быть полным без учёта духовной составляющей. И поэтому не может выполнить свою воспитательную функцию - формирование исторической миссии своего народа. Знание духовных подвигов своих выдающихся соотечественников в лице Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских старцев, Ксении Петербургской, Матронушки, Александра Свирского, В.Ф. Войно-Ясиневского и других, не позволит в полной мере оценить смысл и значение русской культуры в целом. Только дополненная духовно-нравственным смыслом, она становится той силой, которая способна остановить ползучий либерализм бездуховности и вседозволенности.

Любые ценности носят национально-исторический характер. Поэтому только четкая ориентация молодого поколения на отечественный культурный потенциал позволит адекватно ответить на вызовы современности и противостоять агрессивной пропаганде западных идеалов, которые очень искусно выдаются за общечеловеческие. Нашему народу, и прежде всего, молодому поколению поможет выжить только национальная идентичность, не позволяющая раствориться в массе европейских народов.

Укреплению духовности и нравственности подрастающего поколения российского общества и служит курс «Основы православной культуры» в единстве с другими предметами, давая целостное видение своей истории и судьбы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: