Техника и методика самоконтроля за физической нагрузкой




Формы контроля

Принято различать три типа состояний человека в зависимости от длительности промежутка времени, в котором это состояние остается относительно неизменным.

1. Этапные (перманентные) состояния, сохраняющиеся относительно долго – недели, месяцы. Например, - рост, некоторый уровень выносливости, силы, иногда – вес и др.

2. Текущие состояния, которые изменяются в течение 1-3 суток. Это показатели физического состояния, которые изменяются под влиянием упражнений за это время. Например, аппетит, сон, мышечные боли и т.п..

3. Оперативные состояния, которые изменяются под влиянием однократного (кратковременного) выполнения физического упражнения, серии упражнений в течение одного занятия. Показатели оперативного состояния человека изменяются постоянно (частота сердечных сокращений, артериальное давление).

Необходимость выделения этих трех типов состояний определяется тем, что средства контроля, используемые в каждом случае, существенно различны.

Поэтому принято выделять соответственно три основные формы контроля.

1. Этапный контроль, цель которого – оценка и нормирование этапных состояний организма.

2. Текущий контроль, его задача – определение и нормирование текущих колебаний в состоянии организма.

3. Оперативный контроль, имеющий целью экспресс-коррективы состояния организма.

4. Опыт подсказывает, что в физкультурной работе следует практиковать еще одну – четвертую форму контроля. Это опережающий, профилактический контроль, назначение которого – «предвидеть и подготовиться» к возможным в самостоятельном физкультурном образе жизни негативным ситуациям и случайностям.

 

Виды контроля

Цели, задачи, используемые средства и применяемые методы определяют виды контроля: педагогический, врачебный, гигиенический, некоторые приемы психологического контроля.

 

Педагогический контроль полагает основным решение педагогических задач – воспитательно-образовательных. Это означает, что объектом внимания преподавателя и непосредственно самого занимающегося является формирование у последнего устойчивых основ знаний, умений и навыков по физической культуре личности на базе надежного фундамента нравственности.

Достоверно оценивать динамику столь сложных факторов и качеств возможно, видимо, лишь в этапной форме. Однако, складываются они (данные изменения) на фоне суммарных педагогических воздействий каждого занятия и даже каждого эпизода учебного процесса.

Дополнительными показателями педагогического контроля процесса могут служить данные этапных тестирований раз в семестр (4 – 5 мес.) с получением информации о изменениях веса, ЧСС, восстановления после стандартной нагрузки, результатов в стандартных заданиях по ОФП (бег 100 м., бег 1000 м., количество подтягиваний и т.п.).

Удобной методикой текущего контроля (и самоконтроля) является ведение занимающимся дневника самоконтроля с ежедневной (утром и вечером) оценкой и регистрацией уровня набора контрольных показателей: ЧСС, спирометрия, величина тренировочной нагрузки, желание заниматься физическими упражнениями, самочувствие, сон и пр. Оценка каждого показателя производится в баллах, по ежедневной сумме которых определяется соответствие реального и модельного движения к цели.

Простейшими показателями оперативного контроля, пригодными для физкультурника, могут являться самочувствие по ходу занятия, болевые ощущения, обострение восприятия температуры внешней среды (озноб или жар), потоотделение и т.п.

Для преподавателя – внешний вид занимающегося, его поведение, реакция на нагрузку и слова и т.д.

Профилактическая форма контроля в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию заключается в обязательном выполнении требований врачебного контроля (см. ниже), гигиены условий занятий, тренировочной нагрузки, режима отдыха, сна, питания, одежды, обуви, т.е. всего того, что убережет занимающихся от перегрузок, перенапряжения, перегрева, переедания и других возможных «пере

Техника и методика самоконтроля за физической нагрузкой

Наблюдения врачей доказали, что слишком большая мышечная активность приводит к истощению нервной системы, развития нежелательных, а впоследствии патологических изменений в организме человека. Поэтому каждый человек, занимающийся физическими упражнениями, должен помнить о постепенности наращивания нагрузок. Никогда нельзя спешить стать здоровым. "Бег к инфаркту" это реальная вещь. Если вы до сих пор не умерли со своими болезнями и со своим брюшком, то можете подождать с восстановлением спортивной формы: постепенность, последовательность и постепенность! "Писал Н. М. Амосов.

Физические нагрузки, несмотря на общий характер правил тренировки и двигательного совершенствования, для каждого человека должны быть индивидуальными. В связи с этим важную роль приобретает самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки.

Существуют субъективные и объективные методы самоконтроля. Субъективные методике самонаблюдения и контроль самочувствия, аппетита,сна, физической и умственной работоспособности, настроения, адекватности реакций на бытовые и производственные ситуации.

Лучший и одновременно достаточно точный показатель соответствия нагрузки физической подготовке людинице его самочувствие. Однако самопочуттяпоняття слишком широкое, поэтому необходимо рассмотреть именно те его элементы, на которые следует обращать внимание.

Первым ощущением человека, который раньше никогда не занималась физкультурой или имела большой перерыв в занятиях, будет боль в мышцах. Такой бильявище нормальное, занятия при этом следует продолжать. Через несколько дней боль сам по себе исчезнет, но это можно ускорить тепловыми процедурами (ванна, душ, парная баня) и массаж или самомассаж. Следует отметить, что когда нагрузка соответствует физической подготовке, то после тренировки должна возникать такое ощущение, которое передается выражением "приятная усталость в мышцах.

Существует определенная зависимость между физическими нагрузками и сном. Известно такое правилоне следует заниматься физическими упражнениями перед сном, чтобы избежать бессонницы. Как правило, умеренные нагрузки ускоряют засыпания, углубляют сон, а чрезмерные, особенно если они повторяются, имеют прямо противоположный эффект. Примерно такой же взаимосвязь между физическими нагрузками и аппетитом.есть следует через 4060 мин. после тренировки, в это время аппетит повышается.

Если наблюдается дискомфорт, раздражение, вялость, нарушение сна, когда выполнение физических упражнений не приносит удовольствия, ухудшается настроение, возникает головная боль и другие негативные явления, следует прекратить упражнения и обратиться к врачу.

Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Техника упражнения категория историческая. На изменение техники влияет повышение спортивных результатов, создания нового инвентаря и оборудования, нововведения науки и исследований, а также изменения в правилах соревнований.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

В технике любого упражнения выделяют три элемента: основы техники, основное звено, детали.

К основе техники относятся главные элементы упражнения, без которых оно не может быть выполнено или будет искажено. Например, "прыжок в длину с разбега": разбег, отталкивание, полет, приземление.

Основное звено - это наиболее важный элемент основы техники, например: отталкивание.

Детали техники - к ним относят второстепенные элементы не влияющие на конечный результат.

Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.).

Эталон техники физических упражнений - это техника лучших спортсменов.

Стандарт техники физических упражнений - это основа техники, которой учат всех.

Индивидуальная техника физических упражнений - это техника проявляющаяся в деталях. Грамотное использование индивидуальных особенностей спортсмена, повышает результаты в выполнении упражнений. Выдающиеся спортсмены часто имеют индивидуальный (неповторимый) стиль выполнения соревновательных упражнений.

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1. результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2. параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

3. разница между реальным результатом и возможным.

Раскрывая тему реферата можно в пример взять волейбол.
В волейболе, как и в других спортивных играх, используются разнообразные способы и приемы, с помощью которых ведется игра. Их называют техникой. Состоит она из подач мяча через сетку, передач партнеру, нападающих ударов и блокирования. Для того, чтобы научиться играть, нужно овладеть этой техникой.

ПОДАЧА

В волейболе применяют несколько разновидностей подачи мяча. Что это за разновидности? Это нижняя боковая подача, нижняя прямая, верхняя боковая и верхняя прямая.
Нижняя боковая подача
Она является наиболее простой по выполнению и не требует больших мышечных усилий, поэтому именно с нее рекомендуется начинать изучение подач. Нужно встать боком к сетке, ноги слегка согнуть в коленях и расставить несколько шире плеч, левую руку, придерживающую мяч, слегка согнуть в локте и держать на уровне поясницы. Отводя ударяющую, правую, руку вниз - в сторону, следует перенести тяжесть тела на правую ногу.
Подбросив мяч невысоко над собой, игрок делает правой рукой встречное движение к мячу, постепенно перенося тяжесть тела на левую ногу. В момент удара по мячу рука должна быть выпрямлена и напряжена-мяч соприкасается со всей поверхностью несколько вогнутой ладони.
Подача "свечой" представляет собой особую форму нижней подачи. Игрок встает правым боком к сетке, подбрасывает мяч левой рукой примерно на уровень головы, а правую отводит вниз - назад для замаха. Мощный удар, связанный с одновременным сильным распрямлением туловища, наносится ребром ладони (со стороны большого пальца правой руки) по нижней части мяча, удаленной от сетки,таким образом, чтобы мяч приобрел кручение и взлетел вверх почти вертикально.
Верхняя боковая подача.
При ее использовании мяч получает значительную начальную скорость, в результате чего игрокам противоположной команды труднее принять его. Перед подачей игрок принимает исходное положение (как при нижней боковой подаче). При подбрасывании мяча перед собой левая рука находится на уровне головы, правая нога, согнутая в колене, выставлена вперед и опирается на всю ступню; туловище отклоняют в сторону опорной ноги, а праву руку отводят назад - вниз. С момента подбрасывания до удара по мячу необходимо внимательно следить за полетом мяча. Рассчитав, когда он опустится до уровня кисти вытянутой руки, маховым ударным движением правой руки наносят удар по нему и одновременно переносят тяжесть тела на левую ногу. Правая рука и мышцы туловища в момент удара напрягаются, кисть руки накрывает мяч несколько сверху.
Верхняя прямая подача
Выполняя ее, надо стать лицом к сетке, левую ногу выставить вперед, правую руку подготовить к замаху; левой рукой, держа мяч на уровне груди, поднять его до уровня головы и подбросить. Одновременно с этим согнутую в локте правую руку занести за голову, туловище немного откинуть назад, центр тяжести перенести на правую ногу. При ударе правую руку резко разгибают, туловище подают вперед, тяжесть тела переносят на стоящую впереди ногу. Кисть ударяющей руки накладывают на мяч несколько сверху.
Для того чтобы быстрее освоить тот или иной способ подачи, перед игрой или по ее окончании нужно выполнять упражнения, придерживаясь при этом следующих методических указаний, общих для всех способов подач:
1. Следите за правильным исходным положением перед подачей.
2. Учитесь невысоко и точно перед собой подбрасывать мяч.
3. Учитесь правильно выполнять движения при замахе и ударе по мячу. Особенно следите за расположением ладонной поверхности на мяче.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА

Передача мяча партнеру является основным приемом в волейболе. Она нередко определяет результат игры. Независимо от положения рук при приеме мяча различают верхние и нижние передачи.
Верхняя передача
Ее можно выполнять из различных исходных положений, высота которых зависит от полета мяча. Существуют 4 исходных положения игрока перед выполнением верхней передачи. Наиболее удобны и точны верхние передачи из высокого положения, когда расставленные на ширину ноги слегка согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки вынесены вперед - вверх и согнуты в локтях; локти разведены и находятся на уровне плеч. Кисти рук ладонной поверхностью обращены навстречу приближающемуся мячу. Разведенные пальцы встречают мяч и соприкасаются с ним в основном первыми и вторыми фалангами.
В момент передачи ноги и руки плавно разгибают и мягким движением пальцев мяч посылают в желаемом направлении.
Нижняя передача
Ее используют волейболисты в тех случаях, когда мяч летит от подачи соперника. Нижнюю передачу можно выполнять одной и двумя руками. Чаще используют нижнюю передачу двумя руками, подставляя под мяч предплечье. При передаче двумя руками мяч можно направить более точно.
Для приема мяча нижней передачей двумя руками надо принять положение выпада (выставив вперед или в сторону одну ногу, согнутую в колене и тазобедренном суставе), соединить кисти рук и подставить предплечье под летящий мяч.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР

Нападающим называют удар по мячу, выполненный в прыжке. Игроки команды, умеющие выполнять нападающий удар, всегда имеют преимущества перед соперниками, т.к. такой удар значительно затрудняет прием и передачу мяча партнеру.
Техника этого приема игры состоит из сочетания ряда последовательных движений: вначале игрок разбегается, затем, оттолкнувшись у сетки вверх, в прыжке выполняет нападающий удар. В момент удара по мячу рука обычно напряжена, пальцы прижаты друг к другу, кисть ударяет по мячу несколько сверху, соприкасаясь с ним всей поверхностью ладони.
Для большей эффективности удар по мячу должен производиться в наивысшей точке прыжка, а не тогда, когда игрок начал опускаться на площадку.

 

Прямой нападающий удар
Быстрое последовательное и параллельное сокращение мускулатуры, живота, плеч и рук. Кисть "перекрывает" мяч на последней стадии (кручение). Вся рука посылает мяч.
Удар с вращением
Незначительное обегание мяча (30-50 см) при разбеге, незначительная подача плеч при замахе, более продолжительное сопровождение мяча в сторону кручения.
Удар запястьем
Движение полного замаха (ошеломляющий момент). Перед самым касанием мяча задержать бьющую руку и кисть. Благодаря соответствующему введению в действие кисти возможен очень точный удар в любом направлении и в глубину игровой площадки с вращением и без него.
Нападающий финт
Обманное движение для замаха и выполнение нападающего удара. Вслед за тем вытягивание руки и легкое "сопровождение" мяча пальцами в направлении противника.
Боковой нападающий удар
Разбег наискось от направления, параллельного сетке. Бьющая рука описывает кривую от полукруга до круга. Удар по мячу на уровне головы способствует повороту тела в сторону удара. Приземление происходит лицом к сетке.

БЛОКИРОВАНИЕ

Блокированием в волейболе принято называть преграждения пути полета мяча, посланного нападающим ударом с помощью подпрыгивания и выставления рук над сеткой.
По частоте своего применения блокирование занимает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым третьим действием отдельного игрока. Основной формой блокирования является двойной блок (72 %). Одиночный (23,5 %) и тройной блок (4,5 %) применяют реже.
Блоком волейболист не только преграждает путь мячу на свою площадку, но и как бы атакует на чужой стороне. Прием требует хорошей реакции, умения быстро перемещаться, высоко прыгать; нужна и сила, чтобы сдержать нападающий удар.
Самым важным в технике блокирования является своевременное и точное расположение рук напротив мяча, пробитого нападающим ударом. Для правильного выполнения этого элемента техники необходимо соблюдать ряд условий (нужно, например, при постановке блока делать прыжок на расстоянии полуметра от сетки и выставлять кисти вперед - вверх). Касание руками сетки считается ошибкой. Чтобы избежать этого, надо отталкиваться вверх, а не вперед - вверх.

Таким образом, при постоянных тренировках с каждым разом переходя от более простых упражнений к более сложным, осваивая новые методы можно самостоятельно научиться игре в волейбол. Волейбол-это отличное здоровье и хорошее настроение. Волейбол-игра для всех.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: