Тема: «Дислалия»
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio —
говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной
иннервации речевого аппарата.
Среди нарушений произносительной стороны речинаиболее распространенными
являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном)оформлении при нормальном функционировании всех остальных операцийвысказывания.
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном
(ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и —
реже — их пропусках.
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессорВильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., онприменил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительныхрасстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия,швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в болееузком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительныенарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В клас1 Понятием «произносительная сторона речи», или «произношение», охватывают фонетическое оформление речии одновременно комплекс речедвига-тельных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевогодыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации совсеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии
ФОРМЫДИСЛАЛИИ
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения ипричин, обусловливающих дефект звукопроизношения; функциональную и механическую(органическую).
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или
центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в
строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о
механической (органической) дислалии.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения
системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения
периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться
воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает
группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и
механические дефекты.
Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи
Причины возникновения — биологические и социальные: общая физическая
ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активногоформирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые
дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического
восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию
общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание
неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители
культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у
него развитие звукопроизношения).
Формирование произносительной стороны речи — сложный процесс, в ходе
которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и
управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная
сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому
ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется
с задержками.
Фонематический слухосуществляет операцииразличения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Онформируетсяу ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается ифонематический слух, который осуществляет «слежение за непрерывнымпотоком слогов».
При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений
центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений.
Несформированными оказываются специфические речевые уменияпроизвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые дляпроизношения звуков. Виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков.
Выделяются три основные формыдислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая,артикуляторно-фонетическая.
Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового
оформления речи (относятся опознания,узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения офонеме).Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук— «щук», рыба — «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речькак самому говорящему, так и слушающему.
При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха.
Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция
слухового различения некоторых фонем.
Артикуляторно-фонематическая дислалия. Отмечается явление субституции, или
замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой
по артикуляции.Замены и смешения осуществляются на основеартикуляционной близости звуков (с — ш (крыса — «крыша»), между взрывными шумными переднеязычными изаднеязычными m — к, д — г (Толя — «Коля», гол — «дол»), между парными поартикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с — с', л — л', т — т'
(сад — «сядь», лук — «люк», тук — «тюк») и др. Эти явления могут наблюдаться
среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами ц и ч
(«курича» — курица, «крицать» — кричать), сонорами р и л («лыба» — рыба,
«рапа» — лапа).
Артикуляторно-фонетическая
Характеризуется дефектами звукового оформления речи из-за неправильным образом сложившимися артикуляторными позициями. Звуки могут произноситься в искаженной форме, но происходит это в непривычных вариантах. Такую речь легко понять.
Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные
термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:
ротацизм — дефект произношения р и р', ламбдацизм — л и л', сигматизм —
свистящих и шипящих звуков, йотацизм -йот (j), каппацизм — к и к', гаммацизм —
г и г', хитизм — х и х'.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.
Основные причины ФФНР у ребенка
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
· Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
· Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
· Генетическая предрасположенность.
· Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.
Общие сведения
Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.
Основные симптомы
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
· Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
· Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
· Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
· Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
· Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
· Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
· проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
· сложности с восприятием абстрактных понятий;
· проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
· замедленность мыслительных процессов и т.д.
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
Формы ФФН
В логопедии выделяется три основных степени:
1. Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
2. Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
3. Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.
Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)
Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.
При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.
Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).
Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.
Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.
Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.
Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.
Основные цели коррекции ФФНР:
· формирование фонематического восприятия;
· обогащение словарного запаса ребенка;
· развитие правильной, связной речи;
· развитие навыков словоизменения и словообразования;
· коррекция звукопроизношения;
· работа с простыми и сложными предложениями;
· подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).