Детские истерики. Что делать?




 

1. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Примерно в 2,5 года ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Чем больше встречается трудностей при выполнении желаемого, тем сильнее эмоциональная вспышка ребенка, особенно если он хочет выполнить что-либо самостоятельно. Л.С. Выгодский отмечает, что первые признаки трех летнего кризиса считаются негативизм и повышенное влечение к самостоятельности.

· Изменяется отношение ребёнка к себе и людям.

· Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них».

· Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми. Происходят изменения аффективно-волевой сферы.

· Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

· Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету матери и отца. Ребёнок хочет проявлять свою личность.

· Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка. С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

· Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.


Чтобы помочь ребенку перейти на новую ступень детства необходимо удовлетворять потребностям ребенка в самостоятельности. Важно помнить, что через самостоятельность он находит свое отражение в формуле «Я сам». В этот период происходит полная перестройка отношений ребенка со взрослыми, которые его окружают.


2. Рекомендации, направленные на ребенка:

Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения в утренние часы пик, когда родители отправляются на работу, следует вставать на полчаса раньше. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, ты не должен кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается. Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения.

Объявите тайм-аут.

Одним из лучших методов наведения дисциплины для дошкольников является усаживание их на стулья. Это объясняет, что ребенку, устроившему скандал, придется сесть на стул, стоящий у стены (подальше от опасных предметов и от всего интересного), на определенный минимальный срок. Время тайм-аута меньше одной минуты, не является эффективным. Обычно требуется от двух до пяти минут, чтобы ребенок успокоился. В течение этого времени вы не должны разговаривать с ним. Когда время наказания кончится и ребенок успокоится, объясните ему, что приступы раздражения не допустимы. Затем предложите ему альтернативное поведение и дайте возможность ситуации снова вернуться к нормальной.

После того, как вы предупредили ребенка, что ему придется провести тайм-аут на стуле или у себя в комнате, ваши действия должны быть последовательными. В противном случае это будет напоминать историю о мальчике, кричавшем о приближении волка: в нужный момент ребенок вам просто не поверит. Пустые предупреждения никогда не достигнут цели. Дети не обращают на них внимания, словно это музыка, доносящаяся откуда-то издалека.

Общая позиция – как можно меньше обращать внимания. Не потакать капризам. Никто не устраивает истерику, если нет свидетелей, потому что пропадает смысл. Поэтому, если истерика началась в людном месте и нет возможности отвлечь внимание ребёнка, то следует просто взять и унести его. Наказание, как и объяснение, не подействуют, ребёнок просто не услышит вас. Он будет продолжать плакать. Приемы, которые можно использовать в данном случае: задайте неожиданный вопрос; не пытайтесь что-либо внушать ребёнку – он сильно возбуждён и не может вас услышать; достаньте из кармана интересный предмет, чтобы его заинтересовать; предложите другую деятельность (попытайтесь переключить внимание);

ЧИТАЙТЕ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

3.Рекомендации для самого родителя.

Старайтесь не задавать ребёнку вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ, поскольку именно факт отрицания просьб взрослых и даёт уверенность и удовлетворение собственной значимости.

Выработать стратегию общения c ребенком. Очень важно быть последовательным и тактичным.

Создавайте ситуации, в который ребенок мог бы совершить свободный выбор, чтобы он быстрее учился ответственности. Объяснять правила поведения ребёнку в доступной для него форме и уточнять понимает ли он.

Хвалить ребенка и выражать чувства любви и уважения к нему и его мнению.
Помните, что в этом возрасте ребенок хочет быть, как взрослый и делать все самостоятельно. Для удовлетворения этих стремлений есть форма игры.

Не только ребенок нуждается в тайм-ауте. Вам тоже может понадобиться время, чтобы успокоиться, особенно если вы сами находитесь на грани потери контроля над собой из-за вспышки раздражения своего ребенка. Просто скажите ему: "Сейчас я слишком расстроена из-за тебя. Мне нужно время, чтобы успокоиться, прежде чем мы сможем поговорить". Нет ничего плохого, если вы рассердитесь, но при этом нельзя терять контроль над собой. Когда родители начинают кричать и ругаться, они становятся плохим примером для своих детей. Если вы все-таки выйдете из себя, извинитесь. Скажите: "Мне очень жаль. Это говорил мой гнев, а не я". Дети всегда прощают. Противопоставьте страху любовь. Ребенок, у которого наступил приступ ярости, может быть испуган необузданностью собственного гнева. Проявление ярости пугает человека, испытывающего это. В разгаре вспышки гнева ребенок часто испытывает желание ударить кого-нибудь, что особенно расстраивает ребенка более старшего возраста. Лучшим способом уменьшить создавшееся напряжение и сделать ситуацию контролируемой является проявление любви и заботы по отношению к своему ребенку. Скажите ему, что скоро все снова будет в порядке, что его чувства естественны, хотя и нежелательны.

Создайте образ спокойствия и хладнокровия.

Чтобы убедить ребенка держать себя в руках, полезно следующее: попросите его вообразить что-то успокаивающее или что-то физически прохладное. Когда родители одного ребенка, попробовали воспользоваться этим советом, мальчик сам придумал целый ряд вещей, помогающих сохранять спокойствие. Сначала он вообразил, что сидит на глыбе льда или вышел прогуляться во время снежной бури. Однако, наконец, он остановился на образе пингвина, как чего-то постоянно напоминающего ему о необходимости сохранять хладнокровие, потому что пингвины всегда спокойные и хладнокровные.

Если дети не могут сразу добиться успеха, помогите им делать это постепенно. Ребенок с легко возбудимым темпераментом не изменит его за одну ночь, но он может ежедневно понемногу изменять себя. Давайте представим, что ваш ребенок выходит из себя три раза в день. Выберите день и поработайте с ним, стараясь уменьшить количество вспышек ярости с трех до двух, просто чтобы дать ему возможность почувствовать, что он в состоянии контролировать себя. В этот момент ребенок может подумать: "Смотри-ка, я сумел один раз добиться этого. Может быть мне удастся сделать это еще раз". Это укрепит у него чувство уверенности в своих силах.

1. Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.

2. Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.

3. При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.

4. Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром.

5. Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению. Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).

7. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания.

8. Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения.

9. Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.

10. Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал.

11. Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.

12. Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

 

 

Ø Типичная ошибка родителей заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации. Нехорош также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Т.е. должны быть четкие требования и правила к ребенку у всех членов семьи.

Ø Вторая ошибка – неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот излишняя мягкость и уступчивость.

Ø Также плохими советчиками родителям становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, при этом советы могут быть противоположны – от «не обращай внимания» до «ломай и заставляй делать всегда по-своему».

Ø Неуверенность мамы в своих силах, её желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.

Ø Также к совершаемым родителями ошибочным действиям относятся напрасные наказания, обвинения и «срывы» на ребенка, непоследовательность в действиях: то родители настаивают на чем-то упорно, то уступают во всем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: