Преподаватель ООД: Н.С.Усенов




ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Урок № 6 (3 курс Дизайн)

Рудненский музыкальный колледж

Марта 2020 г.

Время:14.15- 15.50

Преподаватель ООД: Н.С.Усенов

КОНСПЕКТ: Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 г.г.

Восстание Срыма Датова показало, что ханская власть не обеспечивала проведение царской политики. С целью реформирования системы управления краем, приближения ее к общероссийской, и в частности в Среднем жузе, генерал-губернатором Сибири М. М. Сперанским был разработан "Устав о сибирских киргизах (казахах)", принятый в 1822 году. Согласно "реформам Сперанского" Сибирь была разделена на две части - Восточную с управлением в Иркутске, и Западную с центром в Тобольске, а с 1839 года - в Омске. В Западную Сибирь вошли Тобольская, Томская, Омская области и территории кочевий Среднего и части Старшего жузов. Эта часть получила название "Область сибирских киргизов (казахов)", для нее и был разработан Устав 1822 года.

Согласно Уставу "Область сибирских казахов" была разделена на округа, округа делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость от 10 до 12 аулов, в аул от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Во главе округов стояли окружные приказы. Формально округом управлял старший султан. Во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов были аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась.

Реформы касались суда, они преследовали цель - распространить на Казахстан общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел родовых, подродовых, аульных. Уголовные дела - государственная измена, убийства, грабеж, неповиновение властям и подобные им рассматривались на основе имперских законов.

В 1824 году правительством России был принят "Устав об оренбургских киргизах (казахах)", разработанный оренбургским генерал-губернатором П. К. Эссеном. Так же как и в Среднем жузе, в Младшем отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялось из Приграничной комиссии. Жуз делился на части во главе с султаном -правителем части жуза, который назначался оренбургским губернатором. Далее шла административная единица - дистанция - это участок между крепостями. Внутри дистанции делились на местности или аулы. Во главе дистанций были начальники дистанций, во главе местностей или аулов - старшины, все они назначались Пограничной комиссией, выборная система здесь отсутствовала. Также в Младшем жузе была введена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система как и по "Уставу о сибирских казахах" предусматривала ведение всех крупных дел военным судом или Приграничной комиссией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. Так была ликвидирована ханская власть в Младшем и Среднем жузах.

 

Урок № 7 (3 курс Дизайн)

Преподаватель ООД: Н.С.Усенов

Лекционный материал:

Административные реформы России в Казахстане в 1860-х, 1880—1890-х годах. Подготовка реформ 1867—1868 гг. Степная комиссия.

Завершение присоединения Казахстана к России привело к тому, что в политику империи в отношении казахского края были внесены коренные изменения. Основная цель — использование природных ресурсов Казахстана в промышленных, торговых, экономических и других интересах России. С развитием капиталистиче­ских отношений в России было очень важно принять не­обходимые законодательные акты и внести изменения в административно-управленческую систему страны. Подготовка новой административно-управленческой реформы была поручена Степной комиссии (1865 г.), ее возглавил чиновник Министерства внутренних дел Гире. К подготовке реформы, направленной "на улучшение по­ложения казахского народа и освобождение его от власти султанов"^ не привлекли ни одного представителя казах­ского общества, более того, комиссия работала в секретном режиме.

11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект реформы об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областями, а 21 октября 1868 г. — об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями.

Изменения в административно-управленческой и налоговой системах. Согласно изменениям, введенным в 1867—1868 гг., казахская территория была разделена на шесть областей в составе трех генерал-губернаторств. Высшая власть в колониальной администрации принадлежала генерал-губернатору. Он управлял всем административно-полицейским аппаратом, отвечал за спокойствие и порядок в доверенном ему крае. Таким образом, генерал-губернаторы должны были следить за исполнением Высочайших указаний в пределах Западно-Сибирского, Оренбургского и Туркестанского адми­нистративных регионов. Генерал-губернатор являлся: 1) командующим местных Вооруженных сил; 2) имел широкие административные полномочия, например, мог распоряжаться о направлении начальников уездов и т.д.; 3) назначал уездных судей. А туркестанский генерал-губернатор в связи с особен­ностями геополитического положения края имел право устанавливать и вести дипломатические отношения с со­седними государствами. Области возглавляли военные губернаторы, утверждаемые царем. В их руках находились административная и военная власть, а также право надзора за судебной властью. Военный губернатор на территории области (кроме Сыр-Дарьинской и Тургайской) являлся атаманом казачьих войск. На введение всех этих положений было отведено два года, но из-за недовольства населения они вступили в силу закона только в 1886 г. в Туркестане и в 1891 г. — в Степном крае. Для содержания всего этого административного, военного и полицейского аппарата нужны были огромные средства. Даже после окончания присоединения Средней Азии и Туркестана к России империя вынуждена была держать на этих огромных территориях до 50 тыс. солдат и офицеров, которых надо было содержать. Вновь была создана система сбора налогов у местного населения. К прежним кибиточным налогам добавились асмельные, причем их сумма с каждым годом возрастала. И оседлых районах был введен налог на землю, которы земледельцы должны были платить осенью только деньгами. Земский налог использовали на содержание администрации, строительство и ремонт мостов, дорог и т. д. Если налог от кочевников в 1865 г. составлял 1 руб. 50 коп., то к 1882 г. достиг 4 руб. Они еще должны были платить земский или общественный на­лог (для содержания аульных старшин и туземной администрации) и другие налоги. Каждая казахская кибитка (шанырак) должна была платить следующие налоги: кибиточная подать — 4 руб., земский налог — 1 руб. 25 коп., общественные налоги (отдельные налоги) — 1 руб. 25 коп., школам — 50 коп. Всего — 7 руб. Не было деления по социальным признакам — бай и бедняк пла­тили одинаковую сумму. Платить надо было осенью, когда скот де­шевел. Земледельцы платили следующие виды налогов: харадж, та­нап, занят (налог от товаров):

а) по хараджу земледелец должен был платить одну десятую отпроизводства натурой или деньгами;

б) танап платили деньгами (1 танап — одна восьмая десятины)который зависел от площади земли;

в) занят исходил из цены товара и брался в размере одной сороковой части прибыли.

Налоговая политика колониальной России вызывала недовольство различных социальных групп, скотоводы и земледельцы были неудовлетворены ростом налогов. Каждый уезд делился на волости, волости — на аулы. В волости население не должно было превышать 2 тыс., а в аулах — не более 200 кибиток. Царское правительство пыталось создать в волостях и аулах местную администра­цию, которая стала бы твердой опорой колониальной влас­ти. Избрание волостных правителей и аульных старшин (сельского общества, общества аксакалов) проходило на местах путем подкупа. Изменения в судебном деле 18671868 и 18861891 гг. По "Положениям" 1867—1868 гг., судебное устрой­ство имело несколько уровней: уездный суд, военно-судеб­ная комиссия, областное управление и правительствующий сенат. Эти судебные учреждения работали на основе ипконов Российской империи. Военно-судебные комиссии работали по уголовным делам, а областное правление рас-гматривало гражданские дела. Сохранились суды биев. Биев, так же как и волостных правителей, избирали на три года. ' Для решения судебных дел среди казахов в каждой во­лости избирали от четырех до восьми биев. Избранных биев утверждал губернатор, однако жалованье им не платили. Тем не менее они имели -право брать штрафы с проиграв­шего, но сумма штрафа не должна была превышать 1/10 части суммы иска. Бии имели право рассматривать дело, если сумма иска не превышала 300 руб., т. е. стоимость 15 лошадей и 15 баранов. В Сыр-Дарьинской и Семиречен-ской областях, согласно "Положениям", эта сумма состав­ляла 100 руб., т. е. стоимость пяти лошадей и 50 баранов. Дела, где стоимость иска превышала указанные суммы, рассматривались на областном съезде биев. В ведении народных судов остались дела, связанные с преступлениями среди местного населения. Обычно рас­смотрение преступлений и гражданских дел начиналось в судах биев. Народные суды (суды казиев), утвержденные военными губернаторами, являлись нижней ступенью колониальной системы судового производства (народный суд — мировой судья — областной суд — сенат). Новая судебная система не содействовала установлению справедливости в казахском обществе. Система прежнего традиционного естественного отбора биев ушла в прошлое, теперь судей должны были избирать. Это открыло путь для развития взяточничества. Согласно "Положениям", судебная система состояла из следующих уровней: уездный, областной и верховный суды. Функции верховного суда исполнял Правитель­ствующий сенат. Уездный суд рассматривал уголовные дела, областной — гражданские. Все судебные инстанции функционировали на основе законов Российской империи.

Положения 1886 и 1891 гг. 2 июня 1886 г. было принято "Положение об управлении Туркестанским краем", а 25 марта 1891 г. — "Положение об управлении Акмо­линской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями". Так закончилось установлении на обширной казахской территории российской военно-административной власти. Согласно новому "Положению", в состав Туркестанской генерал-губернаторства с центром в г. Ташкенте вошли три области: Сыр-Дарьинская, Ферганская, Самаркандская. В 1897 г. в состав этого генерал-губернаторства вошла еще Семиреченская область. Принцип деления областей на уезды сохранился. В Степное генерал-губернаторство с центром в г.Омске вошли Семиреченская (с 1897 г. перешедшая в состав Туркестанского края), Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская и Уральская области. В состав Закаспийской области, образованной в 1890 г., согласно "Положению о Закаспийской области", вошел Мангыстауский уезд. Принятые "Положения" значительно укрепили власть генерал-губернаторов. Они стали всемогущими правите­лями краев. Управление областями по-прежнему оставалось в руках военных губернаторов. В областных центрах были созданы полицейские управления, а в уездных городах открыли приставства. Казахская аристократия была приравнена к русским сельским поселенцам. На деле это обернулось потерей всех ее привилегий. Традиционный народный суд, опиравшийся на каноны ислама, попал под строгий надзор властей и тоже лишился своих привилегий.

И самое главное: по "Положениям" 1886 и 1891 гг. вся земля коренного населения перешла в собственность Рос­сийского государства, стала казенной. Это нанесло огром­ный урон животноводству — основе жизнедеятельности казахского народа. Власть внесла в "Положения" законода­тельную формулировку "свободные от кочевников земли" и теперь она была вправе по своему усмотрению раздавать земли переселенцам из внутренних губерний России или изымать в государственную собственность.

Вопросы и задания:

. Какие цели преследовала Россия реформами 1867—1891 гг. в административном управлении и судопроизводстве?

1. Почему реформы 1867—1868 гг. назывались "Временными по­ложениями"? Когда вошли в силу эти "временные" законы?

2. Какова разница между "Временными положениями" и "Поло­жениями" 1886—1891 гг.? Обратите внимание на администра­тивную и налоговую системы.

3. В чем заключалась колониальная сущность российских реформ 60—90-х годов XIX в. в вопросах земли, налоговой политики и судебного производства?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: