ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ




Приступая к крещению, священник облачается в ризы, надевает поручи и кадит вокруг купели.

Начинает возгласом Благословенно царство.

Входит священник и облачается в священническую одежду белую, и нарукавницы: и вжигаемым всем свещам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и отдав кадильницу, покланяется. Таже глаголет диакон: Благослови, владыко. Священник же возгласно: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Великая ектения: Диакон же абие глаголет: Миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Войдя в храм, священник облачается в белые священные одежды. Зажигаются все свечи. Взяв кадило и подойдя к купели священник кадит вокруг нее и, отдав кадило, кланяется. Затем диакон возглашает: Благослови, владыка. Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь.   Великая ектения: Диакон возглашает: В мире Господу помолимся. Хор на каждое прошение:Господи, помилуй.

Во время ектении, следующей тотчас за возгласом, если говорит ее диакон (или после ее, когда крещение совершается без диакона), священник читает тайно до конца молитву: Благоутробный и милостивый Боже…

Сама молитва: Благоутробный и милостивый Боже, истязуяй сердца… Сама молитва: Благосердный и милостивый Боже, испытывающий сердца …

Затем следующую молитву читает вслух, на которой при словах: да сокрушаться под образом знамения креста…, повторяемых трижды, благословляет воду в купели тоже трижды (проводя по ней перстами крестообразно две черты: первый крест делая на поверхности воды, второй немного глубже, а третий в самой глубине и трижды крестообразно дует на нее)

Таже глаголет молитву сию велегласно:Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.] Ты бо, хотением от не сущих во еже быти… И знаменает воду трижды, погружая персты в воде, и дунув на ню, глаголет: Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы. [Трижды.] Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас… Возглас: Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Затем громко возглашает следующую молитву: Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакого слова не будет довольно, чтобы воспеть чудеса Твои! [Трижды] Ибо Ты по Своей воле все привел из небытия к бытию… И дует на воду трижды, и запечетлевает ее знамением Креста, погружая персты в воду со словами: Да сокрушатся под знамением образа [Священного]Креста Твоего все противящиеся силы. [Трижды] Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас… Возглас: Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь.

Этою молитвою освящается вода, следующею освящается елей, держимый в сосуде диаконом (или же держит его сам священник).Над сосудом с елеем священник предварительно трижды творит дуновение (как и над водою), трижды благославляет по верху сосуда и,приклонив главу, читает молитву елея.

Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон:Главы ваша Господеви приклоните. Лик: Тебе, Господи. И вдунет трижды в сосуд елея, и знаменает трижды сей, сиесть елей держимый от диакона, и рекшу ему: Господу помолимся. Священник же глаголет молитву елея: Владыко Господи Боже отец наших, сущим в ковчезе … Лик: Аминь. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон:Главы ваша Господеви приклоните. Лик: Тебе, Господи. И дует трижды в сосуд с елеем, который держит диакон, и запечатлевает его трижды знамением Креста. Диакон: Господу помолимся Священник же произносит следующую молитву елея: Владыка Господи, Боже отцов наших, находившимся в ковчеге… Хор: Аминь.

Елей, раз освященный в сосуде, может служить для нескольких случаев крещения, а потому молитва елеем может быть опускаема, когда освященный елей есть в сосуде. (прочитал у Шиманского)

Диакон:Вонмем. Священник, поя Аллилуиа трижды с людьми, творит кресты три елеем в воде. Диакон: Будем внимать. Священник, взяв сосуд с елеем, трижды крестообразно возливает из него в купель, каждый раз троекратно воспевая с народом:Аллилуиа.

После Вонмем и Аллилуиа, поемого трижды, священник, омочив в сосуд с елеем стручец (кисточку)

В требнике о способе помазания елеем говорится: «вземлет от елея двема персты»… способ неудобный и неупотребительный, который везде заменяется на практике помазанием посредством стручца, или кисточки.

Творит им в воде знамение креста трижды и затем сим стручцом крестообразно помазывает крещаемаго на челе, груди и междурамии

«Междурамие» заменено в требнике Петра Могилы словом «плещи». В других требниках – древнейших, кроме сказанных частей, еще указано мазать голову, затылок, на дланях обеих рук – с обеих сторон и на плечах.

Говоря: Помазуется раб Божий… во исцеление души и тела; потом помазывает уши, руки и ноги, произнося при помазании ушей: в слышании веры., – рук: руце Твои сотвористе… – ног: во еже ходити ему (ей) по стопам…

Таже возглашает: Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мiр, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. И приносится крещаемый. Священник же вземлет от елея двема персты, и творит креста образ на челе и персех, и на междорамии, глаголя: Помазуется раб Божий [или раба Божия] имярек, елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. На персех убо глаголя: Во исцеление души и тела. На ушесех же: В слышание веры. На руках: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя. На ногах: Во еже ходити ему [или ей] по стопам заповедей твоих. Затем возглашает: Благословен Бог, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мiр, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. И подводится крещаемый. Священник берет святого елея и тремя перстами правой руки начертывает образ креста на лбу, и на груди, и между плечами крещаемого со словами: Помазывается раб Божий [или раба Божия] (имя) елеем радости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Помазывая грудь говорит: Во исцеление души и тела. Помазывая уши: К слышанию веры. На руках: Руки Твои сотворили меня и создали меня. На ногах: Чтобы ходить ему [или ей] по стопам Твоим (заповедей Твоих).

Когда помажется все тело, т.е. указанные части, священник берет младенца нагого (нагим же входит в купель и взрослый крещающийся святитель же погружает его рукою своею трижды) и, обратив его лицом на восток, погружает в купель трижды. (Погружая в первый раз, говорит Крещается раб Божий, или раба Божия, во имя Отца, и, возводя из купели, добавляет, обычно – с восприемниками, повторяющими за ним Аминь.

Кирилл Александрийский говорит, что «аминь» после каждого лица Святой Троицы должны произносить восприемники и предстоящие В требниках указано делать это священнику (как можно понять из течения речи требн.). Обычно же, восприемники повторяют слово «аминь» за священником.

Погружая во второй раз, говорит и Сына, и, возводя из купели – Аминь. Погружая в третий раз, говорит и Святаго Духа, и, возводя из купели – Аминь). Потом без восприемников заканчивает слова: Ныне и присно, и вовеки веков. Аминь. Эти слова и по смыслу речи требн., и по историч. указаниям должен говорить священник.

И егда помажется все тело, крещает его священник, права его держа, и зряща на восток, глаголя: Крещается раб Божий [или раба Божия] имярек, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. И когда восприемник помажет елеем все его тело, крестит его священник, держа его прямо, обращенным взором на восток, со словами: Крещается раб Божий [или раба Божия] (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.

Священник передает младенца восприемнику, который к этому времени держит на протянутых вперед руках «ризки» – чистый кусок холста, распростертый на обе руки; сам же умывает руки и читает (сам или псаломщик) псалом Блажени ихже.. трижды.

Лик же поет: Псалом 31 Блажени, ихже оставишася беззакония…   Сей же псалом глаголется весь, трижды. Хор же поет: Псалом 31 Блаженны те, кому прощены беззакония… Исполняется же этот псалом трижды.

Вслед за сим священник надевает на крестившегося белую одежду и крестик а псаломщик в это время поет: ризу мне подаждъ светлу…, после чего священник читает молитву о даровании крестившемуся печати дара Духа Святаго, и тотчас приступает к миропомазанию.

И облачая его во одеяния, глаголет: Облачается раб Божий, [или раба Божия] имярек, в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.   И поется тропарь, глас 8 Ризу мне подаждь светлу, / одеяйся светом, яко ризою, / многомилостиве Христе Боже наш. И облачает его в белую крещальную одежду, говоря: Облачается раб Божий [или раба Божия] (имя) в ризу праведности во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. И поется тропарь, глас 8 Ризу мне даруй светлую, / одевающийся светом как одеждою / многомилостивый Христе Боже наш.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: