Цель: Рассмотреть понятие о качестве обучения будущего специалиста, выяснить сущность профессионализма и саморазвития личности педагога; сформировать понятие о научно-исследовательской деятельности и педагогической культуре преподавателя.
Вопросы для обсуждения:
1. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества обучения.
2. Профессионализм и саморазвитие личности педагога.
3. Научно-исследовательская деятельность преподавателя.
4. Педагогическая культура преподавателя. Общение в педагогическом коллективе.
5. Педагогические конфликты в процессе общения и их преодоление.
6. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности педагога.
Литература:
1. Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: [учеб. для вузов] / Бардовская Н.В., Реан А.А. - СІ 16.: Питер, 2000. - 304 с.
2. Волов В.М. Инновационные принципы системы образования//Педагогика. 2007. № 7.
3. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков: [учеб. пособие] / Вульфсон Б.Л. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. - 235 с.
4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика. / И.З. Гликман. – М.: 2008.– 918 с.
5. Голованова Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – Санкт-Петербург, 2005. – 315 с.
6. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания /Е.В. Головнева. – М.: Высшая школа, 2006. – 256с.
7. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы.- М., 2012.
8. Гусинский З.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования / Гусинский З.Н., Турчанинова Ю.И. - М.: Логос, 2001. - 224с.
Практическое занятие 5. Воспитательный процесс в высшей школе.
Цель: рассмотреть понятие воспитания как специально организованную деятельность по достижению целей образования, выявить его общие и индивидуальные цели; рассмотреть методы, средства и формы воспитания в высшей школе.
Вопросы для обсуждения:
1. Методы, средства и формы воспитания в высшей школе.
2. Многообразие и назначение форм воспитательной работы.
3. Основные направления воспитательной работы в вузе.
4. Содержание воспитательной программы вуза.
Литература:
1. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В.А. Караковского и др. – М.: Сентябрь, 1997. – 112 с.
2. Калинина З.Н. Создание, функционирование и развитие воспитательной системы педагогического вуза: Монография / З.Н. Калинина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. – 140 с.
3. Калинина З.Н. Теоретические основы системы воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: Монография / З.Н. Калинина. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. – 74 с.
Практическое занятие 6. Образовательные технологии в высшей школе
Цель: сформировать понятие об образовательных технологиях, рассмотреть психологическую и педагогическую антропологии с позиции целостности личности в единстве духовной, психической, биологической и социальной сфер; определите психолого-педагогические ориентиры постановки цели образования в вузе.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе.
2. Классификация педагогических технологий.
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогических технологий и теории обучения в условиях вуза.
4. Методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций студентов вуза.
5. Использование современных педагогических технологий в теории и практике вуза.
Литература:
1. Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: [учеб. для вузов] / Бардовская Н.В., Реан А.А. - СІ 16.: Питер, 2000. - 304 с.
2. Волов В.М. Инновационные принципы системы образования//Педагогика. 2007. № 7.
3. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы.- М., 2012
4. Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов. М., 2009.
5. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-н/Д., 1998.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий [Текст] / Г. К. Се- левко // Высшее образование в России. – 2006. – № 4. – С. 87-92.
Задания для самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине
«Педагогика высшей школы»
Задание № 1. Письменная работа по анализу реализации принципов обучения
Требования к оформлению работы:
Магистранту необходимо провести анализ одного занятия преподавателя по реализации принципов обучения. Для этого магистрант выбирает 2-3 принципа и отслеживает их реализацию на любом, выбранном им занятии. Результаты работы заносятся в таблицу.
Пример таблицы для анализа реализации принципов обучения:
Группа:_______________________________________________________
Тема:________________________________________________________
Выбранные принципы обучения:
1.___________________________________________________
2._______________________________________________________
3._________________________________________________________
…
Проявления принципов:
№ пп | Структура занятия, краткое содержание | Проявления принципов обучения |
В действиях преподавателя | В действиях студента | |
Вывод:____________________________________________________