ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО




Иосиф Кременецкий “Евреи при большевистском строе”. Миннеаполис 1999.

 

Так называемый "еврейский вопрос" имеет весьма продолжительную историю. Он существовал ещё до возникновения христианства, но особенно обострился с появлением и распространением христианства. Причём, в период гонений христиан вражды между ними и евреями почти не было. Наоборот, наблюдались взаимопомощь и сотрудничество. Враждебное отношение к евреям возникло после превращения христианства в господствующую религию Римской империи в 6 веке н.э. Христианская религия возникла из недр религии иудейской. В течение почти 1500 лет столпы христианской церкви не могут смириться с тем, что евреи упорно не признают Христа в качестве мессии. Это упорство настолько раздражало отцов христианской церкви, что приводило к жестоким гонениям и преследованиям евреев в средние века. В те времена ненависть обуславливалась религиозным фанатизмом. По наущению некоторых священнослужителей, а то и просто по законам разбушевавшихся страстей, массы народа вырезали целые еврейские общины в христианской Европе. Евреи везде на протяжении многих веков были бесправны, т.к. не считались коренными жителями и были вынуждены платить феодалу или городам за право проживания и осуществления необходимых жизненных функций, таких как торговля, ремёсла, религиозная деятельность.

В чём причина столь дикого разгула страстей вокруг небольшого народа, каковым всегда были евреи? Почему страсти вокруг даже незначительных групп евреев, живущих в абсолютном меньшинстве, никак не могут утихнуть на протяжении тысячелетий?

Ожесточённая вражда между народами существует с самого начала возникновения человеческих сообществ. Степень её в истории колеблется от недружелюбия до полного отрицания со стремлением к уничтожению соперничающего сообщества. Часто возникают чувства ненависти не к конкретному человеку, а ко всей общности в целом, вне зависимости от действий конкретного лица. Это обусловлено таким свойством человеческого ума, как способность к обобщениям. Оно характерно для идеологов. В сформулированном доступном виде выводы идеологов воспринимаются массой и после этого проявляются в конкретных действиях, недружелюбных высказываниях и других оскорбительных формах.

Что касается антисемитизма, то он тоже возник благодаря идеологам. Главным образом христианским. М. Даймонт в книге - "Евреи, бог история" предлагает не смешивать антисемитизм с антиеврейскими действиями. Антиеврейские действия также, как и действия против других народов, продиктованы вполне логичными, осознанными причинами. Они провоцируются действиями определённого лица, которые могут задевать интересы нееврея. И могут квалифицироваться даже как ответные действия. В некоторых случаях они могут проявляться как предупредительные против лица, которое может нанести вред в будущем. Антисемитизм же алогичен и продиктован подсознанием. Для его выхода вовсе не требуется конкретных действий еврея. Эти действия, если они есть, используются лишь как повод. Он исходит из того также, что еврей фактом своего существования совершает или способен совершить действия, направленные против него или против его народа. Он исходит из того, что еврей, вне зависимости от его личных качеств, не должен существовать пределах занимаемого этим индивидуумом жизненного пространства. Если не удастся его уничтожить, то нужно пытаться всячески осложнить его жизнь. Он может передаваться в качестве архетипа следующим поколениям. Такое разделение представляется нам достаточно обоснованным, хотя и оно не полностью отражает истину. Примеры такого антагонизма можно встретить и между некоторыми цивилизованными нациями. Например, армяне и турки, и даже ирландцы-католики и ирландцы-протестанты. Можно указать и другие примеры в истории народов мира.

Даже теперь, когда религиозные разногласия не играют той решающей роли, как это было в прежние времена, даже теперь ненависть к евреям продолжает существовать среди народов, находящихся на различных стадиях развития. На протяжении последних двух веков многие выдающиеся авторы пытались дать объяснение этому феномену. С нашей точки зрения одним из наиболее близких к истине будет объяснение зарождения этого явления, данное ксендзом Михаилом Чайковским в его работе "Христианство после Освенцима и ГУЛАГа". Вот, что он пишет: "Причина антисемитизма находится в самих евреях. Точнее, в том, что веками изолировало их от других культур и народов. Изоляция эта имеет корень в сознании евреями своего избрания Богом, в их служении Закону, в их культе Единого Бога. Именно из этого самосознания и религиозной ментальности родилась не только еврейская религиозная исключительность, но и те социальные и психологические отличия еврейства от других народов, вызывающие к нему неприязненное отношение неевреев."

Если причина зарождения этого явления указана верно, то дальнейшее развитие, вплоть до его диких человеконенавистнических форм, целиком лежит на совести христианских народов. Дело в том, что у современного еврея в большинстве своём почти отсутствует чувство обособленности. Наоборот, он зачастую стремится слиться с окружающим народом. Чувство обособлённости остаётся лишь в некоторых ортодоксальных еврейских общинах. Статистика показывает, что религиозность среди евреев значительно снизилась. Что касается столпов еврейской религии и религиозных евреев вообще, то они постоянно внушают себе и окружающим, что избранность не есть привилегия, а лишь обязанность придерживаться и нести миру законы Бога. Тем не менее антисемитизм продолжает существовать и временами его накал сильно возрастает. Так происходит среди народов христианской цивилизации. Среди мусульман тоже существует антисемитизм, но там он выражает вражду ко всем неверным, хотя, в последнее время эта вражда по отношению к евреям усиливается территориальными спорами.

Идеологическая система, созданная творцами Библии (или, с точки зрения верующих, продиктованная самим Богом) оказалась настолько всеобъемлющей, что завоевала умы многих народов Мира. Она была почти полностью воспринята христианством. Нравственные критерии Библии вот уже около 2000 лет господствуют на значительной части земного шара. Для получения окончательного господства в сфере этой идеологии христианству не хватало только одного - покончить с народом, создателем и первоначальным носителем этой системы. Известно, что любая идеологическая система постепенно перерастает в политическую. Это означает, что для её утверждения уже не довольствуются использованием средств убеждения. В силу принципа самосохранения в число её ведущих адептов выдвигаются другие лица, которые предпочитают использовать средства принуждения. Это произошло и с христианством на протяжении первого тысячелетия нашей эры.

Но евреи, являвшиеся носителями столь мощной идеологии, вовсе не склонны были сдаваться. Отсутствие политической власти после разгрома еврейского государства заставило их идейных руководителей искать другие средства сохранения нации в создании жесткой системы обычаев и ритуалов, способных сохранить и упрочить среди своих единоверцев веру в свою избранность Богом. Каждому еврею постоянно внушалось мысль о его причастности к жизни всего мира, о его особой призванности к служению системе общечеловеческих ценностей и их сохранению.

Всё это наложило отпечаток как на характер евреев, так и на характер отношений к ним христиан в течение многих столетий. Идея этнической, а не только идеологической избранности, послужила одной из основ перерастания религиозного антисемитизма в расовый. Взаимодействие с христианством привело к выработке на протяжении многих веков определённого типа восточноевропейского еврея - ашкенази, привив ему достаточную стойкость в жизненной борьбе. Аналогичное явление происходило в разные времена и с евреями, рассеянными среди других народов мира. Это способствовало также и развитию антисемитизма. Многие деятели христианства после Холокоста обнаружили, что их борьба с иудаизмом привела к грубейшему попранию всех принципов христианства. Что касается второй части утверждения ксендза М. Чайковского, то естественно, что условия жизни не способствовали воспитанию евреев в духе ангельского смирения. Бережное и уважительное отношение внутри еврейской семьи не распространялось на окружающих. Единственный род деятельности, доступный евреям - посредническая деятельность, требовал от них смышлености, хитрости, подчас жестокости к своим клиентам. Это тоже лило воду на мельницу антисемитов.

После разгрома римскими легионами в 70 г. н.э. еврейского восстания в Иерусалиме, оставшиеся в живых его защитники были рассеяны по Римской империи. Однако, и до 70 г. происходили в разных местах погромы еврейских общин. Аналогичные гонения испытывали также христиане, которые первое время состояли почти исключительно из евреев. В ходе борьбы за существование еврейский народ постоянно сталкивался с экономическими интересами своих соседей. Это, кроме религиозной ненависти, вызывало в них ещё и ненависть эгоистическую. Периодические гонения, сопровождаемые невероятными зверствами, которые творили толпы крестоносцев на пути в Святую землю, жестокие расправы деятелей инквизиции, не укладывающиеся в нормальные человеческие представления зверства казаков Б. Хмельницкого, или издевательства слуг королей, герцогов и императоров приводили к большим жертвам и неимоверным страданиям.

Почти каждый еврей сталкивался с тем, что, когда его друзья или коллеги хотели польстить ему, они говорили - "Ты не похож на еврея". Тем самым подчёркивалось, что в подсознании народа существует некий собирательный тип еврея. Человека, отличающегося от этого типа, обычно считают исключением, которое лишь подтверждает правило.

Суеверия, распространённые в обществе, приводили окружающие народы в смятение при возникновении различных проблем. Все нежелательные явления жизни воспринимались как козни дьявола. Возникали разнообразные психические стереотипы, приписывающие евреям дьявольскую силу, дьявольские обычаи, дьявольские пороки. Легковерные, тёмные толпы легко воспринимали самые невероятные легенды, т.к. их сознание постоянной мифологической обработкой было подготовлено к этому. Стереотипы передавались из поколения в поколение. Это всё и создало религиозный антисемитизм, который впоследствии перешёл в расовый антисемитизм. Этот процесс был определён психоаналитиками как создание в подсознании народов универсальных структур - архетипов.

Поскольку евреи не имели никаких законных прав, им не разрешалось владеть землёй. А земля была в то время главной кормилицей народа. Торговля, ростовщичество и ремесла были основными видами деятельности, к которым их толкали условия жизни среди христиан. Парадокс выживания целого народа в условиях рассеяния, неприязни, насилия и сохранения в таких условиях своего национального духа может быть объяснён сильными религиозными чувствами, которые духовные пастыри народа постоянно поддерживали в нём. Этому способствовал великий религиозный канон, которым владели еврейские священнослужители. Он оказался настолько мощным по своему воздействию, что был принят другими великими цивилизациями: христианской и, в частично изменённой форме, мусульманской.

Но этого недостаточно. Нельзя не отметить, что в сохранении еврейства, как народа, сыграла роль и ненависть окружающего населения, постоянно поддерживаемая столпами господствующих религий. Поскольку во все времена эта ненависть базировалась, главным образом, на инстинктах и никогда не имела под собой логического основания, то она вызывала у евреев только упрочение стойкости. И сейчас, когда множество евреев отошли от религии, еврейское самосознание у многих из них продолжает оставаться. Это можно объяснить глубоко уязвлённым чувством справедливости, возникающим как протест на отношение других народов. Большинство обвинений, распространённых среди антисемитов воспринимаются евреем как оскорбительная ложь. Теперь даже нерелигиозный еврей, знакомый с историей своего народа и его выдающимися достижениями, испытывает чувство гордости за тот огромный вклад, который внёс еврейский народ в мировую цивилизацию. В тяжелейших условиях искусственного отбора смогли выжить и развиться только люди, наделённые определёнными качествами: образованностью, стойкостью в вере, ловкостью, хитростью, умением переносить страдания и жертвы, умением находить выход в неординарных ситуациях. Вольно или невольно ставя еврея в трудное положение, христианин или мусульманин, ожидавший естественной реакции, - отхода от религии в обмен на спокойную жизнь, никак не мог понять, каким образом еврею удавалось сохраниться не потеряв главного - своих национальных черт.

Условия жизни западноевропейского еврейства (сефардов) отличались от условий жизни восточноевропейского (ашкенази). Западноевропейские еврейские общины в средние века состояли в значительной мере из выходцев из Испании, и долгое время жили обособленно в условиях гетто. Восточноевропейские евреи жили в условиях более тесного соприкосновения с христианскими народами. Однако, эти евреи на протяжении длительного времени были на более низкой ступени культурного развития, чем западноевропейские. Но идеологическая основа обеих частей еврейства была общей. Тем не менее, в странах совместного проживания (например, в Англии) они никогда не смешивались. Приходится признать, что самый сильный удар по еврейскому национальному характеру, сложившемуся в течение многих веков, нанесла новая эпоха свободомыслия и просвещения. Как в Европе и Америке, так и в Израиле, еврейский национальный тип претерпел в последнее время существенные изменения. Теперь уже нельзя отождествлять еврея только с иудаизмом. Значительная часть евреев не придерживается норм религии, а многие из них не религиозны. Тем не менее, сформировавшийся в течение тысячелетий в условиях иудаистской идеологии еврейский национальный тип является общепризнанным фактом.

Как патологическое явление массовой психологии антисемитизм исследован достаточно подробно многими авторами. Его формы проявления настолько разнообразны, что никакая классификация не является законченной. Он получил всеобщее осуждение со стороны самых выдающихся умов человечества. Запрет на его пропаганду введён в законодательные акты многих передовых наций, но, странное дело, он постоянно снова и снова возникает в различных частях мира и даже среди народов, которые практически не соседствуют с евреями. Нельзя считать, что это явление не связано с образовательным или культурным уровнем. Безусловно, в культурной и образованной среде накал его меньше. Но парадоксально, что он может проявиться и у весьма образованного или культурного человека. Такой человек не в состоянии перебороть своего архетипа и, обычно, использует своё образование для поиска аргументации с целью его оправдания. И сейчас издаются литературные произведения, философские опусы, исторические исследования, выходят газетные статьи, проникнутые духом антисемитизма. Более того, как показало зондирование общественного сознания, обширные очаги антисемитизма продолжают тлеть в народном сознании, причём, причины, используемые для объяснения ненависти могут быть самые различные. В одном случае это месть за распятого Христа, в другом это экономическая кабала, в которую попадали отдельные представители христиан, обращаясь за финансовой помощью к ростовщику-еврею, в третьем это спаивание народа в шинках, хотя доказано, что в тех местах, где не было еврея-шинкаря, пьянство не меньше, а больше, чем в тех местах, где он был, в четвёртом это активное участие в революционной деятельности, в пятом это совращение целого великого народа, и втравливание его в такие дела, в которые он сам бы, по мнению антисемитов, ни за что бы не втравился, в шестом это борьба за права бедных, в седьмом борьба за права богатых, в восьмом сионизм, который подаётся как прислужник империализма и т.д. и т.п.

Всё это свидетельствует лишь об одном - все эти обвинения не имеют общего логического основания, а являются результатом сознательной пропаганды, либо бессознательного распространения иррациональных легенд, попадающих на подготовленную почву архетипа. Они в корне противоречат основам христианства.

Ярким примером отсутствия сколько-нибудь разумных доводов для оправдания антисемитских теорий служит статья Г. Смирнова в известном юдофобском издании "Молодая гвардия" №№ 3,4 за 1992г. под названием: "Как создавалось сионистское государство или к истории "советской" атомной бомбы." Используя расхожий тезис антисемитов о еврейском происхождении Рузвельта, Гитлера и Сталина "высоконаучный" автор, строящий свою теорию не на документах, а на проницательности, пишет о сговоре сионистов с Гитлером с целью создать для евреев невыносимые условия в Европе и заставить их переехать в Палестину. Для этого фюрер собрал их в концлагеря, чтобы после освобождения войсками Роммеля Палестины было бы удобнее переселить их туда. После решающих поражений на Восточном фронте до сионистов дошло, что ставка на Гитлера проигрышна и они сделали ставку на Сталина. Подкупить его оказалось возможным при помощи поставок оружия по ленд-лизу. Поняв это, взбешенный Гитлер велел уничтожить евреев, собранных в лагерях. О сионизме же Рузвельта у автора нет ни тени сомнения.

Как видим, изобретательность антисемитов в подборе аргументации не опирается на логику или даже здравый смысл. Разумеется, мыслящий и непредубеждённый человек, не имеющий в своём сознании этого архетипа, разберётся в подобной аргументации, но не о таком речь. Подавляющее большинство воспринимает эту аргументацию как подтверждение смутной, сидящей глубоко и воспринятой от предыдущих поколений ненависти к собирательному образу еврея. Культивируемый религией в течение многих веков отрицательный образ еврея глубоко вошёл в подсознание народов. Это заставляет, памятуя уроки истории, опасаться новых вспышек антисемитизма. В последнее время немаловажным фактором антисемитизма является и зависть к успешной деятельности значительного числа представителей еврейского народа.

В 1979 г. лютеранский теолог Фридрих-Вильгельм Марквардт писал: "Сегодня Освенцим надвигается на нас, как суд над нашим христианством, над прошлым и нынешним образом нашего христианского бытия, и, более того, - если смотреть глазами жертв Освенцима - он надвигается на нас, как суд над самим христианством". Сделан ли вывод из этого самого чудовищного преступления века? История доказывает нам обратное. Современный антисемит уже не рассматривает свою ненависть к евреям как месть за распятого Христа. Ради своей ненависти он готов отрицать и самоё христианство, считая его "еврейской" религией. Он готов приписать евреям все беды нашего века от революции до открытия атомной энергии. Геноцид не исчезает с развитием цивилизации. Христиане западных ветвей осознали это раньше, чем восточной (православной). И столпы западного христианства нашли в себе силы осудить антисемитизм, правда, для этого потребовался Холакост.

Сейчас, когда антисемитизм перешёл в новую фазу, кровного антисемитизма, опасаться должны не только евреи, но и люди так называемой "смешанной крови", имеющие даже отдалённых еврейских предков. Это доказали события в Германии. Наглядным примером является парадокс Ленина. Хорошо представляя себе насколько сильно в народе юдофобское чувство, прежнее руководство большевиков тщательно скрывало национальность деда Ленина. И теперь, когда это обстоятельство стало известно, большинство авторов различного толка, пытающихся объяснить ход российской истории после революции, с оговорками или без них, ограничиваясь подчас лишь намеками, даёт читателю понять, что это обстоятельство следует учитывать при объяснении извивов пути российской истории.

Следует отметить, что архетипы в подсознании определённых групп населения создаются не только в отношении евреев. Это свойство весьма прочно входит в менталитет данной группы: нации, религиозной конфессии, класса, политической партии, людей одной профессии. Они складываются как под влиянием собственного опыта индивидуума, так и, в сильной степени, под влиянием пропаганды идеологов данной общественной группы. Более того, они передаются из поколения в поколение. Входя в сознание, они помогают человеку воспринимать и использовать опыт предыдущих поколений, улучшают скорость и эффективность решения насущных задач. С другой стороны, вместе с ними передаются следующим поколениям различного рода заблуждения и предрассудки. Как и всякие стереотипы мышления они могут играть положительную и отрицательную роль. С одной стороны они служат сплочению определённой человеческой общности, способствуя тем самым её выживанию, с другой стороны они разъединяют человечество, способствуя кровавым конфликтам, приносящим ущерб_ всем. Архетип может создаваться, усиливаться или ослабляться путём целенаправленной пропаганды.

Трудно найти среди европейских народов такой, который бы не запятнал себя жестокостью по отношению к евреям. В большинстве случаев в прошлом речь шла о борьбе с "ересью" под которой христианство понимало иудаизм. Еврей, принявший христианство мог надеяться на какой-то шанс спасения. Хотя имеется достаточно примеров, когда жертвами становились и принявшие другую веру этнические евреи. К случаям геноцида, полного уничтожения по признакам расы или национальности, можно отнести в новейшей истории, пожалуй, лишь геноцид, проводимый казаками Б. Хмельницкого, геноцид армян в Турции, геноцид евреев на Украине, проводимый гайдамаками и казаками во время Гражданской войны и геноцид, осуществлявшийся под руководством немецкой армии при активном участии местных националистов, во времена А. Гитлера. Геноцид является логическим развитием такого широко распространённого в истории народов явления как массовые репрессии.

Надо отметить, что в истории было достаточно других случаев, по своим масштабам напоминающих геноцид. Сюда могут быть отнесены войны белых колонистов против американских индейцев, жестокости монгольских завоевателей, выселение народов Сталиным во время Второй мировой войны, случаи расправ с классовым врагом в революционных войнах по отношению к представителям других классов, в самое последнее время межплеменные этнические конфликты в Африке и ряд других случаев. Однако, несмотря на ужасные по своим масштабам преступления, совершенные во время этих акций, они в строгом понимании геноцидом не являются, т.к. либо не направлены на уничтожение по расовым или национальным признакам, либо, как это было в случае репрессированных народов СССР, не преследовали целей полного уничтожения. Их отличие от геноцида в том, что они не преследовали целей уничтожения населения, а стремились лишь достичь определённых политических целей - захватить территорию, превратить захваченное население в рабов, обратить его в свою веру, лишить собственности и т.д. В перечисленных выше четырёх случаях целью являлось именно полное уничтожение по признаку принадлежности к определённой национальности. В первом случае было зверски уничтожено около 300 тыс. человек, во втором около 1млн, в третьем около 200 тыс, в четвёртом около 2-х млн. жителей Украины, Белоруссии, Прибалтики и Южной России вместе с ещё 4-мя миллионами евреев из других стран Европы. (Появляющиеся сейчас некоторые уточнения этой цифры не меняют существа дела.) Причём, в том случае, когда он производился пришельцами извне, его выполнение осуществлялось, обычно, с помощью или при сочувствии представителей "коренных народов". Многочисленные случаи активного участия местного населения в погромах не только перед приходом гитлеровских войск, но после их ухода, до вступления Советской Армии, описаны в работах американского историка Доры Левин. Сейчас предаются гласности факты активного сотрудничества французов в депортации евреев во время германской оккупации. Автору трудно представить себе какие чувства превалировали у соучастников гитлеровских преступлений на территории СССР и других стран. Наиболее вероятным представляется мысль о мести оставшихся в живых после большевистских чисток представителей различных антисоветских формирований. Вполне возможно, что в сознании крестьян и казаков сохранились бесчинства, творимые большевиками в период Гражданской войны и коллективизации. Эти люди уверовали, как и Гитлер, в том, что в победе большевистской революции в России главная вина евреев. Но этого недостаточно для объяснения зверского истребления ни в чём неповинных женщин и детей. Как объяснить тогда антисемитское рвение французских и голландских чиновников, стремившихся перевыполнить план немцев по депортируемым евреям, особенно детям? Для того, чтобы пойти на это требовалось патологическое изменение сознания, либо стремление извлечь из этого личную выгоду, либо страх перед смертельным наказанием. Однако известно, что почти все участники операций по уничтожению евреев из местных жителей на оккупированных территориях СССР и других стран шли на это добровольно. Приходится сделать вывод, что главную роль здесь играла патология сознания, впитавшего веками создаваемый архетип еврея как дьявола от рождения получающего особые качества, выделяющие его из других народов. Об этом написано достаточно много, но то, что написано, страдает некоторыми недомолвками, связанными с политическими или иными ограничениями.

Конечно, антисемитизм не во всех случаях переходит в геноцид. Для этого необходим ряд условий. В первую очередь следует назвать уровень патологии народного сознания. Поскольку архетип антисемитизма существует почти всегда, для его интенсификации необходима либо провокация, либо постоянное накаливание обстановки лидером с некоторой долей харизмы. К числу необходимых ситуаций можно, пожалуй, отнести и кризисную ситуацию в обществе. В качестве примера условий, достаточных для геноцида, можно привести ситуацию в арабском мире по отношению к Израилю. Термин антисемитизм здесь непригоден, т.к. арабы сами принадлежат к семитской расе. Больше подходит термин ксенофобия. Здесь уровень патологии настолько велик, что от лидера не требуется особой харизмы. В противоположность этому ситуация в России в настоящее время, по-видимому, не угрожает перейти в геноцид, поскольку несмотря на кризисную ситуацию в обществе, нет харизматического лидера, имеющего развитой архетип антисемитизма. Это вовсе не означает, что он не может появиться, но всё равно для создания патологии надлежащего уровня ему потребуется время. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что русский народ на собственном опыте познал последствия идеологической ненависти. Тем не менее, такая опасность продолжает существовать и усиливается в связи с успехами национал-патриотов.

Cейчас многие католические и протестантские богословы признают, что истоки антисемитизма находятся в Евангелиях. В их текстах имеется много мест, которые прямо говорят о ненависти и мести: "Весь народ сказал: пусть кровь его (Христа - И.К.) будет на нас и на детях наших". Хотя это в корне противоречит основам христианского учения. Одним из первых известных источников, носящих печать русского антисемитизма, является "Слово о законе и благодати", представляющее собой проповедь киевского митрополита Илариона. Развитая духовенством идея Третьего Рима т.е. нового "божьего народа" - как народа русского, признававшего иноверцев своими врагами, начала вызревать во времена монгольского ига и постепенно развивалась до полного расцвета во второй половине 18 века. Это отражалось даже в законодательстве. Достаточно вспомнить, что в России ещё в 19 веке за поимку 2-х грабителей или одного еврея вне черты оседлости полагалось равное вознаграждение. Антисемитские нотки имеются и в произведениях классической русской литературы. Не прошли мимо этого и А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н. Данилевский и, даже, А.П. Чехов. Лишь в произведениях М. Горького, В. Маяковского и других писателей советской эпохи антисемитизм находит резкое отрицание. Он возродился вновь в произведениях некоторых советских писателей послевоенного времени. Для лучшего понимания антисемитизма, как явления общественной психологии, мы сделаем попытку изложить взгляды выдающихся представителей российского общества на положение евреев в России, существовавшее в конце 19-го в начале и на протяжении 20-го веков. Этот период в жизни страны в целом, и еврейского народа в частности, характеризуется резким изменением в политическом и экономическом положении. На долю еврейского народа выпали неимоверные страдания, глубина которых не укладывается в голове нормального человека. Наряду с этим революция принесла еврейскому народу право на равенство, создала условия для активной творческой жизни для российского еврейства в целом и, особенно, для наиболее выдающихся его представителей.

Трагедия Холокоста потрясла совесть христианского мира. Наряду с преступлениями советского режима и ужасами ожесточённой войны эти события поставили под вопрос веру в человечество. А начиналось всё с погромов, явившихся реакцией правительства и определённой части общества на борьбу евреев за равноправие. Вот как характеризует ситуацию в России в начале века Лев Толстой в письме к Шолом-Алейхему от 6 мая 1903 г.: "Ужасное совершенное в Кишиневе злодеяние (кишиневский погром - И.К.) болезненно поразило меня.... К сожалению, то, что я имею сказать, а именно, что виновник не только кишиневских ужасов, но всего того разлада, который поселяется в некоторой малой части - и не народной - русского населения, - одно правительство, - к сожалению, это я не могу сказать в русском печатном издании" (по причине цензуры - И.К.). Как уже говорилось выше, антисемитизм явился результатом целенаправленного воздействия пропагандистского аппарата (если использовать современную терминологию) христианской церкви и руководящей верхушки общества, создававшего в течение длительного времени отрицательный стереотип еврейского народа в сознании народов т.н."христианского мира". Конечно, не обошлось здесь, как всегда в таких случаях, и без мифотворчества тёмных народных масс, сочинявших собственные вариации на темы расхожих мифов. Антисемитизм находил постоянную подпитку благодаря наличию ряда других факторов как то: отрицательное воздействие на психологию "коренных народов", используем этот неприятный термин, идеи богоизбранности евреев, вызов христианским народам и их идеологам, выражавшийся в необычной стойкости веры, отличающиеся от местных обычаи евреев и их внешний вид (до начала 19 века), создавшийся на протяжении многих веков в условиях бесправия и унижений, определённый тип еврея, способного добиваться успеха в торговых и финансовых операциях, возникший в последние годы 19 века тип еврея, обладающего высоким интеллектуальным развитием, что также приводило к успеху в различных видах такой деятельности, тип еврея революционера, участвующего в революционном терроре. Отдельно, нужно отметить вид антисемитизма, провоцируемый правящей верхушкой, использующий все указанные факторы, направленный на достижение правительственными кругами определённых политических выгод. Примером могут служить дело Дрейфуса во Франции, погромы конца 19 и начала 20 в. в России или борьба с космополитами времён Сталина. Все эти примеры относятся к стремлению руководящей партии направить возникшее в обществе недовольство народа в иное русло.

Чувства неприязни к еврею проходят через средние века и охватывают не только чернь, но и большинство учёных, столпов христианского мира. Стереотип начинает рушиться только в Новое время благодаря идеям великих просветителей 18 и 19 веков. Однако, периодически мы наблюдаем его усиление и ослабление. Известные историки евреев Дубнов и Филиппсон отмечали волнообразность антисемитизма в течение веков. Идеологический антисемитизм, пылавший некогда ярким пламенем, оставил после себя лишь тлеющие угли к началу 19 в. Как мы видим, это ни в коем случае не устраняло его опасности. К концу века он принял лишь другую форму - расовую. Разъяснительная работа умов, свободных от стереотипа и способных понять проблему, всё же давала свои плоды. Русская революция 1917 впервые поставила антисемитизм вне закона. Уже с невиданной ранее силой он возродился в странах Центральной Европы в середине 20 в., как ответ реакции на революционные события. Однако, марксисты-ленинцы, стоявшие во главе русской революции, решали проблему однобоко. Они взяли курс на ассимиляцию еврейской нации всячески препятствуя развитию национальной культуры. Это способствовало вытеснению наиболее активной части евреев в культурную среду других народов, создавая тем самым конкурентную ситуацию для наиболее выдающихся представителей коренного населения. Выделение же на восточной окраине страны Еврейской автономной области не решало проблем. Последовавший сталинизм сделал попытку восстановить антисемитизм уже в своей редакции. А в послесталинский период он снова принял традиционное российское идеологическое обличье, с той только разницей, что борьба с сионизмом отождествлялась с борьбой против капиталистической идеологии.

Рассмотрим взгляды ведущих идеологов России на еврейский вопрос в конце 19-го и начале 20-го веков. Нельзя сказать, что взгляды ведущих учёных или философов воспринимаются народом сразу и в полном объёме. Народ в своей массе не читает их произведения. Однако, они могут оказывать своё влияние в упрощённом виде через посредство массовой информации, газет, лекций, проповедей и т.д. При передаче этих взглядов, как правило, происходит определённая фильтрация и даже искажение. Кроме того, наблюдается явление, аналогичное явлению резонанса в физических системах. Народная масса более чутко откликается на идеи, на которые она настроена. Этим объясняется, что погромные идеи находят такой быстрый отклик, хотя их основа, как правило, лжива. Примером может служить тот факт, что несмотря на решения Ватиканского Собора, снявшего с евреев вину за распятие Христа, и публичное извинение двух пап: Иоанна 23-го и Иоанна-Павла 2-го, антисемитизм среди верующих в таких странах как Франция и Польша не исчезает. Ещё в большей мере это относится к предреволюционной России, народ которой был в большинстве своём безграмотным и, в лучшем случае, мог получать информацию от невежественных и полуграмотных священнослужителей низшего ранга. Тем не менее, следует признать, что взгляды ведущих писателей и публицистов в более долгосрочной перспективе оказывают влияние на мировоззрение народа. В настоящее время антисемитизм распространен не только среди верующих. Он нашёл своё место и среди отрицающих религию. Интересно проанализировать как распределяется показатель уровня антисемитизма в различных слоях общества. Низшие слои общества, получившие готовые элементы архетипа от предыдущих поколений склонны стойко удерживать в подсознании определённый стереотип. Они, как правило, не склонны анализировать своё мировоззрение и, в лучшем случае, могут считаться с новым фактом как с исключением. Их архетип в этом плане довольно устойчив. Интеллектуальная элита склонна к анализу своего мировоззрения. Под влиянием новых фактов или идей архетипы подсознания могут меняться. Здесь можно отметить 3 группы. Группа положительных аналитиков, которые под влиянием фактов могут отрешиться от своего архетипа. У этих людей, как правило, антисемитизма нет. Они вообще лишены расовых предрассудков и склонны к гуманистическому мировоззрению. Группа отрицательных аналитиков. У лиц этой группы чувство антисемитизма усиливается. Их сознание устроено так, что они постоянно выискивают и подбирают факты, которые служат подтверждением их архетипа антисемитизма. И группа прагматиков, которые могут менять свои официально высказываемые воз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: