Самые первые идеи отом,гдегнездятсянашимысли,творческиеидеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматриваявскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма – кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.
Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищеминтеллектаявляетсяголовноймозг.Ещёоднимаргументомвподдержкуэтойтеориипослужилидлянегорезультатытрепанации черепа – просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление, – операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.
Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумиеслучается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля.Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними – о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.
|
1) ЧтоГиппократсчиталвместилищем разумаучеловека?
2) Какова рольмозгавмышлениисогласновзглядамАристотеля?
3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?
Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отраженыв таблице.
Таблица
Изменениескоростиразмножениябактерийзаопределённоевремя
Времяпослевведения бактерийвкультуру,мин. | Числобактерий вколбе1 | Числобактерий вколбе2 |
1) Сколькобактерийпоместилучёныйвкаждуюколбувсамомначале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
3) Чемможнообъяснитьполученныерезультаты?
Таблица1
Суточныенормыпитанияиэнергетическаяпотребностьдетейиподростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы,г | Энергетическая потребность,ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | ||
11–15 | 2,0 | 1,7 | ||
16 истарше | 1,9 | 1,0 |
Таблица2
|
Таблицаэнергетическойипищевойценностипродукциишкольнойстоловой
Блюда | Белки (г) | Жиры(г) | Углеводы (г) | Энергетическая ценность(ккал) |
Кашаманная намолоке | 10,6 | 5,4 | 69,6 | 371,3 |
Кашаизовсяных хлопьевнаводе | 6,2 | 1,7 | 32,0 | 158,0 |
Морковьссахаром | 0,7 | – | 25,4 | 65,3 |
Кукурузныехлопья стёртымяблоком | 7,5 | 0,4 | 87,4 | 360,2 |
Творожнаямасса с изюмом | 21,0 | 5,0 | 15,6 | 185,0 |
Блины(по2шт. в порции) | 5,1 | 3,1 | 32,6 | 189,0 |
Сдобнаябулочка (50г) | 3,9 | 4,8 | 27,3 | 170,0 |
Чайссахаром | 14,0 | 68,0 | ||
Какаосмолоком исахаром | 8,7 | 37,6 | 60,5 | 138,3 |
Используяданныетаблиц2и3,ответьтенаследующиевопросы.
1) Каковаэнергетическаяценностьвыбранногозавтрака?
2) Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам 10-летнего Николая?
3) Вчёмособенностьпищевыхпродуктовживотногопроисхождения?