Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на колени прежде рук




Самым главным доводом сторонников того, что совершать земной поклон следует, опускаясь на колени, является хадис Уаиля ибн Худжры, который сказал: “Я видел, как посланник Аллаха r, совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук”. [4] Абу Дауд 2/68, ат-Тирмизи 268, Ибн Маджах 882.

На этот хадис опираются многие ученые, среди которых ханафиты, шафииты, Ибн аль-Къайим, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др.

Однако необходимо выяснить, насколько достоверен данный хадис. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, который привел этот хадис, сказал: “Хадис хороший, но странный, ибо помимо Шурайка [5] неизвестно, чтобы кто-либо его передавал”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/156. Имам ад-Даракъутни сказал: “Хадисы Шурайка, которые кроме него никто не передавал, не считаются достоверными”. И если то, что передавал только один Шурайк, не считалось достоверным, то что же можно сказать, если он передает сообщение, противоречащее достоверным хадисам?!

Ибрахим ибн Са’д аль-Джаухари сказал: “Шурайк ошибся в 400 хадисах”. Имам Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан также назвал его очень слабым передатчиком. Шейх аль-Альбани сказал: “Большинство ученых отнесли Шурайка к числу передатчиков, обладавших слабой памятью”. См. “аль-Ируа” 2/76.

По этой причине данный хадис подвергли критике и назвали слабым многие имамы, среди которых имам ад-Даракъутни, ан-Насаи, аль-Байхакъи, имам Абу Бакр Ибн аль-‘Араби, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «’Аридатуль-ахуази» 2/68, в «Ируауль-гъалиль» 2/78, «Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221.

Также сторонники второго мнения, среди которых и имам аль-Хаттаби, считают что веление опираться на руки во время земного поклона было отменено, и приводят в качестве доказательства хадис Мус’аба ибн Са’да, передавшего со слов своего отца: “Сначала мы совершали земной поклон, опираясь на руки прежде колен, а потом нам было велено опираться на колени прежде рук”. Ибн Хузайма 628, аль-Байхакъи 1/100.

Однако этот хадис является еще более слабым, чем первый. Так каким же образом слабый хадис может отменять достоверные сообщения? Хафиз Ибн Хаджар сказал, что имам Ибн Хузайма заявлял, что этот хадис является отменяющим. Это было бы так, если бы он был достоверным, однако в цепи этого хадиса Ибрахим ибн Исма’иль и его отец Исма’иль ибн Яхъя, которые являются слабыми передатчиками. См. “Фатхуль-Бари” 2/291.

Также в цепи этого хадиса есть другая проблема, а это Яхъя ибн Саляма, которого имамы ан-Насаи, Абу Хатим, Ибн Ма’ин, аль-Хазими и др. считали слабым передатчиком. Поэтому данный хадис назвали слабым имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/422, «аль-Мишкат» 1/282.

Есть и другие сообщения, поддерживающие эту точку зрения, однако они настолько слабы, что нет смысла их затрагивать.

Также сторонники этого мнения опирались на хадис: «Пусть никто из вас не совершает земной поклон как верблюд». Однако мы рассмотрели выше, что в другой версии данного хадиса сам посланник Аллаха r указал на то, как следует совершать земной поклон и на что следует опираться в первую очередь.

 

Ответы на сомнительные аргументы

Некоторые говорят, что даже если в хадисе Уаиля ибн Худжры[6] есть слабость, то он все же усиливается другими хадисами о том, что посланник Аллаха r совершал земной поклон, опираясь на колени.

Такое можно было бы допустить, но только в том случае, если бы слабость этих хадисов не была столь велика, и если бы эти хадисы не противоречили другим достоверным хадисам, указывающим на обратное. Но даже, если и согласиться с тем, что хадис Уаиля достоверный, то все равно следовало бы поступать в соответствии с повелением пророка r, который сказал: «пусть сначала поставит свои руки, а затем колени». Имам аш-Шаукани сказал: “Этому хадису от Абу Хурайры следует отдать предпочтение по той причине, что он содержит в себе слова пророка r, тогда как хадис Уаиля содержит в себе действия пророка r. А, как известно, словам пророка r (в аргументации) отдается предпочтение перед его делами”. См. “Найлюль-аутар” 2/283.

На это указал также и шейх Ахмад Шакир в комментарии к этому хадису. См. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” 2/59.

Ошибкой же других стало то, что они попытались совместить оба хадиса, призывая совершать земной поклон, одновременно опираясь на колени и руки. Имам аш-Шаукани сказал: “Исследователь аль-Мукъбили попытался совместить оба хадиса и отклонился от истины в этом, ибо никто из имамов не говорил подобного прежде”. См. “Найлюль-аутар” 2/284.

Также ошиблись и те, кто посчитал, что можно поступать в соответствии с обоими мнениями, т.е. совершать земной поклон опираясь и на руки и на колени, как это сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Если молящийся желает, то он может опуститься на колени прежде рук, а если желает то может опуститься на руки, прежде колен. В любом случае по единогласному мнению ученых его молитва действительна”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/449.

В том, что молитва действительна, нет сомнений, однако дозволенность совершения и того и другого вызывает сомнение. Ошибочность этого мнения состоит в том, что одно из двух действий является неверным, и запрещено пророком r, ибо это уподобление верблюду, которое он r запретил. Боле того пророк r, запретив, совершать земной поклон как верблюд, повелел совершать его, опираясь на руки. Поэтому имам Ибн Хазм сказал: “Обязательно (фард) для каждого молящегося опускаться на руки во время совершения земного поклона. Это обязательно!” См. “аль-Мухалля” 4/128.

Также сказал и шейх аль-Альбани. См. “Тамамуль-минна” 195.

 

Заключение

Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).

Маймун ибн Михран в отношении этого аята сказал: “Обратиться к Аллаху – это значит вернуться к Корану, а обратиться к посланнику r – значит вернуться к Сунне”. См. “аль-Ибана” 1/74.

Таким образом, оставив пристрастия и слепое подражание и обратившись к Корану и Сунне, как это велит Аллах, мы найдем указание на то, что совершать земной поклон следует, опираясь на руки, что подтверждается как словами, так и действиями пророка r.

И этого мнения придерживался имам Малик, и это одно из известных мнений имама Ахмада, а также большинства мухаддисов. Имам Ибн Абу Дауд сказал: “Это мнение знатоков хадисов”. См. “Субулю-Ссалям” 1/263.

Имам аль-Ауза’и говорил: “Я застал людей [7], которые, совершая земной поклон, ставили руки прежде колен”. аль-Маруази в “аль-Масаиль” 1/147, иснад достоверный.

Следует также отметить, что порицать тех, кто совершает земной поклон, опираясь на колени прежде рук, и называть это нововведением (аль-бид’а), не следует, ибо у этого мнения есть основание, хоть и слабое, но все же есть. Следует мудро объяснять и доносить данный вопрос, не вступая в конфликт и спор. Главное, чтобы мусульманин следовал доказательствам, а не своим страстям!

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

Литература

 

1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.

2. «Задуль-ма’ад» би тахкъикъ ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут уа Шу’айб аль-Арнаут.

3. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъ аль-ахъбар» Мухаммад аш-Шаукани.

4. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Мухаммад ибн Амир ас-Сан’ани.

5. «Сунану ат-Тирмизи» би тахкъикъ Ахмад Шакир.

6. «Тухфатуль-ахуази, шарх Джами’ ат-Тирмизи» ‘Абдур-Рахман аль-Мубаракфури.

7. «Тамимуль-минна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

8. «Сыфату-ссаля ан-набий» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

9. «Ируауль-гъалиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

10. «Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба» Абу Исхакъ аль-Хууайни.


[1] Макълюб - хадис, в содержании (матн) или в цепочке передатчиков (иснад) которого что-то заменяется другим. Например, когда начало иснада или содержание самого хадиса переставлено в конец, или когда конец иснада или содержание хадиса переставлено в начало и т.п. Примером хадису макълюба в содержании служит хадис передаваемый со слов Абу Ху­райры, который приводит Муслим, что пророк r сказал: «Семерых ук­роет Аллах в Своей тени в тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени: …того, кто подает милостыню тайно так, что его правая рука не ведает, сколько дает левая». На самом же деле этот хадис правильно звучит так: «…что его левая рука не ведает, сколько расходует правая». См. “Мусталяхуль-хадис” 67.

[2] Достоверность слов Абу Хурайры подтвердили шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.

[3] Что же касается версии этого сообщения, что наоборот Ибн ‘Умар опускался на колени раньше рук, то она неприемлема по причине Мухаммада ибн Абу Ляйли, который имел слабую память и который пошел в противоречие ‘Убайдуллаху ибн ‘Умару, который надежней и сильней него и который передал, что Ибн ‘Умар опускался на руки прежде колен.

[4] Хафизы Ибн Хаджар и ‘Абдуль-Хаккъ говорили: “Хадис от Абу Хурайры: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, и сначала поставит свои руки, а затем колени» сильнее, чем хадис Уаиля ибн Худжры”. См. “Булюгъуль-марам” 97 и “аль-Ахкамуль-кубра” 1/54.

[5] Речь идет о передатчике этого хадиса.

[6] Т.е. хадис: “Я видел, как посланник Аллаха r, совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук”.

[7] Имам аль-Ауза’и говорит о последователях сподвижников (таби’ун), ибо он был таби-таби’ином (тем, кто застал последователей сподвижников пророка r).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: