Единичные слова, то есть слова, только один раз встречающиеся в отечественном православном месяцеслове




К третьему отделу непонятных мест в нашем славянском месяцеслове должны быть отнесены те слова, которые прилагаются в святцах к именам только отдельных святых. Эти единичные прибавления к именам святых обусловливались самыми разнообразными причинами. Здесь имели место и влияние, и время памяти святого (например, празднуемый в «начале индикта», 1 сентября / 14 сентября, преподобный Симеон Столпник именуется летопроводцем) и день рождения (святая Параскева – Пятница), и особенно выдающаяся добродетель, и рост, и цвет лица, и особенности святоотеческих творений, и очень многие причины и обстоятельства. Укажем только на некоторые из них.

Почему празднуемый 15 января / 28 января преподобный Иоанн назван Кущником? – Потому что жил он и подвизался не в богатых палатах своего родителя, знатного цареградского вельможи, а в палатке, куще, построенной у родительского дома. На месте этой кущи в 12 веке был сооружён величественный храм.

Почему празднуемые 4 сентября / 17 сентября святой пророк Моисей и 8 февраля / 21 февраля святой пророк Захария назван в русских святцах: первый – Боговидцем, а второй – Серповидцем (в греческом месяцеслове нет последнего наименования)? Святой пророк Моисей назван так потому, что на Синае только он один видел Бога, а святой пророк Захария – по пророческому видению, записанному в 5 главе его книги. Возведох очи мои, - говорит здесь пророк, - и видех, и се серп летящ (1 – 3 ст.).

На каком основании воспоминаемому Церковью 5 марта (старый стиль) / 18 марта (новый стиль) Конону усвоено наименование градаря? Это наименование происходит не от слова гард – город», а от слова «гряда» для овощей на огороде. Преподобный Конон был по занятиям своим усердный огородник из простых крестьян города Назарета в Галилее. Он жил в 3 веке, отказался принести жертву языческим богам и был замучен (Пролог). Конона вертоградаря не должно смешивать с Кононом Исаврийским, празднуемым в тот же день.

7 марта / 20 марта совершается память преподобного исповедника Павла Прусского (Прусиадского). Как понимать наименование Прусский? – От города Пруссы (Прусиады), близь Олимпа в Вифинии, а не от Европейской Пруссии. Преподобный епископствовал там в первой половине 9 века.

Святой Григорий Двоеслов, память 12 марта / 25 марта. И преподобный Иоанн Лествичник, память 30 марта / 12 апреля названы так по своим творениям. Первый среди своих трудов оставил нам «Разговоры о жизни и чудесах италийских отцов», а второй – «Лествицу» духовное восходжение к совершенству.

Почему преподобный Алексий, память 17 марта / 30 марта, назван «человеком Божиим»? – Это святое наименование, как видно из жизни святого, открыто Римскому первосвященнику Иннокентию и императору Гонорию Самим Богом (Четьи Минеи).

Чем обусловились наименования преподобного Моисея Угрина, память 26 июля / 8 августа и преподобного Моисея Мурина, память 28 августа / 10 сентября? – Первое наименование заимствовано от родины преподобного – Венгрии или Угорской земли, второе – от цвета лица преподобного. Преподобный Моисей был эфиоплянин родом и имел чёрный цвет кожи. Следовательно, происходил из Муринской страны, из которой был родом и вельможа – муж Мурин, крещённый святым диаконом Филиппом (Деян. 8,27).

Что занчит выражение месяцеслова под 11 июля / 24 июля «святыя мученицы (в греческом месяцеслове – великомученицы) и прехваныя Евфимии, сиречь предела отцев »? То есть святой мученицы и всеславной Евфимии, когда она утвердила определение веры. Речь идёт об одном чудесном событии, совершившемся на 4 Вселенском Соборе. Святая мученица Евфимия родилась, воспитывалась и приняла всехвальный великомученический венец в городе Халкиде. Впоследствии здесь был сооружён храм в её честь, в котором почивали святые мощи великомученицы. В этом-то храме в 451 году происходили заседания 4 Вселенского Собора; и когда отцы его положили в гробницу святой великомученицы своё исповедание православной веры, то рука великомученицы приняла свиток. Это и названо в наших святцах пределом отцев (Деян. Вселен. Соб., том 4, стр. 402, Казань).

Святая мученица Каллиста и её родные кровные братья Евод и Ермоген в славянских святцах названы самобратиями по буквальному переводу слова в греческом месяцеслове.

22 декабря / 4 января чествуется память святой великомученицы Анастасии Фармаколитрии, в переводе с греческого на славянский язык – Узорешительницы. Что означает это наименование? – По одним сказаниям, святая великомученица Анастасия освобождала от темничных уз заключённых христиан, по другим – врачевала от болезней (Месяц. Вост., том 2, стр. 396).

Святой подвижник Иоанн, память 9 ноября / 22 ноября, обративший на правый путь блаженную Таисию. Именуется в нашем месяцеслове Колов. Что означает наименование Колов? Это – древнеегипетское слово и означает «малорослый». И действительно, отшельник Нитрийской пустыни преподобный Иоанн Колов «мал бе ростом».

4 августа / 17 августа совершается память мученика Елевферия кувикулария. Что обозначает наименование кувикуларий? – Слово это происходит от латинского cubicularis – постельничий. Святой мученик Елевферий по должности своей был постельничий никомидийского царя. Сего святого мученика не должно смешивать со священномучеником Елевферий, память 15 декабря / 28 декабря, пострадавшего при Адриане.

15 декабря / 28 декабря воспоминается Церковью преподобный Павел в Латре. Что означает выражение иже в Латре? Из жития преподобного (Полный месяцеслов востока) видно, что в Малой Азии, недалеко от Милета, была Латрская гора. У подошвы этой горы был монастырь, в котором с ранних лет и проводил подвижническую жизнь преподобный Павел, иже в Латре. В Четьях Минеях Димитрия Ростовского замечено, что «в российской стране жития Павла не обретохом».

Что означает Пелусиот при имени преподобного Исидора Пелусиота, память 4 февраля / 17 февраля? – В Нижнем Египте был известный городок Пелуза; ревностный обличитель Несториевой ереси, преподобный Исидор Пелусиот, или Пелузиот, подвизался вблизи этого города в уединённой горной обители.

26 февраля / 11 марта память святого Иоанна Калфы. Калфа – слово, означающее занятие святого. Он был зодчий. Иоанн Калфа замучен турками в Константинополе в 1575 году. В месяцеслове имеется пример обозначения при имени святого его фамилии. Так 14 ноября / 27 ноября в воскресенье Второй седмицы святой Четыредесятницы празднуется память святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца (умер около 1360 года). Фамилия Палама встречалась в Константинополе ещё в конце 19 века.

Кроме указанных единичных наименований, к тем или иным отдельным святым угодникам Божиим, можно встретить в нашем месяцеслове и много других, но они или понятны сами по себе (например, Никон сухой), или встречаются только в самых полных и малоупотребительных святцах; поэтому разъяснение их не настолько необходимо. Скорее, для правильного разумения месяцеслова нашей отечественной Церкви принадлежит принять в руководство следующие сведения.

1) В славянских святцах встречаются, хотя и не в значительном количестве, такие имена святых, которые по своему окончанию принадлежат к именам женского рода, а в действительности это имена мужские. Так 20 января / 2 февраля и 20 июня / 3 июля совершается память святых мучеников, а не мучениц, Инны, Пинны и Риммы, славян по своему происхождению и учеников святого апостола славян – Андрея Первозванного. 20 января / 2 февраля вспоминается их мученическая кончина – они были заморожены в реке Дуная, а 20 июня / 3 июля – перенесение святых мощей их в приморское местечко Аликс (месяцеслов вост., 2 том, 24 и 172 стр.). 27 сентября / 10 октября совершается память святого Зины. Зина ученик святого апостола Павла. По роду занятий он был законник, то есть изучивший законы, правовед, - звание весьма почётное в древней Римской империи. В своём пастырском послании к епископу Титу святой апостол Павел пишет о Зине: Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни (Тит. 3,13). А сколько примеров того, что имя Зины носят лица женского пола.

2) Некоторые собственные имена в нашем месяцеслове переведены с первоначальных своих языков (греческого, латинского и других) на славянский, в то время как большинство их внесено сюда без перевода. Так имя святого мученика Синезия, память 12 декабря / 25 декабря, Знаменитого чтеца при Римском папе Сиксте, переведено на славянский язык словом Разумник. В памяти 17 сентября / 30 сентября святых мучениц Софии и её дочерей – Веры, Надежды и Любови – греческое имя матери оставлено без перевода, а имена её святых детей переведены. Рядом с персидским наименованием святой Голиндухи поставлено и христианское имя, наречённое мученице при крещении, - Мария, память 12 июля / 25 июля.

3) В месяцеслов внесены не только имена и памяти святых, но и воспоминания о разных важных событиях, иногда очень торжественных и радостных, иногда же крайне бедственных и скорбных для народа. 13 сентября / 26 сентября 335 года было очень торжественным днём для иерусалимских христиан. В этот день был освящён храм Воскресения Христова, воздвигнутый на месте гроба Господня святыми равноапостольными Константином и Еленою. С тех пор Иерусалимская Церковь, по свидетельству Созомена, совершает праздник Обновление храма ежегодно и весьма торжественно, так что тогда предполагается таинство крещения (оглашенным) и устраиваются церковные собрания, подобно ветхозаветному празднику освящения храма. И продолжается 8 дней (Соз. кн. 2, глава 26). Этим праздником Иерусалимской Церкви объясняется происхождение в нашем месяцеслове под 13 сентября / 26 сентября памяти обновления храма святого Воскресения (дни освящения храма в 4 веке вообще назывались днями обновления). По этому образцу установлено праздновать 3 ноября (старый стиль) / 16 ноября (новый стиль) «обновление храма святого великомученика Георгия Победоносца, иже в Лиде (по пути из Яффы в Иерусалим), идеже положено есть честное тело его». А по последнему образцу совершается память «освящение храма святого великомученика Георгия Победоносца, иже в Киеве пред враты святой Софии», память 26 ноября / 9 декабря. Существуют в наших святцах несколько памятей обновления константинопольских храмов: святой Софии, Влахернского и других. Но есть в месяцеслове память и о печальных событиях. 5 июня / 18 июня в полных месяцесловах записано: лития на поле. Богослужение это совершается в память освобождение византийской столицы от нашествия иноплеменных варваров, каковое событие, может быть отнесено 5 июня / 18 июня 864 года, то есть к нашествию на Царьград наших киевских князей Аскольда и Дира. 6 ноября / 19 ноября творится память праха. Что же означает это выражение нашего месяцеслова? – В царствование Льва Великого, 6 ноября / 19 ноября 472 года, в Константинополе пал черный и горящий прах – зола, вероятно, от извержения какого-либо вулкана, и покрыла улицы «выше мужеской пяди». Это событие произвело столь тяжёлое впечатление на жителей столицы, что они занесли его в богослужебные месяцесловы. Была даже неделя «пред прахом » и неделя «после праха » (Полный месяц. вост., 2 том, 350 стр.). Сохранилась в месяцеслове также несколько воспоминаний труса, то есть землетрясений, которые нередко бывали в Константинополе и других местах православного Юго-Востока (память труса 9 января / 22 января, 5 февраля / 18 февраля, 14 декабря /27 декабря).

4) Не надо смущаться тем, что в наших святцах иногда встречаются имена, трудные для произношения и непривычные для нашего слуха и языка. Это большей частью народные имена тех православных Церквей, которые в разные времена вошли в состав единой Вселенской Церкви. Так в единоверной нам Грузинской Церкви очень распространено имя преподобного Шио, память 9 мая / 22 мая. – одного из 5 равноапостольных мужей, трудившихся после святой Нины в распространении Христовой веры в Грузии. У нас имя не встречается. Другое распространённое имя в Грузии – святого Шалвы, князя Грузинского (память 18 сентября / 1 октября). Для нас и это имя необычно. В Персии в настоящее время почти истреблено христианство; но во 2 и 3 веках оно было распространяемо святыми мужами с особенной ревностью. И в месяцеслове Православной Церкви сохранилось не мало памятей святых с персидскими народными именами. Таковы, например, Авда (память 31 марта / 13 апреля), Авдикий (память 10 апреля /23 апреля), Фусик (17 апреля / 30 апреля), Усфазан, евнух персидский (17 апреля / 30 апреля), Каздоа (29 сентября / 12 октября) и многие другие. Есть в святцах народные имена эфиопские и египетские, например, святой Уар (19 октября / 1 ноября). Есть сербские народные имена, таковы: святой Урош (2 декабря / 15 декабря), святой Милица (19 июля / 1 августа) и другие.

5) Наконец, следует принять к сведению некоторые незначительные опечатки, иногда встречающиеся в нашем месяцеслове. Под 13 апреля / 26 апреля, например, записана память святого мученика Крискента и Кирополита (Полный христианский месяцеслов. Киев, 1845 год.). Последнее слово Кирополит – не собственное имя, а нарицательное. Кирополитом – вельможей, придворным сановником – был и святой мученик Фусик, перс (17 апреля / 30 апреля). Под 22 августа / 4 сентября в месяцеслове помещена память святого мученика Агафоника и с ним Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Приг(н)кипса. Последнее слово – тоже не собственное имя, а нарицательное – «первое лицо, начальник». Под 16 мая /29 мая в месяцеслове пишется Крискента вместо Крискентии, под 4 июня / 17 июня – Аетия вместо Астия, и, наконец, под 28 декабря / 10 января в памяти святых мучеников Горгония, Петра, Зинона стратига и Дорофея препосита слова и стратиг и препосит написаны так, что их можно принять за собственные имена («Настольная книга для священников» Булгакова, стр. 445).

Этим общими руководящими указаниями мы и заканчиваем свои заметки к уразумению месяцеслова нашей отечественной Церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: