Общая концепция
1. Лекция или обсуждение совместно выбираемой центральной темы (чаще всего неформальной; социальной, политической, экономической, общественной или культурной)
2. Каждую встречу назначается знаток заданной темы: лектор (если формат встречи - лекция) или спикер/арбитр (если формат встречи – дискуссия/дебаты)
3. Время: 40 – 50 мин (ориентировочно один школьный урок, но временной промежуток может варьироваться в зависимости от места, возможности лектора или заинтересованности присутствующих в продолжении дискуссии/дебатов/лекции)
4. Предполагается наличие расписания
5. Место (предположительно, свободный школьный класс)
6. Две формы мероприятия: дискуссия, лекция или дебаты.
Концепция дискуссий
Цель: Обсуждение различных острых тем, которые вызывают неоднозначную реакцию среди обсуждающих; нахождение «точек соприкосновения», компромисса между колоссально различающимися позициями; наработка и развитие навыков ведения дискуссии.
Структура:
1. Объявляется определённая тема
2. Назначаются рефери – эксперты, разбирающиеся в теме дискуссии, объясняющие основную проблему и точки зрения. Также на рефери возлагается обязанность следить за регламентом во время полемики, быть беспристрастным к обсуждаемой теме и к участникам, иметь определённую базу знаний о рассматриваемом вопросе
3. Каждый желающий человек может принять участие как спикер внутри дискуссии (при этом принимая регламент).
Принцип «РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА»
• Каждый пришедший – участник
• Встреча проводиться в формате «круглого стола», т.е. все участники между собой равны
• Передача права голоса происходит по кругу
Предполагаемые темы:
· Феминизм
· Брексит
· Конституционные поправки РФ 2020
· Обязательная срочная служба
· Запрет абортов
· Домашнее насилие и последние законы по данной теме
· Легализация оружия
· Легализация наркотиков
· Смертная казнь
· Есть ли будущее у социализма?
· Мода
· Миграционный контроль
· Белорусские протесты
· Высшее образование надо или не надо
· ЛГБТ
· Образование в современной России и мире
Концепция лекций
Цель: подробноосветить некоторые интересующие лекторов и слушателей темы; разить навык выступления перед аудиторией.
Структура:
1. Выбирается научная тема, требующая определённых знаний
2. Назначается лектор – эксперт, который подготавливает рассказ на установленную тему, а затем проводит лекцию перед группой слушателей
3. Каждый желающий человек может принять участие (как в роли слушателя, так в роли лектора, при этом принимая регламент)
4. После лекции предусматривается время для вопросов от слушателей.
Предполагаемые темы:
· Политические координаты
· Политические партии и идеологии
· Космополитизм vs национализм
· Почему «либерал» имеет негативную окраску в России (проблемы либерализма)
· История античной философии (досократики)
· История античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
· История левых движений (коммунизм, социализм, левый либерализм, социал-демократия анархизм, отличия между идеологиями)
· Плановая, рыночная и смешанная экономика
· ВВП и другие макроэкономические показатели (ВНП, ППС, инфляция)
· Одежда как средство стратификации и демонстрация социального статуса. Современная тенденция к упрощению и всеобщей "серости"
· Философия модерна и постмодерна (сравнительная характеристика ценностей человека-модерна и человека-постмодерна)
· Основные социологические понятия
· "Бесы" и люди-идеи (разбор взглядов и идей героев романа Ф.М. Достоевского)
· Город-солнце и город-сад - мечта советского урбаниста
· Дома-коммуны/ конструктивизм: проекты по постройке "нового человека"
· Конструктивизм (идеология в архитектуре)
· "Новому" человеку - новая одежда! (Изменение облика человека с приходом Советов)
· Шарль Фурье (последователи идеологии - фурьеристы)
Концепция дебатов
Цель: Обсуждение различных острых тем, которые вызывают неоднозначную реакцию среди обсуждающих; нахождение «точек соприкосновения», компромисса между колоссально различающимися позициями; наработка и развитие навыков ведения дискуссии.
Уточнение: в отличие от дискуссии, в дебатах участвует 2 участника или 2 команды по 2-3 человека (обязательно две стороны, противоположные в высказываемых позициях), дебаты могут подразделяться на интеллектуальные и спортивные:
· Интеллектуальные дебаты – спикеры обязательно являются носителями и сторонниками высказываемого мнения (феминистки – феминистками, коммунисты – коммунистами, сторонники глобализации – сторонниками глобализации и т.д.); цель спикера состоит не только в отборе состоятельных и сильных аргументов, внешней убедительности и подаче материала, но и в отстаивании своей реальной позиции, интеллектуальный интерес.
· Спортивные дебаты – спикеры не обязательно должны являться сторонниками и носителями высказываемого мнения (феминизм, коммунизм, глобализм может защищать человек, в повседневной жизни не имеющий к данной теме никакого пристрастия, положительных/негативных эмоций), цель спикеров состоит именно в отборе состоятельных и сильных аргументов, внешней убедительности и подаче материала, спортивный интерес.
Структура:
1. Объявляется определённая тема
2. Назначаются спикеры/рефери – эксперты, разбирающиеся в теме дискуссии, объясняющие основную проблему и точки зрения. Также на рефери возлагается обязанность следить за регламентом во время полемики, быть беспристрастным к обсуждаемой теме и к участникам, иметь определённую базу знаний о рассматриваемом вопросе; за спикерами же закрепляется обязанность соблюдения регламента
3. В дебатах участвует 2 участника или 2 команды по 2-3 человека (обязательно две стороны, противоположные в высказываемых позициях).
Добавление к общей структуре. Тайминг (на 50 минут):
1. Речь. 10 минут в целом (5 каждому спикеру)
2. Вопросы оппоненту. 10 минут в целом (5 каждому)
3. Вопросы зала. 8 минут (персонально не выделяется время каждому участнику)
4. Вопросы оппоненту. 10 минут (5 каждому)
5. Вопросы рефери. 6 минут (по 3 каждому)
6. Итог, заключение. 6 минут
Принцип «ЕСЛИ»
· ЕСЛИ у одного из оппонентов нет вопросов - вопрос задаёт зал
· ЕСЛИ нет вопросов от зала - вопрос от рефери
Предполагаемые темы:
• Феминизм
• Брексит
• Конституционные поправки РФ 2020
• Обязательная срочная служба
• Запрет абортов
• Домашнее насилие и последние законы по данной теме
• Легализация оружия
• Легализация наркотиков
• Смертная казнь
• Есть ли будущее у социализма?
• Мода
• Миграционный контроль
• Белорусские протесты
• Высшее образование надо или не надо
• ЛГБТ
• Образование в современной России и мире
Пример расписания:
Расписание
Место | Время | Формат | Тема | Лектор | Ведущий спикер | Рефери |
424 каб. | 14:00 | Дискуссия | Феминизм | - | М. Э. Вейгандт | М.Семёнова |
424 каб. | 15 00 | Лекция | Полит.координаты | М.Фесюн | - | - |
Дополнение:
Лектор – человек, подготавливающий лекцию и читающий материал перед аудиторией. Должен разбираться в назначенной теме. В формате лекций не предполагается полемическая часть.
Спикер – одна из сторон дискуссии/дебатов, человек, выступающий за определённую позицию, систему взглядов, разбирается в назначенной теме, может объяснить теоретический материал, на котором базируется проблематика диалога.
Арбитр/рефери – человек, являющая посредническим лицом между участниками дискуссии. Назначает время, вопросы, следит за регламентом. Может останавливать участников.
Главная задача: не допускать беспорядка на территории дискуссии, следить за соблюдением назначенного регламента.
Участник должен помнить, что
1. Каждый участник дискуссии/дебатов, как и он сам являются носителями определённых идей. Критиковаться должны сами идеи, но не личность человека.
2. Нельзя оскорблять оппонента, проявлять неуважение к его позиции.
3. Желательно нужно стараться сохранять объективизм, не переходя на субъективную оценку фактов (кровавые большевики, царь-тряпка, тупые либералы и т.д.)
Авторы проекта, редакторы, разработчики и просто хорошие ребята: Магдалина Семёнова, Максим Фесюн