КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДЫСЛОВИЕ
Лекция 1: КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Лекция 2: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Лекция 3: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ КРИМИНАЛЬНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ
Лекция 4: ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Лекция 5: ДЕТЕКТОР ЛЖИ, КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Лекция 6: ПОНЯТИЕ "ЛИЧНОСТЬ" В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Лекция7: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
Лекция 8: ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
Лекция 9: МОТИВАЦИОННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Лекция 10: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Лекция 11: САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
Лекция 12: ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Лекция 13: ТЕРРОРИЗМ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИ СТРАТЕГИИ ИНТЕРВЕНЦИИ
Лекция 14: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ
Лекция 15: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫВЛИЯНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДЫСЛОВИЕ
Лекция 1: КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
I. Взгляд на природу человека в теориях преступнности.
II. Теоретический анализ преступного поведения.
А) Биологические теории;
Б) Криминологические теории;
В) Психологические теории.
III. Заключение – основная мысл курса лекции.
IV. Глосарий.
Лекция 2: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Введение
I. Психологические принципы поведенческого анализа
II. Oценка отношений подозреваемого
III. Оценка вербального, паралингвистического и невербального поведения
|
IV. Общие поведения для честного и нечестного субъекта
V. Заключение
VI. Глосарий
VII. Приложение: Решения практических казусов
Лекция 3: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ КРИМИНАЛЬНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ
Введение
I. Основные методы психологии
II. Психодиагностические метиды психологического профилирования
III. Составление психологического профиля. Практическое исследование убийства.
IV. Заключение
V. Глосарий
Лекция 4: ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Введение.
I. Основная цель поведенческого интервью.
II. Психологические особености допроса.
III. Сформулирования вопросов по время интервю.
IV. Показания к истине и показание к лжи.
V. Заключение.
VI. Глосарий.
VII. Приложение.
Лекция 5: ДЕТЕКТОР ЛЖИ, КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Введение
I. Исторический ракурс
II. Полиграф испытания в 30-х - 40-е годы XX века
III. Идея психологического отношения
IV. Симптоматические вопросы
V. Правила Клива Бакстера
VI. Основные типы вопросы к полиграфическому исследованию.
VII. Конструкция и обобщение вопросов в тесте.
Лекция 6: ПОНЯТИЕ "ЛИЧНОСТЬ" В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Введение
I. Понятие "личность" в психологии.
II. Проявления личности в повседневном поведении.
III. Психическая структура личности.
IV. Природа человеческой личности:
А) Биологические основы:
§ генетические основы;
§ типы нервной системы и темперамента (учение И. П. Павлова);
§ нервномозычные и гормональные факторы в формировании личности (концепция Айзенка);
|
§ биохимические факторы (концепция Зукермана)
Б) Влияние социальной среды в формировании личности.
V. Обобщение и выводы.
Лекция 7: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
Введение
I. Подсистема для оценки контекста функционирования
А) Клинические наблюдения при травмирующих воздействиях на подсистему
Б) Содержание субъективных моделей действительности. Понятие «генерализированные ожидания»
В) Влияние локуса контроля и оптимизма на регуляцию поведения
II. Подсистема саморегуляции
А) Построение Я-образа
Б) Виды и типы самооценки
В) Функционирование Я-образа
III. Обобщение и выводы
IV. Глосарий
Лекция 8: ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
I. Сущность эмоциональной реакции.
А) Физиологический компонент
Б) Поведенческий компонент
В) Субъективное переживание
II. Эмоции как система
А) Базисные эмоции
Б) Организация эмоциональной системы
III. Участие эмоций в регуляции поведения
IV. Обобщение и выводы
V. Приложения
Лекция 9: МОТИВАЦИОННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
I. Что такое мотивация?
II. Содержание мотивационной подсистемы. Виды побуждений.
III. Протекание мотивационных процессов.
IV. Сознательный контроль поведения.
V. Обобщение и выводы.
Лекция 10: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Введение.
I. Понятие «когнитивная схема»
II. Созидательные компоненты социального познания
III. Отклонения и изкривления в социальном познании
IV. Обобщение и выводы
V. Глосарий
Лекция 11: САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
|
Введение
I. Управление впечатлениями при возаимодействиях в ежедневии
II. Стратегии для защиты и поддержания положительного Я-образа:
А) Самопредставление и поиск извинений;
Б) Самопредставление;
В) Символизирование себя
III. Формирование группы для поддержания Его-идентичности
IV. Глосарий
Лекция 12: ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
I. Что собой представляют социальные объединения?
II. Массы.
III. Скопление людей.
IV. «Очередь».
V. Толпа.
VI. Группа.
VII. Обобщение и выводы.
Лекция 13: ТЕРРОРИЗМ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИ СТРАТЕГИИ ИНТЕРВЕНЦИИ
Введение
I. Психологический портрет террориста. Психологическая мотивация.
II. Система психологической помощи пострадавшим от терроризма.
А) Кризисные события;
Б) Этапы кризиса;
В) Психологические последствия, причиненные бедствиями;
Г)Общие признаки и симптомы психологической реакции на катастрофу (eмоциональные, когнитивные и поведенческие);
Д) Оценка псиологического состояния жертвы;
Е) Оценка псиологического состояния жертвы.
III. Обобщение и выводы.
Лекция 14: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ
Введение.
I. Характеристика задач при принятии решения.
II. Субъективная вероятность и ее детерминанты.
III. Субъективная ценность альтернатив.
IV. Стратегии принятия решения.
V. Обобщение и выводы.
Лекция 15: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫВЛИЯНИЯ
Введение.
I. Арсенал для оказания влияния при взаимодействии с людьми
II. О психологическом механизме взаимности
III. Обязательство и последовательность
IV. Социальное одобрение
V. Власть и авторитет
VI. Дефицит
VII. Обобщение и выводы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Предисловие
Психология криминалького поведения (курс лекции) – учебное пособие, в которым преступное поведение рассматривается с психологической и социально-психологической точки зрения. В книге систематизированые современные научные данные европейсками и американсками специалистами по проблеме личностью преступника. Я попытался сделать и обзор современных исследовании когнитивных особеностей привведения поведенческого интервю заподозренных лиц, психологические принципы поведенческого анализа, психодиагностические методы изпользованных криминаьных психологов в т.ч. психологическое профилирование и пользование детектора лжи, как объективного метода псокологического анализа. В этих лекции стремился практически показать студентов специфика „преступного” восприятия личности, мышления, мотивация, убеждения, эмоции, самопредставления, социальные объединения, принятие решения, специфика тероризм и введения переговоров с терористами и психология влияния.
Информация содержующийся в этом курсе проходила проверку во время аудиторных занятиях в Софийском университете и Академии МВД – Р.Болгарии на протежение более двадцать лет.
Материалы, предоставленные в настоящем издании могут быть изпользованы для учебной, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов (бакалавров, магистров, специалистов – практических работников) обучающихся по направлениям „Психология”, „Социальная работа”, „Право”, „Полиция”.
Основная мысль книги направлена на практику.
Я очень признателен за то, что Евразийский национальный университет – г. Астана, Р.Казахстан поручило подготовку издания книги доктора психологических наук, профессора Таланта Калдыбеговича Болеева, которы очень компетентный и задумчивый казахстански психолог.
Благодарность я принощу и Ректору ЕНУ имени Л.Н.Гумилева профессору Садыков Е.Б, заведующая кафедры психологии доктора социологических наук Тынышбаева. А.А и Директору департамента постдипломного образования доктор Алгерим Шилибекова за то, что дали мне возможность выступить перед студентов на кафедры психологии факультета социальных наук.
Об авторе:
Ганчевски, Бойко Георгиев – доктор психологических наук, профессор в Софийском университете и Академии МВД – Р.Болгарии. Директор Института психологии МВД (1994-2001г). Автор более 100 научных работ по психологию криминального поведения, в том числе монографий и учебники:
§ Полицейская психология (теоретические аспекты), С, Свят наука, 1996г.
§ Полицейская психология (приложные аспекты), С, МВД, 1997г.
§ Детектор лжи (исторические, правныe и психологические аспекты), С, Албатрос, 2001г.
§ Психодиагностика правда и ложь в досодебном производстве, С, Албатрос, 2004г.
§ Психодиагностика криминального поведения, С, Албатрос, 2011г.
§ Психология криминального поведения, С, Академия МВД, 2011г.