НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫФОРМИРОВАНИЯ
Г. Дедюхина — старший логопед детского психоневрологического санатория № 65,
г. Москва
Письмо является сложной формой речевой деятельности. Оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня сформированности речевых и неречевых функций:
• слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения;
• языкового анализа и синтеза;
• сформированности лексико-грамматической стороны речи;
• согласованной работы зрительно-моторной и оптико-пространственной системы.
На различных этапах овладения письменной речью изменяется характер и целенаправленность этого взаимодействия. В дошкольном возрасте основной задачей является полноценное усвоение понятия «графема», которое обеспечивается точным функционированием и взаимодействием анализаторных систем.
Так, зрительное восприятие обеспечивает перцепторную деятельность, включающую е себя поиск и пространственный анализ «графем» в системе основных координат, их сопоставление друг с другом, оценку левой иправой стороны пространства листа.
Слуховое восприятие направлено на определение локализации, направленности источников звуков, их дифференциации. Оно обеспечивает полноценное развитие фонематического восприятия, благодаря которому формируется звуковой образ графемы, имеющий смыслоразличительные и акустико-артикуляционные характеристики.
Пространственное восприятие является базой для осуществления оптико-пространственных и оптико-двигательных операций на заключительных этапах выработки двигательного навыка письма.
Несформированность или нарушение функций одного из анализаторов затрудняет осуществление зрительно-пространственного гнозиса, праксиса и конструктивной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают процесс овладения графическими навыками.
|
Рассмотрим особенности этих процессов у дошкольников, страдающих различными формами детского церебрального паралича (ДЦП), и, соответственно, опыт работы по данному разделу в детском психоневрологическом санатории № 65.
При детском церебральном параличе, который характеризуется несформированностью всех анализаторных систем, ведущим дефектом являются двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:
• нарушена вертикализация тела ребенка, нормальное положение конечностей, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
• ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь (нарушение стереогноза);
• у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
• страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами и наречиями, отражающими пространственные отношения предметов;
• двигательные нарушения затрудняют выполнение целенаправленно-практических действий и усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
• нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико-пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
У детей с ДЦП наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное нарушением зрения, невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. Патология зрения в виде снижения его остроты, косоглазия и атрофии дисков зрительного нерва выявлена у 70% дошкольников, пребывающих в санатории. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук, которые объясняются выраженностью патологических тонических рефлексов (у здоровых детей они наблюдаются только в первые месяцы жизни). У детей с гиперкинетической формой ДЦП отмечаются нарушения плавного переключения взора, прослеживания за движущимися предметами. В связи с этим эти дети недостаточно фиксируют взор на строке, не успевают следить за строкой. У малышей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения. Они могут игнорировать правую или левую половину листа.
|
Нарушается также слуховое восприятие (локализация источника звука, его направленность и дифференциация). Часто отмечается снижение физического слуха (тугоухость, подтвержденная аудиограммой, проявляется у 66,5% пациентов санатория с гиперкинетической формой ДЦП).
Перечисленные особенности анализаторных систем сочетаются с общей моторной недостаточностью, гиперкинезами, параличами, что усложняет моторную операцию письма.
На основе опыта работы по развитию графических навыков у детей с ДЦП разработаны три рабочие тетради, целью которых является формирование зрительно-моторных и оптико-пространственных систем (проблемы становления фонематической системы не рассматриваются в данной статье). Тематическое содержание первой тетради составляют пятна и линии, второй тетради — геометрические формы, третьей — графемы. Фрагменты занятий с графическими изображениями и описанием игр, приведенные ниже, являются наглядной иллюстрацией оформления каждой тетради.
|
Первая тетрадь состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свои цели и задачи: первый — «Пятна», второй — «Линии», третий — «Лабиринты», четвертый — «Линейные конструкции».
С помощью упражнений первого раздела реализуются следующие задачи:
• привлекать внимание ребенка к плоскостному изображению реальных предметов, пробуждать его интерес к рисованию;
• стимулировать активные движения руки, учитывая двигательный статус малыша;
• активизировать его эмоциональные реакции.
Успешное выполнение этих упражнений зависит от степени сформированности фонематического восприятия. Так, при нарушении слухового контроля используются игры на выделение лишних букв, восстановление пропущенных, нахождение преднамеренных ошибок.
Учебный материал станет интересным и занимательным для ребенка, если специалисты и родители используют во время занятий игровые формы. Например, соединяя линиями правильно написанные буквы, малыш найдет дорогу через лес для ежика и зайца, расшифровывая монограмму, узнает первый слог имени сказочного героя и т.п. При этом необходимо учитывать степень тяжести двигательных нарушений, предлагая дифференцированные нагрузки: показ нужного изображения пальцем или палочкой, выделение строки линейкой, подчеркивание, обведение, рисование углем, фломастером, цветными чернилами.
Первая и третья тетради подготовлены для специалистов (логопедов, психологов и дефектологов), вторая тетрадь — для специалистов и родителей. Предлагаемая методика проходит успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории № 65 в группах дошкольников 4—6-ти лет с диагнозами спастическая диплегия, спастический гемипарез, гиперкинетическая, атонически-астатическая и смешанная формы и сопутствующими им речевыми нарушениями в виде дизартрии (псевдобульбарной, гиперкинетической, смешанной, мозжечковой) и алалий.
Использование рабочих тетрадей на практике позволило, систематизировав учебный материал, предъявлять его ребенку с последовательным переходом от простого к сложному, решая комплексные задачи, получать действенный результат по нескольким направлениям одновременно.
Таким образом, многоцелевая направленность и форма изложения материала делают эту методику доступной не только специалистам, но и родителям.