Сознательные и бессознательные аспекты личности




В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессозна­тельной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в общем-то, не имеет существенного значения. Она выражает лишь поверхностные аспекты личности в целом. Обширная и мощ­ная область подсознания, как подводная часть айсберга, содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на соз­нательное/бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов - ид, эго и супер-эго, или оно, Я и сверх-Я. Об­ласть ид, которая приблизительно соответствует тому, что Фрейд ранее называл бессознательным, представляет собой наиболее" примитивную и наименее доступную часть личности. Мощнейшие силы ид включают в себя сексуальный инстинкт и агрессию... Ид «не знает никаких ценностей, добра и зла, никакой морали»... Стимулы ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с какими обстоятельствами реальности. Они действуют в соот­ветствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возмож­ности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая бо­ли...

Ид является основным законом нашей психической энер­гии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Воз­растание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами свести до приемлемого уровня. Для того, чтобы удовлетворять свои потреб­ности и поддерживать комфортный и приемлемый уровень напря­женности, мы должны взаимодействовать с реальным миром. Го­лодный человек, например, должен что-то предпринять и найти пищу, что снимет вызванное голодом напряжение. А потому необ­ходимо установить соответствующие связи между потребностями ид и реальными обстоятельствами.

Его, Я служит своего рода посредником между ид и внешним миром. Эго ориентируется, в противоположность нерассуждающе­му и полному неукрощенных страстей ид, на причинные связи и рациональность... Ид полно слепых вожделений, оно не соотносит себя с реальностью. Эго сознает реальность, манипулирует ею и, тем самым, регулирует деятельность ид. Эго следует принципу ре­альности, сдерживая вожделеющие порывы ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потреб­ность может быть удовлетворена, а психическое напряжение сня­то.

Эго не существует отдельно от ид. Более того, эго черпает свою силу в ид. Само эго существует, собственно, для того, чтобы помогать ид. Оно направлено на то, чтобы способствовать осуще­ствлению вожделений ид. Фрейд сравнивает их соотношение с взаимосвязью лошади и всадника: от лошади исходит энергия движения, благодаря ей движется и всадник. Но эта энергия долж­на постоянно направляться поводьями, иначе в один прекрасный момент лошадь может сбросить всадника на землю. Точно так же ид должно направляться и контролироваться, иначе рациональное эго будет сброшено и растоптано.

Третий компонент структуры личности, по Фрейду, - супер-эго, сверх-Я. Это образование возникает еще в раннем возрасте, когда ребенок усваивает правила поведения, внушаемые ему родителя­ми и воспитателями при помощи системы поощрений и наказаний. Те виды действий, которые встречают осуждение и караются, слу­жат основой для развития сознания ребенка, которое, в свою оче­редь, составной частью входит в супер-эго. Те действия, которые получают одобрение со стороны родителей или социальной груп­пы, становятся частью идеала-Я, еще одной составляющей супер-эго. Таким образом, поведение ребенка изначально контролирует­ся родительским поведением. Но с тех пор, как в супер-эго сфор­мировалась модель надлежащего поведения, норма, поведение уже направляется при помощи самоконтроля. Начиная с этого мо­мента, человек уже сам вырабатывает для себя поощрения и нака­зания...

Супер-эго представляет собой моральность. По словам Фрей­да, 'это «непрерывное стремление, тяга к совершенству. Короче говоря, оно воплощает в себе все представления о высших сторо­нах личности человека, какие только мы в состоянии психологиче­ски в себя вместить»... Поэтому понятно, что супер-эго не может не конфликтовать с ид. В отличие от эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний ид до более подходящего случая, супер-эго намеревается полностью подавить эти вожделения. В итоге, эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчиво­стью и нетерпением ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с не­прерывным стремлением супер-эго к совершенству. В тех случаях, когда] эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

Тревога

Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, нев­ротической и моральной. Объективная тревога возникает под воз­действием реальных опасностей в реальном мире. Другие же два типа тревоги уводят от мира прочь.

Невротическая тревога возникает из осознания тех потенци­альных опасностей, которые проистекают из потворствования ин­стинктам ид. Это не боязнь инстинктов самих по себе, но скорее, страх тех наказаний, которые могут последовать за неразборчивым следованием позывам ид. Иными словами, невротическая тревога -- это боязнь понести наказание за проявление импульсивных же­ланий.

Моральная тревога возникает из опасения заслужить чье либо осуждение. Если человек делает или даже просто собирается сде­лать нечто, что противоречит его моральным принципам, он обыч­но испытывает чувство вины или стыда. Моральная тревога зави­сит, таким образом, от того, насколько развито у человека чувство вины. Менее моральные люди будут менее подвержены тревоге этого типа.

Тревога создает чувство напряженности, заставляя таким об­разом сознание предпринимать какие-то действия для снижения напряженности. Фрейд выдвинул предположение, что эго возводит своеобразную преграду против тревоги - защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или ис­кажение реальности. Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного че­ловека, кем он восхищается и кто,кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях. При сублимации происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосредст­венно, на социально приемлемые цели. Так, например, психиче­скую энергию секса можно из этой сферы направить на цели худо­жественного творчества. В ситуации проекции источником тревоги объявляется кто-то другой. В реактивной формации человек скрывает тревожащие его импульсы тем, что превращает их в не­что противоположное. Например, замещает ненависть любовью. Механизм регрессии включает в себя поведение, характерное для более ранних ступеней развития, когда человек чувствовал себя в большей безопасности и был менее подвержен тревоге...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: