Разновидности досуга и классификации досуговой деятельности.
- культурно-творческий тип досуг. деят. – набор занятий, который характеризуется одним общим признаком, создания, воспроизводства материальных и духовных ценностей, включает в себя художественное и научно-техническое творчество(участники и организаторы выстовок, фестивали, ярмарки)творит
- культурно-потребительский тип досуговой деятельности – эти занятия объединяет одно общее свойство – потребление духовных ценностей(посетители театра, кино, просмотр ТВ)рассматривает
- рекреативный тип д.д. – который объединяет различные виды отдыха и развлечений(туризм, отдых в компаниях, танцевальные вечера, рестораны и т.п.)
По критериям досугового времени выделяют:
1 микро-досуг – небольшой промеж. врем(чтен. книг, кроссворд)
2. макро-досуг – больший временной интервал(выходные и праздн. дни, активн отдых на св. воздухе, экскурсии, хобби)
3. мега-досуг – отпуск, каникулы, новогодние праздники.
Классификация досуга по числу участников
2-7 чел – небольшая группа
до 30 чел. – средняя
30-100 – большая группа
>100 – сверх крупная
Ф-ции досуговой деятельности
- рекриационная и терапевтическая ф-ции досуга.
- ТТТворческо-развивающая ф-ция досуга(интеллект, научн творч…)
- воспитат и просветительные ф-ции
- ф-ция поддержания социальной солидарности
Принципы досуга
- принцип всеобщности и доступности
- принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях
- принцип индивидуального подхода
- принцип систематичности и целенаправленности.
- принцип приемственности(папа любит рыбалку и сын тоже)
- принцип занимательности
Формы методы и средства досуговой деятельности.
|
Средство – инструмент, орудие для достижения целей.
Метод – путь, способ достижения целей.
Форма – внешняя и внутр. содержание деятельности.
Средства(для организации меропр.)
- Технические- светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле-, видео -, аудио- аппаратура.
- сенсорные средства – муз. аппаратура, муз. инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты.
- знаковые средства – печатная реклама, карты, схемы, графики, символика.
- динамические средства – живое слово, музыка, мимика, диалог,
- модальные средства –цвет, объем, пространство, тембр.
Технология досуговой деятельности использует 4 метода
- монтаж – способ организации драмотургического материала, поиск документального и художенственного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы.
- иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа.
- театрализация – суть метода в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве.
- игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения и опыт по установленным правилам в своих временных рамках.
Игры: подвижные, интеллектуальные, аттракционы, аукционы.
Фольклорные – народные игры, песни, танцы, хороводы.
Шоу-программы – сотоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объёмов методов и средств задействовано в нём. Самой крупной формой досуга является праздник.
|
Основные этапы в технологии досуговой деятельности.
- Подготовительный этап представляет моделирование и представление досуговой программы.Воплощение досуг. программы является режиссер, в его задачи входит идейное толкование сценария драмотургии, распределение ролей – решение постановки во времени и пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств(муз., свет, костюмы, декорации).
- основной этап – проведение программы.
-Экспозиция - начало события.
-Завязка – исходное событие в котором заложено начало драматического конфликта, которое заставляет следить за развитием событий. Основное развитие действия – самая обширная часть сценаря, практически весь сюжет программы.
Основная часть программы может быть рассыпана по композиции, м.б. собрана в один блок(общие песни, конкурсы, забавы.
Кульминация – наивысшая точка эмоционального накала этой досуг. прогр.
Развязка – завершение сюжетной линии меропр.(разреш. конфликта)
Финал – часть полного завершения сценического действия(бурные и продол. аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секрета, общая песня, принятие решения, коллективная оценка,
3. Заключительный этап работы – анализ её проведения.
Номер как единица действии досуг прогр.
Номера объед. в эпизоды, а эпизоды в единое представление.
Номера подраздел. на несколько групп:
- речевые(основаны на литературном материале, они м. появляться и звучать в разных интрапретациях, понятном и непонятном языках, на национальном или иностранных языках, но могут и на «тарабарском»)
|
- пластические(танец, понтомима, акробатика. танц. номера насыщены динамикой)
- музыкальные(песенный жанр, инструментальный, частушечный, в песенных номерах основное средство – вокал, кот. т.же м. сопровождаться хареогр., пластическим, световым и пиротехническим эффектами).
- оригинальные(цирковые –жанглирование, фокусы, иллюзион, дрессировка или номера основанные на оригинальном подходе к использованию выразительных средств – буффонада, клоуноада, звукоподражание, игра на необычных инструментах)
В каждой группе номеров есть свои виды:
1.монолог.
2. интермедиа(сценка-не менее 2 персонажей, продолжительность до 20 мин., иногда выступает как связующее звено, между основными элементами программы)
3. массовка(массовая сцена объединяющая людей против одного соперника).
Организация праздничных мероприятий
Праздники бывают как в выходные так и в рабочие дни, они делятся на государственные, неофициальные, профессиональные и прочие.
Государственные праздники РФ объявлены дополнительными выходными днями.
К неофиц. праздникам относится: 14 января, 14 февраля, 1 апреля, день учителя и т.п.
Планирование:
1.гости – люди кто б приглашён, кол-во,
2. время – сезон, одежда,
3. тема – какой вид праздника задумали, приурочегно ли к дате
4. место –
Игры, конкурсы развлечения, шутки, анекдоты, викторины.
При планировании праздника нужно сделать заготовку на наибольшее кол-во игр и конкурсов,т.к. если что-то пойдёт не так, м. б. заменить один конкурс другим.
Музыка для праздника – торжественная для создания настроения при встрече, фоновая для застолья, танцевальная для дискотеки, весёлая для конкурсов, медленные танцы.
Внешние атрибуты мероприятия – афиша праздника д.б. яркой и запоминающийся, изобразительный язык афиши предельно условен, никаких узоров и орнаментов.
Значение программы праздника так же важно здесь преобладает не изображение, а текст.(н-р «Только у нас…», «Спешите видеть…» и т.д.).
Оформление зала – мощный инструмент создания настроения. Обращаем внимание на 1 атрибуты – элементы близкие по духу участникам праздника.(На др: свечи, колпачки, свистульки).
- расстановка столов и стульев – кругом, буквой П, Т, точечно.цветы, шары, указатели, стрелки
- разбивка на зоны – цветом, либо спец. табличками(еда, танцы).
Композиция праздника состоит из след. составляющих:
- встреча гостей
- знакомство и представление(игры для знакомства, для установления контакта, формирование пар, групп)
- застольный период(застольные игры)
- игры для повышения активности(командные(сначала по 1, потом, парами, потом группами, потом снова по одному, художественные, творческие)
- танцевальный блок
- музыкальный блок(караоке, исполнение живой музыки)
Пример.
Праздник «У наших ворот всегда хоровод».
Задачи: сформировать у детей и родителей интерес к русским-народным праздникам
Пр. «Осенние посиделки, дождинки или праздник последнего снопа»
Задачи: создать условие для развития чувства ответственности и ощущения важности вклада каждого участника в решение общих задач.
Пр. «Масленица»