РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ ПО Р. БЕЙЛЗУ




ОТЧЕТ

По психологической составляющей производственной практики

 

 

Направленность программы бакалавриата

44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»

 

Форма обучения: очная

 
 
 


Выполнила: Студентка гр. ОФ-403/092-5-1 Алябьева Татьяна Викторовна Научный руководитель: к.п.н., доцент, Салаватулина Лия Рашитовна

РЕЗУЛЬТАТЫНАБЛЮДЕНИЯ ПО Р. БЕЙЛЗУ

Область взаимодей-ствия Взаимодействия Девочки Мальчики Сумма
Область позитивных эмоций     1. Выражает солидарность 2. Повышает статус другого (хвалит и пр.) 3. Помогает другому        
4. Выражает поддержку, сочувствует другому 5. Снимает напряжение (шутит, смеется)    
6. Соглашается, уступает 7. Пассивно принимает позицию другого   5 15
Всего:      
Область негативных эмоций 8. Выражает антагонизм, враждебность 9. Унижает другого, приказывает 10. Защищает себя, утверждает себя в ущерб другому 11. Дерется, нападает 12. Отпускает язвительные замечания, дразнит        
13. Отказывает в помощи 14. Формально реагирует 15. Выражает недовольство      
16. Выражает возмущение, обиду 17. Просит о помощи в борьбе с другим 18. Покидает «поле боя»      
Всего:      
Область постановки проблем 19. Просит совета, мнения, оценки чего-либо 20. Просит помощи в каком-либо деле 21. Ставит на обсуждение групповые проблемы, инициирует их обсуждение        
Всего:      
Область решения проблем 22. Дает совет, мнение, оценку (подразумевая автономию другого) 23. Предоставляет информацию, уточняет, подтверждает 24. Вносит вклад в решение групповых проблем 25. Руководит решением проблем                  
Всего:      

 

 

Вопросы по результатам наблюдения:

1. Большее число взаимодействий в данном классе совершается в области негативных эмоцией; в области позитивных эмоций совершается немного меньше взаимодействий. Меньше всего взаимодействий происходит в области постановки проблем. Такие показатели характеризуют коллектив как слабо сформированный, непрочный: часто возникают конфликты, участники коллектива не могут поставить задачи перед коллективом, так как они разобщены.

2. В область позитивных эмоций больше вовлечены мальчики. Часто это активные дети, которые мало заинтересованы в учебе. Хотелось бы отметить, что мальчики чаще принимают позицию и соглашаются, чем девочки. В область негативных эмоций больше вовлечены девочки. Наибольшее количество конфликтов происходит с участием «отверженной»; мальчики же часто обзывают друг друга. В областях постановки и решения проблем более активную роль занимал актив класса.

3. Гендерные различия присутствуют во всех областях взаимодействия. Мальчики заметно более активны в области позитивных эмоций. Девочки чаще взаимодействуют в области негативных эмоций. При этом большую активность в областях постановки и решения проблем проявляют девочки. Из этого можно сделать вывод, что мальчики в этом коллективе более спокойные и пассивные, а девочки стремятся к коллективизму, но испытывают трудности с выражением своих эмоций.

4. По результатам наблюдения можно выделить следующие межличностные роли: эксперты (такую роль занимают отличники и хорошисты, негласный актив класса), отшельник-оппозиционер (учащаяся, которая не входит в общий коллектив, часто стремится отставивать свою точку зрения), исполнители (большая часть класса) и шуты (несколько мальчиков и 1 девочка, которые способствуют подрыву дисциплины на уроках).

5. Я считаю, что следует проводить работу по укреплению коллектива и по развитию толерантности по отношению ко всем учащимся в классе. Проблемы и конфликты, которые входят в область негативных эмоций, возникают, в основном, из-за неумения договариваться и совместно решать проблемы. Следует также учить детей вежливому отношению друг к другу, терпимости, объяснить им значимость каждого члена коллектива. Для этого нужно ставить перед коллективом общие задачи, следить за тем, чтобы в их решении принимало участие большинство коллектива, своевременно прорабатывать возникающие конфликты. Кроме того, не будет лишним проводить совместные праздники с обменом подарками, как мы провели на 23 февраля и 8 марта.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ(КОЛЛЕКТИВА)

В коллективе присутствует 24 учащихся: 15 мальчиков и 9 девочек. Возраст учащихся — 10-11 лет. Присутствует одна учащаяся возрастом 12 лет, которая осталась на второй год.

Четко выделенного актива класса нет, так как коллектив достаточно разрозненный. Однако можно выделить наиболее ответственных и исполнительных учащихся. В их число входят 2 мальчика и 4 девочки. В системе межличностных отношений они занимают места экспертов; одна девочка из актива класса вне учебной деятельности играет роль отшельника. Официального выделения актива класса в коллективе нет, поэтому невозможно проследить, насколько оно соответствуетих фактическому влиянию на учащихся в организации жизни коллектива. Характер лидерства в этом коллективе является скорее исполнительным, экспертным. В коллективе можно также выделить «лидеров-заводил», которые оказывают влияние на коллектив во внеучебной деятельности. Чаще всего они остаются в стороне от учебной и воспитательной деятельности, но легко организуют игры, часто способствуют подрыванию дисциплины в коллективе.

Классный руководитель довольно авторитарный, строгий по отношению к классу. Это объясняется низкой дисциплинированностью коллектива и отсутствием постоянного классного руководства в предыдущих классах. Классный руководитель использует методы коллективного наказания, рациональной мотивации желаемого поведения. Классный руководитель оказывает более значимое влияние на коллектив, чем актив; отдельно с активом классный руководитель практически не взаимодействует, так как актив класса не имеет официального статуса.

Деловые и личные взаимоотношения в коллективе расходятся. Если объединять в учебную группу учащихся-друзей, то учебного результата не будет, они будут общаться между собой и не выполнят задание. То же самое получается, если объединить учащихся, которые не ладят друг с другом. Оптимальный вариант для получения учебного результата — объединить учащихся, нейтрально настроенных по отношению друг к другу. У коллектива низкая степень сплоченности. Это проявляется в отсутствии интереса к делам друг друга, отсутствии четко выделенных лидеров и актива класса, наличии «отверженных» и низкой дисциплине. В классе отсутствуют отдельные группировки, есть только небольшие группы друзей по 2-4 человека, которые никак не проявляют своих позиций по отношению к целям и задачам коллектива.

В классе есть одна "отверженная" учащаяся, которая стала такой из-за несоответствия черт своего характера с чертами характера, которые от нее требовал коллектив. Она мало идет на контакт с одноклассниками, отстаивает свою точку зрения и не признает правоту других. Эта учащаяся обладает достаточно широким кругозором, и часто поправляет других, относится к одноклассникам высокомерно. Коллектив достаточно активный и мало беспокоится об учебе; личностные отношения и интересы для них важнее общественных и трудовых. Из-за этого отношения с коллективом у «отверженной» не складываются.

Конфликты в коллективе происходят довольно часто. Большинство конфликтов возникали на почве неумения договариваться, совместно выполнять какое-либо задание. Приходилось организовывать выполнение заданий в группе, давать подсказки, распределять роли. Кроме таких реалистических конфликтов, возникали и нереалистические межличностные конфликты, основанные на личной неприязни между некоторыми участниками коллектива. В большинстве случаев одним из участников конфликтов была «отверженная».

Межличностные отношения достаточно сильно влияют на коллективную деятельность учащихся. Как уже отмечалось выше, для достижения учебных задач лучше объединять учащихся с нейтральным характером межличностных отношений. В учебной деятельности активны не все учащиеся. Есть серьезные проблемы с дисциплиной на уроке, общий уровень успеваемости средний и ниже среднего. Некоторые учащиеся (6 человек) демонстрируют успеваемость выше среднего и хорошую. Школьники ярко выражают свои интересы, они могут прервать ход урока, чтобы рассказать о своих интересах. В школе стараются удовлетворять интересы школьников: организованы дополнительные занятия по футболу, литературе, психологии и физике со свободным посещением; во время внеклассных мероприятий классный руководитель и практиканты учитывали интересы школьников и подбирали соответствующие задания и материалы.

Таким образом, коллектив является низко организованным и мало сплоченным. Это проявляется отсутствием четко выделенных социальных ролей в нем (за исключением роли «отверженной»), неспособностью совместно решать общие задачи, высоким количеством конфликтов, низкой дисциплинированностью. Межличностные отношения, представленные в этом коллективе можно классифицировать, как дружеские (между 2-4 участниками), нейтральные и неприязненные (между большинством участников). Учащиеся не ценят мнения друг друга, часто обзывают, не дают всем участникам группы принять участие в совместной деятельности.

По моему мнению, для решения этих проблем необходимо проводить работу по укреплению коллектива, объяснять учащимся ценность хорошего отношения друг к другу. В ходе практики все мероприятия, которые мы проводили, были так или иначе направлены на укрепление коллектива. Два мероприятия имели своей основной целью развитие толерантности, дружелюбия, умения управлять своими эмоциями и решать конфликты. Остальные мероприятия содержали в себе задания, которые также способствовали укреплению коллектива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: