И «Путешествии на Восток»




Бэрд Сполдинг

Путешествие на Восток: Утерянная предыстория «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока»

 

Journey to the East

Baird Spalding

© ООО Издательство «София», 2013

Перевод с английского Н. Лебедевой

 

О Бэрде Сполдинге

и «Путешествии на Восток»

 

Биография Бэрда Сполдинга, как и многих людей, связанных с эзотерическими учениями, весьма туманна. Исследователи спорят даже о том, в какой стране и когда он родился, как изначально писалась его фамилия и какой университет он окончил. Сам он утверждал, что появился на свет в Англии в 1857 году и лишь после долгих странствий прибыл в США, где работал археологом в Калифорнии и геологом-изыскателем в пустынях американского Юго-Запада. Но в 1894 году произошло событие, изменившее его жизнь раз и навсегда. В компании одиннадцати энтузиастов Бэрд отправился в археологическую экспедицию на Дальний Восток. (Здесь, пожалуй, стоит отметить, что в англоязычном мире конца XIX – начала XX веков под «Дальним Востоком» понималась гораздо более обширная территория, чем в русскоязычном мире сегодня. Сюда относилась вся Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия, в том числе Индия и Тибет.)

По возвращении Сполдинг показал кое-кому из знакомых свои путевые заметки. Рассказы о встречах с удивительными Мастерами, владеющими сверхчеловеческими способностями и умеющими объяснить Восточную Мудрость в христианских терминах, поразили первых читателей, и путешественник решил перепечатать их на машинке. Этот текст, который сейчас составляет первый том «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока», многие годы так и ходил в машинописных копиях. А его автора все чаще приглашали в разные компании. Сначала людям нравилось слушать об экзотических приключениях в Гималайских горах и на индийских равнинах (то есть о «жизни Мастеров»). Но очень скоро друзья Сполдинга поняли, что главное в его рассказах – потрясающе глубокое «учение Мастеров» о Боге, Космосе, человеке, его тайной истории и славном будущем предназначении.

Очень скромный, по воспоминаниям современников, человек, Сполдинг не хотел выступать в роли «учителя», но никогда не отказывался от ролей рассказчика и эксперта. (Малоизвестный факт: Бэрд Т. Сполдинг был приглашен консультантом-библеистом на съемки знаменитого кинофильма Сесила де Милля о последних днях жизни Иисуса «Царь царей».) В 1924 году одна из почитательниц его «Мастеров», жена железнодорожного магната, попросила разрешения напечатать наконец тысячу экземпляров книги Сполдинга типографским способом, чтобы раздавать их интересующимся. Этот первый тираж разошелся по рукам за шесть дней, а в типографию поступило еще 20 000 заказов!

Потрясенный таким читательским интересом, автор решил написать второй том и опубликовал его в 1927 году. В 1935 году последовал и третий. Все это время Сполдинг проводил семинары с небольшими группами людей, а выход третьего тома отметил 30-дневным лекционным турне по 30 городам США.

До самого своего ухода в 1953 году он продолжал путешествовать по всему миру – где-то разведывая полезные ископаемые, а где-то рассказывая о Мастерах Дальнего Востока. Своей основной специальностью он очень неплохо зарабатывал и любил материально помогать всем нуждающимся, так что наследства не оставил. Спал всего три-четыре часа в сутки, был очень трудолюбив и общителен. Из друзей Сполдинга стоит отметить полковника Дж. Черчварда, автора классических трудов о затонувшем континенте Му, прародине человечества, и Дугласа ДеВорсса, основателя старейшего эзотерического издательства США.

Книги Бэрда Сполдинга до сих пор переиздаются во многих странах мира. На русском языке три тома «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока» (в одной книге) опубликованы издательством «София», и все желающие могут их прочесть. А мы теперь займемся одним очень любопытным дальневосточным переводом.

В 1987 году вьетнамское издательство «Нгуой Вьет» выпустило книгу под названием «Hành Trình Vê Phu’o’ng Dông» (Ханьтринь ве фьюнтон), что означает «Путешествие на Восток». В предисловии было указано, что это вьетнамский перевод с английского оригинала, написанного Бэрдом Т. Сполдингом (1857–1953) и опубликованного в 1924 году индийским издательством «Адьяр». Это тот же год, в котором вышел первый том «Жизни и учений Мастеров Дальнего Востока». К сожалению, ни одного экземпляра английского оригинала «Путешествия на Восток» не сохранилось. Вьетнамский перевод был выполнен еще в 1975 году и до 1987 года распространялся в «самиздате». В общем, как говорится, никаких концов уже было не найти, но во Вьетнаме книга пользовалась огромным авторитетом, и со временем о ней узнали в западном мире. В 2009 году американец Повен Лис и вьетнамец Бьен Ган опубликовали «реконструкцию» оригинала (то есть обратный перевод с вьетнамского), и «Путешествие на Восток» стало доступно англоязычной публике. Как и «Мастерa Дальнего Востока» в свое время, книга вызвала много споров. Подлинность ее (как, опять-таки, и «Мастеров») многие подвергают сомнению, но даже скептики признают огромную духовную ценность этого произведения.

В «Путешествии на Восток» не указываются никакие даты, но очевидно, что действие происходит перед событиями, описываемыми в «Мастерах Дальнего Востока». Вот как заканчивается «Путешествие»:

 

Не прошло и двух недель, как мы оказались в деревне Потал у подножия гордых, величественных Гималайских гор… Так началось наше Путешествие на Восток.

 

А вот начало второй главы «Мастеров»:

 

Перед началом третьей экспедиции, посвященной метафизическим исследованиям, наша небольшая группа собралась в Потале – деревушке, расположенной в одном из глубинных районов Индии.

 

Многих читателей интриговало слово «третья». И вот наконец появилась возможность узнать о первых двух экспедициях Бэрда Сполдинга и его товарищей.

Издательство «София»

 

Глава 1

Загадочный индиец

 

В суматохе современной жизни многие люди утратили веру в свое предназначение. Смысл существования состоит для них в бесконечных удовольствиях и удовлетворении материальных потребностей, ведь в конце их не ждет ничего, кроме смерти. Такие люди не верят ни в Бога, ни в Высший Разум. Не так давно одна американская газета возвестила: «Бог умер!» Автор статьи бросал вызов читателям, предлагая им доказать обратное. Астроном из Паломарской обсерватории заявил: «В самый мощный современный телескоп я наблюдал за звездами, которые находятся в миллионах световых лет от Земли, однако нигде не заметил ни Бога, ни рая». В своей непомерной эксцентричности экспериментальная наука подвергает сомнению все и вся.

Но пока наука эта гордилась тем, что для нее не существует необъяснимого, произошло одно интересное событие. В Англию прибыла посольская делегация, возглавляемая индийским махараджей Ранджитом Сингхом. Во время визита в Оксфорд махараджа приказал сопровождавшему его монаху[1]устроить для ученых небольшое представление. Этому монаху удалось потрясти научные концепции того времени. Мало того что он без всякого для себя вреда выпивал различные химические реагенты (в том числе и сильные кислоты), ему ничего не стоило задержать на несколько часов дыхание и пролежать все это время под водой! Затем, после тщательного медицинского обследования, проведенного доктором Клодом Уэйдом, монаха уложили в гроб и заживо погребли на сорок восемь часов. Когда его извлекли из-под земли, он по-прежнему был полон жизни и энергии. Монах продемонстрировал перед научным сообществом целый ряд других чудес, и все они подверглись тщательному изучению и верификации. Эти чужеземные «феномены» вызвали оживленную дискуссию.

В результате по инициативе Королевского научного общества из широко известных ученых была сформирована специальная делегация, перед которой поставили цель: исследовать эти удивительные факты. Делегации, возглавляемой профессором Бэр-дом Сполдингом, предстояло отправиться в Индию, чтобы наблюдать, исследовать, описывать и объяснять разного рода загадочные события. При этом с самого начала были четко определены критерии, позволявшие ученым рассматривать происходящее в строго научном ключе. Таким образом, они готовы были отвергнуть все, что не поддавалось ясному и логичному объяснению.

Чтобы составить итоговый отчет, каждый ученый должен был самостоятельно записывать в отдельный блокнот свои наблюдения. Затем участникам делегации предстояло сопоставить эти записи и засвидетельствовать истинность увиденного. Данные факты могли попасть в итоговый протокол лишь в том случае, если все ученые готовы были признать каждое конкретное открытие. Подобное требование ввели специально – чтобы обеспечить максимальную точность и беспристрастность. Все, что не поддавалось логическому и научному объяснению, однозначно исключалось из протокола.

Когда ученые только отправлялись в эту экспедицию, они еще были полны скепсиса и сомнений. Однако по возвращении стало ясно, что в них произошла серьезная перемена. Вот что писал профессор Сполдинг: «Жителям Востока известны важнейшие философские Истины, которые стоят того, чтобы их изучили на Западе. Людям западной культуры нужно вернуться на Восток, к своим духовным истокам». Как ни печально, но по возвращении домой делегация наткнулась на неприкрытую враждебность со стороны наиболее твердолобых представителей научного сообщества. Ученых вынудили уйти в отставку. Более того, им даже не позволили обнародовать те факты, которые они засвидетельствовали во время путешествия по Индии.

Вскоре после этого глава делегации профессор Сполдинг опубликовал книгу, которую назвал «Путешествие на Восток ». Эта работа вызвала значительный интерес среди самой широкой публики. Движимые любопытством читатели тут же бросились на поиски ученых. Выяснилось, однако, что все члены делегации успели на тот момент покинуть Европу: они отправились в Гималаи, чтобы жить там монашеской жизнью. Тем не менее эта книга побудила многих читателей совершить путешествие в Индию, чтобы лично убедиться в истинности описанных там фактов. Мемуары сэра Уолтера Блейка, опубликованные в «Лондон сайентифик », а также исследования Пола Брантона и Макса Мюллера подтвердили безусловную ценность работы, выполненной учеными под руководством Бэрда Сполдинга.

Индию называют страной множества религий. Религиозные верования тесно переплетаются здесь с повседневной жизнью, являясь едва ли не определяющим фактором для всевозможных форм деятельности. Индийцы по праву гордятся своей традиционной культурой, которую принято считать религиозной цивилизацией. И это неудивительно, ведь они унаследовали такие сокровища древней мудрости, равных которым нет во всем мире. Именно поэтому Королевское научное общество Великобритании и выделило деньги на то, чтобы делегация, состоявшая из широко известных ученых, отправилась в Индию для изучения ее загадочных феноменов.

В течение двух лет делегация путешествовала по Индии от Бомбея до Калькутты. За это время ученые посетили сотни храмов и пообщались с тысячами знаменитых монахов и жрецов. Однако подобное общение не принесло им ничего нового, поскольку монахи, в большинстве своем, повторяли те общепризнанные истины, которые были изложены в классической индийской литературе.

Вдобавок эти самые монахи вплетали в свое учение всевозможные суеверия и освященные временем легенды, желая прославить таким образом индийскую культуру. Многие из них похвалялись своим положением в духовной иерархии. В отсутствие четких критериев, позволяющих определить религиозные заслуги человека, любой индус с легкостью может провозгласить себя мудрецом [ риши ], учителем [ гуру ], священником [ свами ] и даже воплощенным святым [ бхагваном ].

Индуизм – не монолитная религия: в нем сосуществует несколько отдельных деноминаций, к каждой из которых относятся тысячи независимых сект.

В индуизме нет того иерархического порядка, который характерен для европейских религий. Монахи свободно истолковывают священные писания, опираясь на собственное понимание текста. И многие из них умышленно интерпретируют писания так, как им удобнее. Нередко они собираются вместе, чтобы поспорить. Религиозные дебаты в Индии – обычное явление, поскольку представители каждой секты настаивают на том, что только они правильно понимают природу Всевышнего.

Эта противоречивость и стала причиной того, что религиозные исследования британской делегации не привели ни к чему стоящему. Ученые нередко приходили в замешательство, поскольку не знали, что из сказанного можно считать верным, а что – нет. Согласно предписаниям Королевского научного общества, исследования их должны были опираться на научную логику. Однако попытка применить эти стандарты наталкивалась на множество препон, поскольку индийская культура в значительной мере отличается от европейской. Индийцы относятся к религиозным расхождениям как к данности, и никто в их стране не усомнится в способностях того или иного монаха или в законности его притязаний. Индийцы безоговорочно верят своим монахам и воспринимают их с безграничным терпением.

Однажды профессор Сполдинг, разочарованный тем, что делегации так и не удалось найти ничего по-настоящему ценного, бродил в одиночестве по Бенаресу. Посреди шумной, многолюдной толпы он заметил обнаженного по пояс заклинателя змей, который с усердием наигрывал на флейте. Гигантская кобра, лежавшая в корзине, приподняла голову и зашипела. Затем она задвигалась в такт низким, насыщенным звукам флейты. Зеваки в толпе с восхищением перешептывались. Люди не догадывались о том, что змею долго дрессировали, ядовитые зубы у нее были удалены, а перед представлением ей скормили немного опиума.

Подобное жульничество широко распространено по всей Индии. Заканчиваются эти фокусы одним и тем же: несколько подставных «зрителей», находящихся в толпе, принимаются громко аплодировать и швырять в корзинку монеты, побуждая остальных последовать их примеру. Внезапно профессор Сполдинг, погруженный до того в собственные мысли, обратил внимание на высокого индийца, который смотрел на него с вежливой улыбкой. Индиец, поклонившись, приветствовал его на превосходном английском. Профессор, разумеется, ответил тем же. Понемногу они разговорились, и профессор Сполдинг поинтересовался у своего нового друга, что тот думает о подобных фокусах.

Вот что ответил ему индиец:

– Просветленные мастера не живут в роскошных храмах и не располагают визитными карточками, в которых указаны их внушительные титулы и должности. Им не нужно рекламировать свои способности или религиозные заслуги, и они не спешат указывать свои имена в телефонных справочниках. Не обязательно также, чтобы у просветленного мастера было много учеников. Всякий, кто желает встретить такого мастера, должен распознать его среди других монахов. Монахи, с которыми вы встречались до сих пор, могут похвастаться множеством последователей, поскольку знают, как привлечь к себе учеников с помощью всевозможных уловок и ухищрений. Вдобавок они любят раздавать обещания, которые так нравятся ученикам. Эти монахи учат только тому, что изложено в молитвенных текстах, а ведь любой образованный человек способен самостоятельно прочесть и изучить их. Полагаю, вы разочарованы тем, что никто из встреченных вами монахов не обладал сколько-нибудь значимым духовным опытом?

– Откуда вам известно об этом? – в удивлении спросил профессор Сполдинг.

– Вы обсуждали между собой эту проблему, – с улыбкой заметил индиец, – и решили, что вам предстоит вернуться в Европу, если до конца месяца вы не узнаете ничего нового. Для вас это станет доказательством того, что в Азии просто нечего изучать. И все истории о мудрецах и святых – не более чем легенды, призванные приукрасить азиатскую действительность.

Профессор Сполдинг был поражен:

– Но как вы узнали об этой беседе? Если уж на то пошло, даже не всем членам нашей делегации известно о принятом решении.

Индиец загадочно улыбнулся и мягко заметил:

– Дорогой друг, мысль обладает сверхъестественной силой, способной выходить за рамки времени и пространства. Ваш настрой стал причиной того, что я прибыл сюда. И сделал я это, чтобы передать вам небольшое послание. Не сомневаюсь, что вы прекрасно знаете Библию: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»[2]. Таково послание от истинного мастера, который попросил меня передать его вам.

Профессор Сполдинг был ошеломлен тем, что индиец цитирует ему Библию посреди бенаресского рынка. Ему казалось, будто он пробудился от какого-то тяжелого сна. Словно электрический ток пробежал по его телу.

– Но как, – вымолвил он наконец, – как мы узнаем, где вас искать? За эти два года мы побывали едва ли не в каждой индийской деревне…

– Отправляйтесь в Ришикеш, – ответил индиец, – в город, расположенный посреди Гималайских гор. Там вы встретите монахов совершенно иного толка. Живут они в простых хижинах, а медитируют в горных пещерах. Едят они мало и большую часть времени молятся. Религия необходима им, как воздух. Это настоящие монахи, посвятившие всю свою жизнь поискам Истины. Некоторым из них удалось возобладать над природой и покорить те незримые силы, что сокрыты во Вселенной. И если желание ваше состоит в том, чтобы познакомиться со сверхъестественными силами и мистическими законами, вряд ли вы будете разочарованы.

Замолчав, индиец многозначительно взглянул на профессора Сполдинга:

– Если вы действительно намерены разыскать этих мудрецов [ риши ], вам потребуется куда больше времени.

– Вы только что употребили слово мудрец. А в чем разница между мудрецом и монахом [ йоги ]? – поинтересовался профессор Сполдинг.

– Если вы верите в Закон эволюционного развития Дарвина, – ответил индиец, – то я мог бы суммировать все следующим образом. Эволюция души протекает в согласии с эволюцией тела. Соответственно, мудрец – это человек, достигший значительного духовного прогресса, тогда как монахом называют того, кто только вступил на этот путь.

– В таком случае, – продолжил профессор Сполдинг, – мудрец должен уметь творить чудеса, ведь так?

Индиец с улыбкой покачал головой:

– Конечно, он может творить чудеса. Однако мистические способности не могут считаться конечной целью религиозной практики. Скорее, это естественный результат нашей концентрации на мысли и силе воли. Мудрец редко демонстрирует свои мистические способности. Главная цель религиозной практики состоит в том, чтобы освободиться и достичь того совершенства, какого достигли просветленные мастера – одним из них был и Христос.

– Однако Иисус творил чудеса, – возразил профессор Сполдинг.

– Мой дорогой друг, – улыбнулся индиец, – неужели ты думаешь, что Иисус творил чудеса на забаву толпе? На самом деле его чудеса были механизмом, с помощью которого он обращал в веру простых, но добросердечных людей.

Вновь индиец упомянул религиозного лидера, прекрасно известного на Западе…

Поразмыслив, профессор Сполдинг задал очередной вопрос:

– Почему эти мудрецы не приходят к людям, чтобы учить их?

– Неужели ты думаешь, мудрецы решатся открыть человечеству, кто они такие? – серьезно поинтересовался индиец. – Если Будда или Христос объявятся на публике и обнародуют свои заповеди, вы им поверите? Или для того, чтобы убедить вас, им придется совершать чудеса, вроде хождения по воде? Монахи из низших сект готовы идти на подобные ухищрения ради привлечения учеников, но просветленному мастеру это ни к чему. Мой друг, разве я не прав?

– Какая, однако, польза человечеству от того, – промолвил профессор, – что мудрецы эти живут в полном уединении?

– Поскольку люди не познали себя в полной мере, – улыбнулся индиец, – они не в состоянии судить о себе правильно. Кто сказал, что просветленные мастера не помогают человечеству? Если я стану утверждать, что Христос часто приходит к людям и содействует их развитию, поверишь ли ты мне? Или начнешь требовать доказательств вроде фотографий или чего-то подобного? Дорогой друг, простым людям трудно оценить всю глубину мыслей просветленного мастера. Пожалуй, самым простым объяснением в данном случае будет то, что они неустанно служат человечеству, излучая любовь, милосердие и доброту – те силы, которые с легкостью проникают сквозь время и пространство. Хотя человеческий глаз не способен различить их, результат подобного воздействия отличается небывалой мощью. В прошлом, когда люди были еще достаточно примитивными, просветленные мастера являлись им, чтобы заложить основы нравственного поведения.

– К настоящему времени люди успели достичь определенной зрелости. Это значит, они должны обладать независимостью, использовать собственные способности и нести ответственность за свои поступки.

Профессор Сполдинг, поразмыслив, задал еще один вопрос:

– Чуть раньше вы упомянули о том, что истинный мастер попросил вас передать нам свое послание. Не могли бы вы сообщить мне, где он живет?

– Дорогой друг, – торжественно возвестил индиец, – все зависит от предначертанной схожести. Когда у вас будет достаточно предначертанной схожести, вы встретитесь с ним.

Сказав это, индиец торжественно поклонился и исчез, затерявшись в шумной, многолюдной толпе Бенареса.

 

Глава 2

Монах из Бенареса

 

Бенарес – это древний священный город, в котором полно монахов из самых разных сект. Западные путешественники не уставали дивиться толпам людей на улицах Бенареса, вплотную примыкающим друг к другу домам, внушительным храмам и великолепным памятникам разных эпох, разбросанным по всему городу. Древние храмы действительно поражали своей монументальной торжественностью. Другой вопрос – что можно было увидеть внутри. А внутри обычно толпились неискушенные верующие, которые молились и названивали в колокольчики в надежде, что молитвы их дойдут до тех или иных божеств. Множество монахов сидело в различных йогических позах. Закручивая свое тело самым невероятным образом, они рассчитывали, что посетители будут бросать монеты в стоявшие рядом с ними чаши. Это было похоже не на религиозную практику, а скорее на цирковое представление, с помощью которого монахи зарабатывали себе на жизнь.

Пока другие члены делегации фотографировали монахов, лежавших на утыканных гвоздями досках, и величественные храмы, профессор Сполдинг неспешно брел вдоль берега реки. Внезапно он увидел высокого, мускулистого монаха, который шагал неподалеку. Неожиданно для себя, профессор ощутил сильное желание подойти к монаху поближе, чтобы как следует разглядеть его. Вместо этого он решил свернуть на более короткую тропинку, пролегавшую у самых кустов, – так он мог как бы невзначай поравняться с монахом. Сделав несколько шагов, профессор Сполдинг замер на месте: путь ему преградила большая кобра.

Кобра – невероятно ядовитая змея, от укусов которой в год гибнут тысячи людей. В Индии этих змей полным-полно. Профессор знал, что любой шаг для него может оказаться последним. Пока он решал, что же ему делать, змея вскинула голову и злобно зашипела. Внезапно рядом появился тот самый индийский монах, которого профессор видел чуть ранее. Не промолвив ни слова, он встал между змеей и профессором Сполдингом. Кобра, казавшаяся до сих пор донельзя разъяренной, спокойно улеглась на землю. Монах легонько прикоснулся к ней, и та, к величайшему удивлению Сполдинга, тут же уползла в кусты.

Монах с улыбкой пояснил:

– Наше недолговечное земное «я» не способно на столь внушительные поступки, тогда как истинное «Я» способно, ведь внутри него – как и внутри всех прочих видов – обретается Всевышний. Именно пребывание Его во мне заставило змею уползти. Когда человеку удается стереть земное «я», открыв миру свою истинную суть, с ним не может случиться ничего плохого. Чем больше человек развивает любовь и милосердие – качества Всевышнего, – тем активнее они изливаются вовне, продолжая распространяться на других существ. Это позволяет людям подчинять себе диких животных. Ты же, увидев змею, испугался. Я и сейчас чувствую твой страх. А еще ты, похоже, хотел встретиться со мной.

– Понимаете, – вымолвил профессор Сполдинг, – мы изучаем загадочные азиатские феномены. Честно говоря, я весьма разочарован тем, что мы наблюдали до сих пор на рыночной площади. Но стоило мне увидеть вас, и я почувствовал необычайное вдохновение. Казалось, будто в действие вступила какая-то незримая сила…

Индийский монах внимательно глянул на профессора и знаком предложил ему сесть под раскидистым старым деревом.

– Сегодня утром, во время медитации, – пояснил он, – я получил послание, касающееся тебя, и отправился на прогулку. Насколько я понимаю, ты хочешь изучать метод йоги? Как правило, я не открываю его посторонним, но на этот раз меня попросили помочь тебе. А потому можешь смело задавать вопросы – я постараюсь ответить на них исчерпывающе.

– Прошу вас, – сказал профессор, – расскажите мне о методах йоги.

После небольшой паузы монах заговорил:

– Никто точно не знает, когда люди начали практиковать йогу. Как сказано в индийских классических книгах, бог Шива обучил этим методам философа Гхеранду, который, в свою очередь, изложил их своим ученикам. Мартеянда был единственным из учеников, кому удалось усвоить все необходимые элементы. Вот он-то и распространил это знание среди своих современников. Йога – сугубо научная система, которая охватывает, в частности, астрологию, географию, философию и математику. Сам я изучал хатха-йогу, которая является лишь малой частью общего комплекса йоги. По словам моего наставника, йога в те времена развивалась повсюду, что привлекало к ней множество философов и просто знающих людей.

Со временем золотой век йоги миновал. Человек все чаще соприкасался с элементами порочности, распутства и физических удовольствий, и в конце концов полностью поддался материальным искушениям. Лучшие философы того времени собрались вместе, чтобы обсудить проблему и воспрепятствовать духовному забвению. В итоге они приняли решение обучать людей определенным практикам из общего набора йоговских методов. Эти практики позволяют тщательно регулировать функции тела и духа, а конечной их целью является слияние тела и духа с Вселенной. Было сделано все, чтобы данные практики получили широкое распространение, и они по сей день сохраняются в нашем обществе.

Очень важно понимать, что так называемая «йога» – лишь малая часть общего комплекса йоги. Но хотя это и малая часть, только очень немногие разбираются в ней должным образом. В большинстве своем, люди просто практикуют определенные позы, что выглядит порой невероятно нелепо. Наверняка вам приходилось наблюдать за монахами, которые лежат на утыканных гвоздями досках до тех пор, пока все тело у них не занемеет. Подобные упражнения бессмысленны и не приносят никаких ощутимых результатов. Эти монахи лишь подрывают репутацию такой продуманной науки, как йога. Большинство людей смотрит на йогу как на метод по развитию здорового, жизнеспособного тела. Как бы то ни было, но продуманная практика действительно способна укрепить наше тело. Однако монахи воспринимают все иначе, поскольку им прекрасно известно, что с помощью йоги можно открыть таинственную энергию и обрести мистические силы, которые ведут к глубочайшей трансформации.

Чтобы развить силу духа, они концентрируют энергию на таких формах деятельности, которые связаны с самоограничением и самоистязанием. Лежат, к примеру, под палящим солнцем, сидят на раскаленных углях, стоят на руках, скрещивают ноги над шеей, изнуряют себя голодом и жаждой, а еще пронзают мечом кожу и мышцы. Чтобы продемонстрировать свою ментальную волю, они публично осуществляют эти варварские упражнения, зарабатывая тем самым деньги и вызывая восхищение у наивных, неискушенных людей. Однако цель йоги не в том, чтобы развлекать публику ради признания собственной значимости.

– Но вправе ли мы критиковать их? – вмешался профессор Сполдинг. – Если настоящие монахи скрывают свое учение, то без заблуждений тут не обойтись.

– Разве царь выставляет напоказ свои драгоценности? – с улыбкой заметил монах. – Напротив, он тщательно скрывает их. Методы йоги также можно причислить к истинным сокровищам, а потому монахи, владеющие ими, ни за что не станут демонстрировать их на публике. Тот, кто жаждет изучить эти методы, должен найти вначале достойного монаха – иного пути у него нет. Истинный монах не нуждается в саморекламе, ведь он не требует восхвалений от своих учеников. Наоборот, попасть к нему в обучение не так-то просто, поскольку эзотерические знания он передает лишь тем, кто того заслуживает.

Методы йоги носят секретный характер, поскольку могут причинить серьезный вред человеку неопытному либо лишенному соответствующих способностей. Открытие на теле тайных центров – не детская забава. Существуют разные виды йоги, однако я концентрируюсь на хатха-йоге, которая предполагает установление первичного контроля над телом. Для начала мы тщательно прорабатываем мускулы и респираторную систему, затем переходим к нервной системе и мозгу. Правильная тренировка позволяет упрочить здоровье, продлить человеку жизнь и укрепить его дух. Эта начальная фаза занимает от года до четырех. Лишь тот, кто обладает здоровым телом и сильным духом, может переходить к следующей фазе обучения.

Профессор Сполдинг согласно кивал в ответ на рассуждения монаха.

– А в чем разница между методами, практикуемыми здесь и на Западе? У нас тоже есть немало способов по развитию здорового тела.

Монах рассмеялся:

– Западные люди не думают ни о чем, кроме укрепления мышц и костей. Невозможно сопоставить это физическое улучшение с азиатским методом, который содействует развитию духовного, ментального и физического начал. Азиатский метод фокусируется главным образом на четырех базовых формах – покое, приносящем облегчение духу и разуму, созерцании, позволяющем сконцентрироваться на принятии решения, регулировании телесных функций с целью выведения отходов из организма и упражнениях, помогающих контролировать процесс дыхания. К числу наиболее наглядных примеров относится умение расслабляться. Когда кошка терпеливо поджидает у норки мышь, она знает, как ей сберечь силы и сохранить энергию. Все ее движения продуманы и просчитаны, что обеспечивает ей максимальный комфорт и максимальную же пользу.

Западные люди полагают, будто умеют отдыхать, но на самом деле это не так. Усаживаясь на стул, они то склоняются в одну сторону, то поворачиваются в другую. Часто они скрещивают ноги и вытягивают руки. Со стороны может показаться, будто они полностью расслаблены, однако сознание их постоянно движется от одной мысли к другой. Вместо того чтобы с комфортом отдохнуть, они в полном молчании занимаются интеллектуальной работой. Животные знают, как им сохранить силу и энергию, поскольку следуют своим инстинктам, которые являются голосом самой природы. Человеческие существа руководствуются в своих поступках силой разума, однако управлять ею они не в состоянии. Нехватка контроля негативно влияет на их ментальные силы и физическое благополучие. Вот и получается, что западные люди никогда не отдыхают в полной мере.

– Мы просто не думали об этом, – со вздохом признал профессор Сполдинг. – Но не могли бы вы более подробно остановиться на значении хатха-йоги?

– Без сомнения, я мог бы поделиться некоторыми позами, позволяющими улучшить здоровье. Каждый может практиковать комплекс из двадцати четырех таких поз [ асан ], чтобы укрепить свою жизненную энергию. Все они воздействуют на определенные центры человеческого тела, оказывая таким образом давление на ослабленные органы. А это, в свою очередь, позволяет им функционировать более успешно. Западным ученым давно известно, что, помимо главных артерий, в человеческом теле полно крохотных капилляров, которые разносят кислород по всему организму. Если какой-то орган или мускул ослабевает и становится менее активным, число капилляров сокращается. И наоборот, плавание и физические упражнения способны подстегнуть деятельность крохотных капилляров. Это помогает укрепить ослабленные органы, а в итоге и вовсе восстановить их работоспособность. Так и занятия йогой содействуют циркуляции «горячего потока» – праны, что, в свою очередь, стимулирует внутренние органы, позволяя им не просто функционировать, но оперировать в полном объеме. Как я уже сказал, физические упражнения помогают восстановить функциональность внутренних органов, ну а йога доводит эту функциональность до максимума. Соответственно, занятия йогой позволяют достичь куда более чудодейственных результатов, чем обычные физические упражнения. Людям уже не нужно тревожиться из-за недомоганий: любая болезнь исчезает без следа.

– Вряд ли западные люди готовы будут принять тот факт, что йога способна исцелять болезни, – покачал головой профессор Сполдинг.

– Разве может болеть здоровое тело? – улыбнулся монах. – Болезнь – это результат дисбаланса в нашем организме. Западные люди умеют работать, но не умеют отдыхать. Это и становится причиной ментальных недомоганий.

– Это верно, – согласился профессор Сполдинг. – Но не могли бы вы чуть подробнее остановиться на самой практике?

– Для начала постарайся расслабиться и сесть поудобнее, – объяснил монах. – Только помни, что, расположившись на стуле – или даже на кресле с подлокотниками и удобной спинкой, – ты вредишь своему позвоночнику, поскольку именно здесь проходит главный поток праны. Нарушения в этой сфере ведут к болям в спине, параличу и артриту. На самом деле сидеть удобно – весьма просто. Устройся, к примеру, на полу со скрещенными ногами. Не опирайся ни на что спиной, не отклоняйся в сторону, держи тело в равновесии, а позвоночник – прямым. Дыши размеренно и неторопливо. Каждый может дышать таким образом в течение нескольких минут, но затем дыхание его сбивается, поскольку мозг человека занят непрерывной деятельностью. Человек должен практиковать состояние, когда мозг его пребывает в полном спокойствии, не отвлекаясь на повседневные проблемы. Поначалу, поскольку ему трудно контролировать свои мысли, он может думать о прекрасных цветах или живительном источнике. Это первый шаг на пути к полному расслаблению.

– Не так уж и сложно, – заметил профессор Сполдинг.

– Отдых и не должен быть сложным или затруднительным, – рассмеялся монах. – Когда человек способен держать позвоночник прямым и контролировать при этом процесс дыхания, поток его внутренней энергии свободно перемещается по всему телу. Таким образом он приводит в порядок те области, где наблюдается застой энергии. Теперь переходим ко второму шагу. Нужно лечь на пол, вытянув ноги. Руки также вытянуты вдоль тела, глаза закрыты. Ты должен убедиться в том, что вес тела равномерно распределен по поверхности пола. Для этого необходимо лечь именно на твердый пол, а не на постель или диван. В процессе отдыха нужно лежать совершенно расслабленно, не совершая при этом никаких усилий. Сознание тоже должно быть свободным от мыслей и желаний. Подобная поза успокаивает нервную систему и позволяет восстановить равновесие. Следует помнить, что в основу хатха-йоги заложен принцип покоя и сохранения энергии, а не истязания собственного тела с помощью самых немыслимых поворотов и закручиваний.

– Но вы же не будете отрицать, – заметил профессор Сполдинг, – что в йоге есть и эти позы?

– Задача того, кто занимается йогой, не в том, чтобы усесться в определенную позу на какой-то период времени. Главное тут – сосредоточиться на правильном выполнении упражнения, поскольку именно правильное выполнение пробуждает в нашем теле таинственную силу. Эту силу можно причислить к тайнам природы, так как развивается она лишь в том случае, если физическая составляющая упр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: