Тема: «Психологические особенности людей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и др.»




План-конспект занятия «Психологические особенности людей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и др.»

Дмитриева Д.С. Педагог дополнительного образования, МАУ ДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1» Детский орден милосердия г.Набережные Челны

Тема: «Психологические особенности людей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и др.»

Цель: Повышение информированности о проблемах людей с ограниченными возможностями.

Задачи:

1.Образовательные:

- Формирование у учащихся представления об инвалидности, осмысление положения инвалидов в обществе (классе).

2.Воспитательные:

- воспитание доброжелательности, вежливости, уважения и осмысление своего отношения к людям с ограниченными возможностями;

- Заинтересовать вопросами помощи людям с ОВЗ.

3.Развивающие:

- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;

- развивать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.

Методы обучения:

- наглядно-слуховой,

- словесный,

- анализ.

Форма обучения: групповая

Тип занятия: Занятие усвоения новых знаний

Материалы и оборудование: Доска, мел, листочки А4,карандаши, ручки.

Структура занятия

Аспект занятия Механизм ведения Содержание
Мотивационно-ориентиро-ванный аспект Приветствие. Актуализация субъектного опыта воспитанников. Беседа. Диалог. -Здравствуйте, ребята! Любую нашу встречу мы начинаем именно словом "Здравствуйте!". И все вы знаете, что это слово означает не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?   Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик - семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать. - Сколько лепестков было у волшебного цветка? - Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели). - Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид). - К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т. е. эти люди инвалиды или с рождения, или в результате перенесенной болезни или травм. Еще их называют людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мыс вами волонтеры, тимуровцы и должны обратить внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. - Кто же это такие - инвалиды? (Ответы) Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. - А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашем городе таких людей много. Это и взрослые, и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети". Вопросы для обсуждения: Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей) Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей) Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны. - И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются, или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто - и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т. п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Содержательный аспект Диалог. Мотивация и стимулирование к работе. Практические упражнения 1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды. Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение. Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).   2.Дети по очереди выходят к доске. С закрытыми глазами рисуют на доске дом. - Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?   3. Предлагаю выполнить ещё одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами» - Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принесите её мне. Что испытывали при выполнении этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?   - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. - А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей) Есть «Общество слепых», где люди, не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки). - Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей). - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.. - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?   Практические упражнения 4. Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас я одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак. 5. Приглашаются ещё 4 человека. - Без помощи рук соберите ранец.   А сейчас, ребята, мы познакомим Вас с содержанием одного письма, которое было опубликовано в одной газете. Его написала Маша С., послушайте его: (приложение 1) "Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 9 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?" Вот такая ситуация возникла у Маши С. Сейчас вы получите листочки и попробуете ответить на письмо Маши. - Что вы предлагаете Маше? Как ей поступить в данной ситуации?
Рефлексия Анализ проделанной работы, самоанализ. - На этом наше занятие подошло к концу. Мы играли в игры, где вы были в чем-то ограничены: не могли видеть, свободно двигаться, разговаривать. -Что вы чувствовали при этом? - Вам было неудобно? - Вы хотели освободиться от ограничений? - Как вы думаете, есть люди, которые не могут говорить, видеть, не могут ходить продолжительное время или всегда? - Как мы называем таким людей? - Вы знаете их? - Чем они занимаются, как живут? - Как вы относитесь к таким людям? - Вы бы хотели с ними общаться, дружить, вместе играть? Инвалиды - такие же люди, как и мы с вами, просто в силу некоторых обстоятельств у них ограничены те или иные возможности. Но они могут играть с вами, участвовать в различных мероприятиях, делах. Все вы большие молодцы! Всего вам доброго! До свидания!

 

Приложение 1.

Письмо Маши С.

"Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 9 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: