Этапы подготовки мероприятия




Методические рекомендации для работников КДУ

 

 

Организация и проведение

Мероприятий

 

Уважаемые коллеги!

 

Успех проведения мероприятия целиком зависит от подготовительной работы, которая проводится предварительно. Также существует множество форм проведения мероприятий, но, несмотря на их разнообразие методика подготовки и их проведение в своей основе – общая практически для всех.

 

Данное пособие раскрывает этапы подготовки и проведения мероприятия.

Определение понятия «Праздник». Классификация праздников. Этапы подготовки мероприятия. Основные требования к мероприятию. Анализ мероприятия. Формы проведения мероприятий. Написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий. Составление и оформление сценария. Требования к оформлению. Словарь.

 

 


Праздник –это неотъемлемая часть любой народной культуры,это не только дниотдыха, но и итог какого-то периода, цикла, этапа жизнедеятельности людей. Праздники существовали во все времена, и несут эмоциональную нагрузку, обеспечивая, при этом, передачу традиций поколений, сближение людей, на основе духовных, эстетических и творческих интересов.

 

Значение праздников

 

1. Обеспечение широких возможностей общения, является одним из видов духовного творчества людей.

 

2. Означает такую организацию досуга, которая основывается не только на восприятии, но и на активном действии.

 

Массовые праздники – это комплекс культурных и художественных мероприятий, для него характерна масштабность действия, характерен для больших залов, площадей и т.д.

 

Классификация праздников

1. Типология праздников по социальному критерию государственные, народные,

церковные и др.

2. Типология по демографическому критерию детские, школьные, студенческие,

молодежные, для тех, кому за.. и др.

3. Праздники по видам трудовые- прививающие любовь к профессии, семейно-бытовые, военно-спортивные и др.

v Государственные праздники

1) Эти праздники устанавливаются государственной властью страны и вводятся в

праздничный календарь

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 1993 года установлено 7 государственных праздников: 12 июня – День независимости, 12 декабря – День Конституции, 7 ноября – День примирения и согласия, 9 мая - День Победы советского народа, 8 марта - Международный женский День, 23 февраля, 1 мая

– День весны и труда.

 

2) Праздники, связанные с народными традициями и имеющие выходные дни

 

1 января – Новый год, 7 января – Рождество Христово

 

3) Праздники, сохранившиеся без изменения, со времен СССР

 

12 апреля - День космонавтики, 7 марта - День радио, 1 июня- День защиты детей, 27 августа – День кино, 1 сентября – День знаний

 

v Народные праздники

 

В народных праздниках воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений, его вероисповедание, история.

 

Народные праздники –это проявление всех форм культуры коллектива,начиная отнорм поведения, заканчивая элементами народных костюмов.

 

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества, несмотря на тысячелетние усилия церкви, многие из языческих ритуалов и обрядов сохранились в народных праздниках и до наших дней. Часто в форме игры, главным организующим началом любого праздника является обряд, присущий именно данному празднику и

 


выражающий его специфику. Обряд сопровождается различными символиками (цветы, колосья, травы, сверхъестественные существа и т.п.) и ритуальными действиями, призванным придать празднику торжественность и создать определенное воздействие на окружающих.

 

Исследователь А.Терещенко классифицировал народные праздники на:

 

o Семейно-бытовые o Христианские

 

o Простонародные o Земледельческие

 

v Церковные праздники

1) Великие (Рождество, Пасха, Троица) каждый из них сопровождается ритуалом идлится несколько дней.

 

2) Большие (Благовещенье, Крещение, Успенье, Покров, Рождество Пресвятой Богородицы) составляют годовой круг«двунадесятые».

3) Остальные (напр-р:Казанской Божьей Матери) их количество и время проведенияразличаются в разных районах и связаны с праздниками почитания наиболее известных в данной местности св.иконы, храмы.

 

Этапы подготовки мероприятия

 

Мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.

 

1. Подготовительный этап

 

· Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.

· Составление плана работы

· Определение хода и содержания мероприятия

· Анализ и подбор литературы

· Определение методов и приемов.

· Разработка сценария.

· Подготовка атрибутов, реквизита.

· Изготовление наглядного материала

· Определение участников (актеров, ведущих, жюри и т.д.).

· Составление и оформление сценария

 

· Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.

 

· Составление сметы проведения мероприятия

· Приобретение призов, грамот.

· Определение места, времени, даты проведения.

· Согласование с администрацией.

· Решение организационных вопросов.

 

2. Коррекционный этап

 

· Подготовка оформления.

· Подготовка и проверка оборудования и технических средств.

· Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

· Объявление.

· Приглашение зрителей, гостей.

 


3. Основной этап

 

· Оформление зала.

· Установка оборудования, технических средств.

· Проведение мероприятия.

· Анализ проведенного мероприятия (самоанализ) – ОБЯЗАТЕЛЬНО! Возможное обсуждение с коллегами, гостями.

· Описание опыта или разработка методических рекомендаций.

 

· Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).

 

· Обобщение опыта работы в СМИ.

 

При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:

 

1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, оно должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

 

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования (для библиотек).Идеальный вариант,когда все присутствующие могут принять участие.

 

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

 

4. При проведении детских мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

 

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на эмоциональную атмосферу.

 

6. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для детей до 12 лет характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.

 

Так же необходимо:

 

· Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.

 


· Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.

 

· Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.

· Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».

· Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.

 

· Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).

 

Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность

 

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

 

1. Актуальность тематики.

2. Адекватность содержания (соответствие теме).

3. Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).

4. Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).

5. Лаконичность, ясность, доступность, четкость.

6. Тщательность подготовки.

7. Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).

 

Успех зависит и от ведущего. Слагаемыми успеха являются:

 

· Умение войти в контакт с участниками.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей аудитории.

· Осведомленность по теме и эрудиция.

· Культура речи и культура поведения.

· Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.

 

Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы о чень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки», посиделки «Общество. Проблемы. Современность», игровая программа «У самовара»).

 

Формы мероприятий

 

Существует множество форм проведения мероприятий. Под формой необходимо понимать определенные способы организации людей и совокупность разных средств и методов влияния, т.е. способы отбора и изложение материала, который составляет основу содержания, идейно-тематический замысел мероприятия.

 

Формы делятся на индивидуальные,групповые и массовые, а также комплексные ипростые (не комплексные).

 

Простые формы работы-такие,в которых содержание раскрываетсяпреимущественно с помощью одного средства и одного метода. Например: выступления, доклада, беседы, лекции, встречи, диспуты.

 


Комплексные формы характеризуются сложностью структуры,разнообразиемприменения средств и методов. К ним относятся: концертные программы, тематические вечера, устные журналы, народные университеты, школы культуры, вечера отдыха и т.п.

 

К массовым формам культурно-просветительской работы относятся:митинги,публичные лекции, манифестации, фестивали, спортивные праздники, парады и т.п.

 

Театрализованный тематический концерт. Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Эстрадное шоу и концертно-

 

развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Театрализованный тематические вечера, вечера-юбилеи, вечера социально-гражданской тематики, вечера отдыха, детские утренники. Театрализованное тематическое обрядовое действо. Театрализованный тематический праздник - высшая форма зрелищно-массового мероприятия. (См. ниже словарь.)

 

Примеры некоторых форм проведения мероприятий:

 

Концерт

 

· Моноконцерт- например, концерт одного пианиста

 

· Сборная концертная программа, составляющая из номеров разных жанров хореография, вокал, выступления оркестра, ансамблей и др.

 

· Тематический концерт, посвященный одной теме

 

· Театрализованный концерт (самый сложный вид) обязательно имеет сюжетный ход, ведущие - сказочные герои

 

Конкурс - это соревнование в каком-либо виде деятельности двух и более участников

 

· Общие: различные конкурсы по жанрам,КВН,звездный час,турнирызнатоков, шляпное шоу, Гиннесс-шоу и т.п.

 

· Для девочек: Дюймовочка,Принцесса на горошине,Золушка,Коса-русскаякраса, Красная девица и др.

 

· Для мальчиков: Маленький Принц,Рыцарский турнир,Робинзонада,Джентльмен-шоу, Добры молодцы и т.п.

 

10 компонентов успеха конкурса:

 

- интересные задания

- красивое оформление

- материальное обеспечение

- музыкальное сопровождение

- находчивые ведущие

- компетентное жюри

- эмоциональные зрители

- исполнительные помощники

- подготовленная команда

- награды

 


Тематические вечера – это массовое мероприятие, посвященное определенной теме, и строится по определенному плану (сценарию). Каждый тематический вечер несет в себе 3 основные функции:

ü информационную

ü художественную

ü массовую

 

Жанры вечеров

 

Вечер-рассказ

Строится в повествующей форме, через выступление ведущих и приглашенных лиц.

 

Рассказ ведущего и гостей, дополненный художественным/литературным материалом.

 

Вечер-репортаж

 

Выступление непосредственных участников и свидетелей событий, объединенных одной теме, но раскрыв с разных сторон, активная роль ведущих.

 

Вечер-портрет

 

Этот жанр позволяет не только рассказ о человеке, но и раскрыть его образ всеми имеющими средствами: подбирается биографический материал, на основе которого строится сценарий.

 

Вечер-ритуал

 

Сопровождающие главные события человека (выпускной бал, день совершеннолетия, посвящение в студенты)

 

Бал- форма массового мероприятия, отличающееся разнообразием средств эмоционального воздействия и большой вариативностью композиционного построения.

 

В качестве традиционного компонента включают в себя музыку, танцы, розыгрыши, конкурсы, викторины, просмотр художественного фильма, живая музыка, основной компонент – историко-бытовые танцы.

 

Виды балов

Выпускные

 

Молодежные новогодние

Бал-маскарад

 

Осенние

Цветов и т.д.

 

Карнавал –народно-массовое мероприятие,проводится на открытом воздухе,сопровождается шествием, играми. Присуще зрелищность, костюмированные шоу.

 

Вернисаж –торжественное открытие художественной выставки,которое проходитпо плану:

 

- выступление представителей администрации

- выступление представителей художников, дизайнеров и т.п.

- выступление авторов выставки

- организаторы

- комментарии художников, искусствоведов

- осмотр выставки

 


Анализ мероприятия

 

Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.

 

Анализ мероприятия (с подробными пояснениями)предлагается проводить последующей схеме:

 

1. Тема, название.

2. Цель

3. Место проведения.

4. Участники (количество, состав и т.д.).

5. Кто проводит

6. Форма (викторина, конкурс, игровая программа, посиделки и т.д.).

7. Методы

8. Качество подготовки и проведения:

· Наличие плана, тезисов, сценария.

· Использование информационного материала, пособий.

· Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.

· Творческие идеи, находки.

· Владение материалом, методикой проведения мероприятия.

· Профессионализм и эрудиция ведущих

· доступность изложения материала.

· эмоциональная атмосфера.

 

· Соответствие содержания мероприятия выбранной форме, а также возрасту участников и зрителей.

 

9. Оформление

10. Оборудование, технические средства

11. Взаимосвязь цели, задач, содержания, формы, методов, приемов и результата.

12. Итоги. Достигнут ли результат (цель).

13. Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: