АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫВ ОБЛАСТИ СОБЫТИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Михайловская Екатерина Сергеевна
магистрант, Томский государственный университет, РФ, г. Томск
С каждым днем всё большую популярность обретает своего рода технология проведения мероприятий и особый тип PR-коммуникаций – событийный менеджмент (ивент-менеджмент).
Изменение продолжительности и структуры свободного времени у людей обусловливает их стремление провести его с максимальной пользой, участвуя в общественных мероприятиях, презентациях, праздниках и развлечениях. Сегодня мероприятия – это не только средство досуга, но и специальные организованные события, тесно связанные с целями и интересами компаний. Событийный менеджмент занимается организацией, управлением и разработкой системы этих специальных событий.
В настоящее время вопросы практического применения менеджмента в области проведения и организации мероприятий являются современными и важными, ведь успех событийных коммуникаций эффективно влияет на создание благоприятной репутации, увеличение степени узнаваемости брэнда, а также осознании его уникальности и ценности.
Разработкой теоретических основ и практических рекомендаций в области событийного менеджмента на сегодняшний день занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи. Среди ведущих зарубежных специалистов следует выделить Дж. Голдблатта [2], У. Хальцбауэра [24], М. Сондера [21], М. Стоуна, П. Гембла, Н. Вудкока [22], а также У. О’Тула, Р. Харриса, Я. МакДоннелла, Г. Боудина, Д. Аллена [1], которые освещают общие теоретические аспекты event-менеджмента.
Джо Джефф Голдблатт – специалист с мировым именем и наиболее цитируемый автор в области ивент-менеджмента, автор первого учебного курса и тренинговой программы в сфере событийной индустрии. Он разработал схему жизненного цикла мероприятий и считает, что специалисту событийного менеджмента необходимы организаторские способности, лидерские качества и умение принимать взвешенные решения. Будущее индустрии, по его словам, лежит в межкультурном обмене опытом и традициями.
|
Стоит отметить и Ульриха Хальцбаура – немецкого специалиста в области событийных коммуникаций. Он понимает понятие «ивент» не как просто событие, а как совершенно исключительное мероприятие. В своей книге автор выделяет, что само понятие «ивент» означает трансформацию обычного мероприятия посредством различных факторов в мероприятие уникальное и необычное.
Следует выделить Марка Сондера – автора книги «Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы», который в своей работе представляет множество интересных примеров из жизни известных людей и компаний с мировым именем. Труд М. Сондера знакомит с практическим опытом организации мероприятий и предоставляет возможность заимствовать интересные идеи.
В России сфере управления мероприятиями заняла устойчивые позиции: появились профессиональные ассоциации, лидеры event-рынка, сформирован банк специализированной литературы, разработаны сертифицированные программы, осуществляется профессиональное обучение. Постепенно организация мероприятий становится индустрией со своими технологиями, легендами и традициями.
|
Вместе с тем до сих пор в отечественной литературе недостаточно освещены некоторые аспекты событийного менеджмента применительно к российской практике. Среди немногочисленных изданий следует отметить работы А. Е. Назимко [17], А. В. Шумовича [25], Е. А. Кондратенко [10], А. Н. Романцова [19] и Г. Л. Тульчинского[23].
Александр Владимирович Шумович – директор компании Eventum Premo, автор ряда деловых книг и один из наиболее известных представителей российской event-индустрии. Его книга «Великолепные мероприятия» стала первой в России книгой о технологиях организации деловых мероприятий, написанной практиком, в которой автор делится опытом и дает советы, необходимые для создания успешного события.
Также с технологиями подготовки и проведения специальных событий и современными тенденциями в области событийного менеджмента в своем учебном пособии знакомит Екатерина Алексеевна Кондратенко – доцент кафедры «Сервис и туризм» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. В своей книге она рассматривает общетеоретические вопросы и социальные аспекты событийного менеджмента, раскрывает экономические основы деятельности по организации событий.
Событийный менеджмент находится в неразрывной связи с событийным маркетингом – особым видом коммуникаций, которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение бренда путем организации специальных событий. Основное назначение такого вида маркетинга – это продвижение продукции (услуг, работ), которое осуществляется с помощью различных приемов. Как один из самых действенных инструментов создания и поддержания имиджа компании событийный маркетинг также привлекает внимание исследователей.
|
Алексей Евгеньевич Назимко в своем труде рассматривает важнейшие аспекты событийного менеджмента и маркетинга, рассматривает взаимосвязь и определяет различия этих понятий. Автор дает характеристику современного рынка ивент-услуг и анализирует опыт российской индустрии специальных мероприятий. «Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей» А. Е. Назимко – это уникальное сочетание теории и практики с советами, как сделать мероприятие наиболее успешным и запоминающимся.
Сущность event-маркетинга также раскрывается в работе Александра Николаевича Романцова – заведующего кафедрой маркетинга Поволжской Академии государственной службы им. П.А. Столыпина г. Саратова. Автор приводит современные приемы организации маркетинговых событий и дает советы, направленные на достижение максимальной эффективности в сфере ивента.
В настоящее время, событийному менеджменту и событийному маркетингу как одним из сравнительно новых и перспективных направлений уделяется особое внимание в периодике. Статьи, посвященные этим вопросам, наиболее часто публикуются в журналах: «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Рекламодатель: теория и практика», «Event-маркетинг», «Креативная экономика», «PR в России», «Маркетинг и маркетинговые исследования».
Исследованию событийного маркетинга как нового явления маркетинговых коммуникаций и технологии продвижения имиджа посвящены статьи А. А. Манихина [13; 14], Н. А. Анашкиной [3], И. А. Кирюхиной [9], Е. Давыдовой [7], А. В. Баратынской [4], С. Пашутина [18], Е. А. Ячменниковой [26]. В своих работах авторы раскрывают понятие, сущность и преимущества событийного маркетинга, определяют его место в комплексе маркетинговых коммуникаций. В статьях на основании опыта даются рекомендации по проведению различных мероприятий: презентаций, корпоративных праздников, промо-акций, на конкретных примерах рассматриваются возможности этого направления, описываются и анализируются удачные проекты.
Сегодня, маркетинговые стратегии подлежат изучению и применению не только в бизнесе, но и других сферах деятельности. Например, статьи Е. А. Кавериной [8] и Н.А. Мельниковой [15] посвящены событийным коммуникациям в образовании и культуре, статья Е. А. Барабошиной на рынке высоких технологий, О.О. Васильевой [6] в системе организации спортивных мероприятий, а в работе Р.З. Близняка [5] описаны технологии и инструменты событийного менеджмента в системе электоральных коммуникаций. Можно выделить А.Ю. Смирнову [20], статья которой посвящена применению зарубежными и отечественными библиотеками методов и инструментов событийного менеджмента в условиях информатизации общества. К.А. Кузоро [11; 12] рассматривает опыт применения концепции событийного менеджмента в работе сельских библиотек; Е.В. Мирошниченко [16] исследует тему организации библиотечных досуговых мероприятий.
Таким образом, событийный менеджмент - перспективное направление деятельности, которое представляет интерес для исследователей. Действительно, сегодня, когда для организаций так важен позитивный имидж, яркая индивидуальность и общественное доверие, искусство создавать события требует особого внимания. Ведь различные мероприятия способствуют укреплению престижа и бренда компании на рынке. Безусловно, необходима разработка системы PR-событий, а также организация и управление этими событиями, в связи с чем актуализируется необходимость углубленного изучения ивент-технологий.
Список литературы:
1. Events Management: second edition / W. O'Toole, R. Harris, Ian McDonnell, G.A.J. Bowdin, J. Allen. Elsevier Ltd., 2006. 537 p.
2. Joe Golblatt. Special Events, Fourth edition, 2012. 535 p.
3. Анашкина Н.А. Event-marketing: коммуникативный тренд в рекламе // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). С. 250–253.
4. Баратынская А.В. Организация мероприятий: о чем редко пишут в книгах // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 1 (49). С. 14–19.
5. Близняк Р.З. Принципы и методы, технологии и инструменты событийного менеджмента, применяемые в системе электоральных коммуникаций // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (ч. 1). С. 26–30.
6. Васильева О.О. Событийный маркетинг в системе организации спортивных мероприятий / О.О. Васильева, И.Г. Филиппова // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 32–35.
7. Давыдова Е. Event-маркетинг как средство формирования уникальной личности бренда // Маркетинговые коммуникации. 2005. № 2 (26). С. 37–40.
8. Каверина Е.А. Создание специальных событий как креативная технология продвижения вуза // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 110–116.
9. Кирюхина И.А. Событийный маркетинг как средство продвижения товара // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. № 5 (35). С. 47–51.
10. Кондратенко Е. А. Событийный менеджмент: учебное пособие. Барнаул, 2011. 142 с.
11. Кузоро К.А. Событийный менеджмент в работе муниципальных сельских библиотек (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 64–69.
12. Кузоро К.А. Событийный менеджмент как средство воспитания здорового образа жизни муниципальными сельскими библиотеками (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 3 (19). С. 88–95.
13. Манихин А.А. Событийный маркетинг: понятие, сущность и преимущества событийного маркетинга // Российское предпринимательство. 2010. № 3, вып. 1. С. 69.
14. Манихин А.А. Ткань событий. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. 2010. № 4. С. 135–143.
15. Мельникова Н.А. Событийный маркетинг в сфере культуры: анализ коммуникационного продвижения событий регионального музея // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 3 (17). С. 129–138.
16. Мирошниченко Е.В. Организация библиотечных досуговых мероприятий для населения // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 4. С. 106–115.
17. Назимко А.Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. – М., СПб., 2007. 223 с.
18. Пашутин С. Как событие продвигает бренд. Event-маркетинг: продажи + информационный повод // PR в России. 2006. № 2. С. 13–16.
19. Романцов А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации. Практическое пособие. – М., 2012.116 с.
20. Смирнова А. Ю. Событийный менеджмент в современной библиотеке // Библиотековедение. 2012. № 6. С. 20–25.
21. Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы. СПб., 2006. 543 с.
22. Стоун М. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / М. Стоун, П. Гембл, Н. Вудкок. М., 2002. 216 с.
23. Тульчинский Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры СПб., 2010. 278 с.
24. Хальцбаур У. Коммуникативный маркетинг. СПб., 2011. 243 с.
25. Шумович А.В. Великолепные мероприятия: Технологии и практика Event management. – М., 2008. 336 с.
26. Ячменникова Е.А. Событийный маркетинг, или как делать event // Маркетинговые коммуникации. 2010. № 4. С. 224–232.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
· ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
· ПРОБЛЕМЫРЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫВ СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
· КОНТРОЛЛИНГ КАК ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
· РЫНОК: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА
· Особенности оценки результатов профессиональной деятельности государственных служащих
https://nauchforum.ru/studconf/social/xxxviii/12541
------