Особенности реализации инвестиционных проектов




 

Большие объемы финансирования инвестиционных проектов металлургических предприятий влекут за собой сложность в их реализации - это привлечение нескольких источников инвестиционных ресурсов для реализации одного инвестиционного проекта. Здесь могут присутствовать как прямые, так и кредитные ресурсы.

Основными формами финансирования инвестиционных проектов в отечественной и мировой практике считаются:

собственное инвестирование за счет прибыли, амортизационных отчислений;

заемное инвестирование в виде займов российских, иностранных и международных банков и других организаций, а также за счет выпуска долговых ценных бумаг, таких как, облигации, депозитные расписки;

акционерное инвестирование за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов;

централизованное инвестирование за счет средств государственного бюджета;

лизинг за счет вкладов лизингодателей.

Сравнительный анализ различных форм финансирования приведен в таблице 3.1 Посредством анализа удалось выявить риски предприятия при осуществлении определенной инвестиционной схемы, достоинства и недостатки. Для каждого предприятия наилучшим будет являться какой-либо определенный вариант инвестиций исходя из специфики работы, его внутренней структуры.

 

Таблица 3.1 - Сравнительный анализ различных форм финансирования

Способ инвестирования Требования Преимущества Недостатки
       
Собственные средства Наличие свободных собственных средств Отсутствие дополнительных обязательств Недостаточный объем собственных средств
Выпуск ценных бумаг Устойчивое положение на рынке цен, хорошая кредитная история При выпуске облигаций нет риска потери контроля управления над предприятием Опасность непогашения задолженности
Кредитование Ликвидное обеспечение, хорошая кредитная история, предсказуемый план развития проекта Гибкость в заимствовании и погашении долга, в использовании кредита Опасность невозврата, наличие слишком высокой процентной ставки, необходимость ликвидного залога
Государственное финансирование Социальная важность, финансирование компании должно соответствовать стандартам, принятым государственным органом, средства должны идти на осуществление определенных видов деятельности Предоставление при отсутствии возможности получения финансирования у коммерческих структур, желательно низкие суммы платежей в погашении при более длительных периодах погашения Ограничения на использование, трудности в получении, обычно не очень значительные суммы
Стратегические инвестиции Устойчивые позиции на рынке, опытное руководство Использование инвестором своего опыта работы по данному направлению деятельности Контроль инвестора над решениями

 

Помимо анализа форм финансирования инвестиционных проектов рассмотрим крупнейшие из реализованных инвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты металлургического комплекса России можно условно объединить в две группы. К первой группе относятся те проекты, которые реализованы в горно-металлургическом комплексе, а ко второй группе - проекты реализованные в трубной промышленности на территории РФ.

Первая группа:

агрегат непрерывного горячего цинкования №3 на НЛМК (2005 г.);

комплекс электроплавильного цеха на ММК (2006 г.);

цех №2 по производству ГБЖ на ЛГОК (2007 г.);

установка кольцераскатного стана на Мечеле (2008 г.);

стан 5000 по производству толстого листа, МНЛЗ №6 и агрегат полимерных покрытий №2 на ММК (2009 г.);

агрегат непрерывного горячего цинкования №4 на НЛМК (2009 г.);

реконструкция производства железнодорожных колес на НТМК (2009 г.);

сортовой стан на Березовском ЭМЗ (2010 г.);

цех отделки проката стана 350 на ОЭМК (2010 г.);

реконструкция агрегата непрерывного горячего цинкования на Северстали (2010 г.)

Вторая группа:

линия по производству ТБД мощностью 450 тыс. т на ВМЗ (2005 г.);

цех по производству ТБД мощностью 600 тыс. т ни ИТЗ (2006 г.);

комплекс финишной обработки промысловых труб на ВТЗ, СинТЗ, Тагмете (2007 г.);

линия по производству ТБД на ВТЗ (2008 г.);

линейно-прокатный комплекс мощностью до 1,5 млн. т на ВМЗ (2008 г.);

непрерывный стан горячей прокатки труб мощностью до 600 тыс. т на Тагмете (2008 г.);

комплекс финишной обработки промысловых труб на ПНТЗ (2009 г.);

электросталеплавильный комплекс мощностью до 900 тыс. т на СТЗ (2009 г.);

цех по производству ТБД мощностью до 600 тыс. т на ЧТПЗ (2010 г.);

модернизированный сталеплавильнопрокатный комплекс на ВТЗ (2010 г.);

электросталеплавильный комплекс мощностью до 900 тыс. т на ПНТЗ (2010 г.).

Из всего выше указанного можно выделить основные направления существующей инвестиционной политики металлургического комплекса РФ:

повышение технологического уровня производства;

повышение качества продукции;

повышение глубины переработки и обеспечения сырьем.

Что касается перспективных инвестиционных проектов, то они также поддерживают основные направления и будут выполнять задачи по обновлению производственных мощностей, улучшению качественных марок и расширению видов стального проката в целях соответствия модернизации экономики страны и развития машиностроительной, нефти - газовых отраслей.

Для оценки особенностей инвестиционных проектов в металлургической области необходимо рассмотреть объемы инвестиций в отрасль, проанализировать тенденции дальнейшего развития рынка.

 

Рисунок 3.1 - Инвестиции в модернизацию предприятий металлургии 2000-2010 гг.

 

В период высоких цен на стальной прокат, российские предприятия черной металлургии смогли заработать средства на модернизацию и начали обновление производственных мощностей. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 5,5 раз.

Анализируя период с 2008 года по 2010 год моно говорить о том, что, несмотря на кризис, объем инвестиций сократился незначительно. Предприятиям металлургического комплекса удалось завершить начатые до кризиса инвестиционные проекты.

По мере восстановления мировой экономики предприятия возобновляют ранее приостановленные инвестиционные проекты, в связи с необходимостью ускоренной модернизации с целью повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Как показывает практика инвестиционная деятельность за счет использования собственных средств крайне затруднена. Дальнейшее развитие инвестиционной деятельности на предприятии возможно только за счет использования иных источников. Наиболее реальными источниками инвестиционных ресурсов являются банковские кредиты и облигационные займы. В то же время более перспективными способами финансирования инвестиционных проектов со временем станут:

выпуск депозитных расписок;

привлечение средств институциональных инвесторов, но для этого в государстве должен сформироваться институт защиты интересов миноритарных акционеров.

Помимо выше указанных мероприятий отрасль нуждается в государственном регулировании и поддержке инвестиционной активности металлургическом комплексе.

Можно выделить три основных сектора в деятельности предприятий требующих государственного вмешательства:

совершенствование системы сбыта и обеспечения сырьем;

совершенствование налогового регулирования;

таможенно-тарифное регулирование и транспорт.

Совершенствование системы сбыта.

В первых необходимо разработать методические рекомендации для заключения долгосрочных договоров. Рекомендации должны носить взаимовыгодный характер и учитывать интересы обеих сторон. Условия контракта должны быть обязательны для исполнения, как поставщиком, так и покупателем. Необходимо разрешить прекращение поставок продукции по долгосрочному контракту при неоплате продукции потребителем в оговоренные в долгосрочном договоре сроки. При разработке методов ценообразования в рамках долгосрочных договоров необходимо учитывать мировой опыт.

Во вторых проработать вопросы обеспечения производства сырьем. Отечественная металлургия работает в условиях постепенного ухудшения качества коксующихся углей. Проблема качества углей в определенной мере будет решена после ввода в эксплуатацию Эльгинского месторождения и Республики Тыва. Начиная с 2005 г., объем экспорта лома из России постоянно сокращается, как за счет роста внутреннего потребления, так и за счет сокращения ломосбора. Необходима совместная работа по развитию альтернативных технологий по производству заменителей лома.

В третьих наладить биржевую торговлю стальной продукцией. Как показала практика положительный опыт организации биржевой торговли стальной продукции в региональном масштабе отсутствует. Необходимо привлечение глобальных игроков и организация глобального центра торговли по аналогии с Лондоном или Сингапуром. Основной акцент необходимо делать не на физической торговле, а на развитии торговли производными инструментами - фьючерсами, свопами. Это позволит использовать биржу как инструмент хеджирования рисков.

Вмешательство государства в рыночные механизмы регулирования торговли может привести к признанию России, со стороны мировой общественности.

Налоговое регулирование.

Для стимулирования инвестиционной и модернизационной активности в металлургической промышленности необходимо принять ряд мер в области налогового регулирования.


Таблица 3.2 - Предложения по налоговому регулированию

Вид налога Предложения
   
Налог на прибыль организаций - предоставление возможностей снижения налогооблагаемой базы в размере инвестиций в высокотехнологичное оборудование повышение амортизационной премии до 50% для основных средств 3-7 группы и до 30% для основных средств 1-2 и 8-10 групп установление коэффициентов ускоренной амортизации для высокотехнологичного промышленного оборудования признание фактических расходов на уплату процентов по кредитам и займам сокращение сроков амортизации для отдельных видов основных средств, которые по факту изнашиваются ранее установленного срока выработка единого подхода при определении остатков незавершенного производства
Налог на имущество организаций - отмена налога на имущество для высокотехнологичного оборудования, используемого для природоохранных целей освобождение от налога на имущество всех основных средств в течении 3-х лет после ввода в эксплуатацию
Плата за воздействие на окружающую среду - предоставление права на уменьшение размера платы на сумму капитальных затрат по осуществлению природоохранных мероприятий

 

Применение данных мер позволит повысить уровень инвестиционной активности, достичь уровня производительности труда и воздействия на экологию, аналогичную мировым лидерам, и создать базу для инновационного прорыва.

Таможенно-тарифное регулирование и транспорт.

Развитие таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в рамках Единого Таможенного Союза (ЕТС). Использование механизмов защиты Российских производителей от недобросовестной конкуренции. Обеспечение инвестиционной активности транспортной инфраструктурой.

Последствия третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта, предполагающего развитие конкуренции в сфере железнодорожных перевозок и передачу инвентарного парка грузовых вагонов дочерним обществам ОАО "РЖД". Как результат услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования перестали быть публичными, заявки на железнодорожную перевозку по форме ГУ-12 не удовлетворяются по причине отсутствия вагонного парка у перевозчика, предприятия не имеют возможности своевременно выполнять контрактные обязательства и уменьшают объемы производства продукции, предприятия не могут спланировать производственные затраты из-за непрогнозируемой стоимости завоза сырья и вывоза продукции.


Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, создание благоприятного инвестиционного климата, содействующего формированию инвестиционной привлекательности отдельно взятых предприятий и российской экономики в целом - задача долговременная.

Отечественные предприятия способны реализовывать крупные проекты, главная задача государства - содействовать этим инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников, а так же брать на себя решение задач, которые бизнес самостоятельно решить не может и которые дают значительный мультипликативный эффект.

Таким образом, только слаженная политика предприятий и государства обусловит укрепление экономической безопасности и повышение обороноспособности страны, внесет вклад в социально-экономическое развитие регионов, будет способствовать созданию и внедрению новых научно-технологических механизмов, позволит повысить качество менеджмента и уровень корпоративного управления.


Список использованной литературы

 

1. Андреев А.М. Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе. Сб. ст. V Всерос. науч. практ. конф. Пенза, АНОО "Приволжский дом знаний", с.85, 2007.

2. Игошин, Н.В. Инвестиции: Организация управления и финансирование: учебное пособие / Н.В. Игошин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 447с.

. Коростелев А.Б., Тарасов А.В. Проблемы, инновации и новые технологии в цветной металлургии. Промышленные горизонты России, №18, с.12-13, 2007.

. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 608 с.

. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 491с.

. Основы антикризисного управления предприятиями: учебное пособие / Кожевников Н.Н. [и др.]; под ред.Н. Н. Кожевникова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 495с.

. Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник для вузов / Н.М. Розанова; Гос. ун-т, Высшая школа экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 906с.

. Самойлович, В.Г. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.Г. Самойлович, Е.К. Телушкина; под ред.В.Г. Самойловича. - М.: Академия, 2009. - 222с.

. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 669с.

. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд., испр. и доп. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 400с.

. Уродовских, В.И. Управление рисками предприятия: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 168с.

. Чернова, Г.В. Управление рисками: [Электронный ресурс] [1 электрон. опт. диск (CD-ROM)]: Электронный учебник / Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев. - М.: КноРус, 2009. - 683 МБ. - (Электронный учебник. № гос. Регистрации UL 085391R).

. Экономика отрасли: учебное пособие / под ред. А.С. Пелиха. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 446с.

. Потапов Э.Л. Состояние и реализация инвестиционных программ в металлургическом комплексе. Координационный Совет по промышленной политике и металлургии, 2010 г.

. Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года. Российский экономический журнал, №1, с.25-35, 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: