Социологический смысл аномии и анемического поведения




...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и воз­можность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень ярко проявилась в его подходе проблеме аномии. Анализируя социологический смысл дюркгеймовского понятия, Мертон рассматривает нормативную структуру общества и способы адаптации к ней Под нормативной структурой здесь понимается структура отношений между нормами, ролями, статусами, ценно­стями и институциональными порядками. Отношения между рубри­ками нормативной структуры, по Мертону, могут отличаться согла-сованностью-рассогласованностью, варьирующими в самых широ­ких пределах. Более того, отношения между некоторыми норма­тивными компонентами могут быть конфликтными. Эта общая пер­спектива, с точки зрения Мертона, только и позволяет подойти к собственно социологическому (а не психологическому) анализу дезинтегрированности нормативных стандартов, или аномии. Мер-тоновская трактовка аномии многомерна и позволяет выделить не­сколько различных смыслов собственно социологического понятия «аномия», идущего от Дюркгейма Во-первых, аномия как свойство социальной системы в целом, собственно «бесформие». Она воз-

никает в результате разрушения социальных стандартоб поведе­ния, общезначимой системы ценностей, т. е. нормативной структу­ры как таковой. В этом смысле аномия «обозначает также низкую социальную сплоченность» как результат распада нормативного и ценностного согласия. Во-вторых, в более узком смысле аномией может считаться нарушение взаимооднозначного соответствия и согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и ют же тип поведения Если, например, нормативное пове­дение оказывается неэффективным или недостаточно эффектив­ным, то для достижения высокозначимой цели могут использовать­ся «нечестные», то есть нормативно запрещенные, средства (такие, как допинг в профессиональном спорте). Наоборот, при «обесценивании» исходных целей самодостаточную ценность при­обретает следование институционально предписанным нормам поведения, или ритуализм.

Наконец, Мертон первым вводит представление о еще одном возможном типе (или механизме) аномии. Для Мертона социальная структура.. может анализироваться в нескольких аналитически F(ß-зависимых плоскостях, в частности, в таких, 'как нормативная структура и структура возможностей. Полная и совершенная коор­динация норм-ценностей и возможностей, с точки зрения Мертона, скорее утопия, чем реальность. Реальностью же является та или иная степень диссоциации, расхождения,между нормативной структурой и структурой возможностей, которая также может рас­сматриваться как «аномия». Иными словам, на уровне индивиду­ального поведения аномия проявляется как структурно-заданная ограниченность возможных выборов. Когда структура возможно­стей расходится с нормативной структурой, человеку приходится выбирать между »«принимаемыми культурой ценностями и соци­ально структурированными трудностями жизни в согласии с этими ценностями») Возникающий здесь конфликт может разрешаться в девиантном поведении, расшатывающем нормативную структуру. Отметим сразу, что под «социально структурированными трудно­стями жизни в согласии с ценностями» Мертон понимает неравный доступ к «институционализированным средствам» достижения культурно-одобряемых целей.» Типы индивидуальной адаптации к структурной'аномии Мертон классифицирует, основываясь на раз­личении «культурных целей» (ценностей, предписываемых культу­рой) и «институционализированных средств» (норм).' Человек мо­жет следовать нормам^ либо отклоняться от них, принимать либо отвергать ценности. Различные комбинации этих возможностей и приводят к широко известной мертоновской типологии способов индивидуальной адаптации к структурной аномии

Предложенная Мертоном типология содержала в себе1 очевид­ные возможности объяснения девиантного поведения. Эти концеп­туальные возможности неоднократно и широко использовались в социологии девиации Например, уже в первой работе Мертона подчеркивался условный и крайне проблематичный характер раз­личия между законными и незаконными средствами зарабатывания денег в американской культуре. Эта регулятивная слабость культу­ры создавала необходимый структурный контекст для многообраз­ных «институционально-сомнительных инноваций», использовав­шихся при создании некоторых крупных состояний (сравните:

«Мошенник - это бизнесмен без офиса»)..

Объяснительный потенциал теории анемического поведения может быть продемонстрирован на примере мертоновского анали­за природы обмана в науке. Этос науки, согласно взглядам Мерто­на, приписывает высокую нормативную ценность оригинальности научных результатов. Предполагается, что любой член научного сообщества может получить признание коллег, продемонстрировав свой личный вклад в решение некоторой научной задачи. При этом возникает нормативное давление, заставляющее ученых доби­ваться 9ригинальных результатов, что имеет очевидные функциог нальные последствия для науки как целого: амбиции отдельных исследователей ведут к приращению нового знания. Однако объек­тивные возможности разных ученых - в частности, доступ к новей­шему оборудованию, источникам информации и т п.,- обычно не­одинаковы, что ведет к возникновению структурных ограничений. Еще[более существенны дисфункциональные последствия лично­стных ограничений: личные способности (талант, эрудиция, ин­теллект) в науке играют роль стратегического ресурса, который к тому же распределен весьма неравномерно. В итоге 'ученые, не располагающие структурными и личностными возможностями по­лучить оригинальный результат, демонстрируют девиантные спо­собы адаптации к этой анемической ситуации: прямой плагиат, фабрикацию данных, присвоение чужих идей и иные формы обма­на. Менее зловещие типы адаптации могут включать в себя «уход» в управленческую или преподавательскую деятельность или даже «бунтарские» попытки переопределения ценностей - например, настойчивое убеждение себя и других в том, что ценнее всего - на данном этапе развития науки или вообще - не новые решения ин­теллектуальных задач, а детальное описание всех фактов, кропот­ливая работа по систематизации известного, расширение духовно­го опыта и т п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: