Определение круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить сведения




Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются с учетом семейного положения, в котором находился гражданин, служащий (работник) по состоянию на отчетную дату.

Супруги.

При представлении сведений в отношении супруги (супруга) следует учитывать положения статей 10 «Заключение брака» и 25 »Момент прекращения брака при его расторжении» Семейного кодекса РФ.

Согласно статье 10 права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

4 таблицы. Перечень ситуаций и рекомендуемые действия – на файле М-4 В-8 стр.8-11

Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.

Ст. 8.1 Закона о ПК, обязывающая представлять лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сведения о расходах, введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает правовые и организационные основы контроля за расходами, под которым понимается осуществление контроля за соответствием расходов лица, замещающего гос. должность, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующие совершению сделки.

Как следует из ст. 2 ФЗ«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», контроль соответствия расходов доходам осуществляется в отношении лиц, замещающих (занимающих):

а) государственные и муниципальные должности;

б) должности государственной и муниципальной службы;

в) должности в иных организациях (в широком значении слова), замещение (занятие) которых обязывает лицо соблюдать обязанности, запреты и ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции.

Контроль за расходами также коснулся супругов и несовершеннолетних детей вышеуказанных лиц.

Обязанность предоставления сведений о расходах, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена(-ы) сделка(-и) (далее - сведения) возлагается на лиц, замещающих (занимающих) должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой и обязанность предоставлять сведения о доходах - своих и доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В свою очередь перечень должностей, замещение (занятие) которых обязывает лицо подавать сведения о доходах, устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами федеральных гос. органов, субъектов РФ, органов МСУ, нормативными актами Центрального банка РФ, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Россией на основании Федеральных законов (например: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, Приказ Федеральной службы по тарифам России от 17 апреля 2013 г. № 221-к, Приказ Фонда социального страхования РФ от 30 мая 2014 г. № 235. Критерием включения должностей в соответствующие перечни служит наличие у лица по замещаемой (занимаемой) должности адм. функций, функций гос. или мун. управления, терминологическое определение которым содержит п. 4 ст. 1 ФЗ «О ПК».

Сведения о расходах предоставляются в отношении лица, совершившего сделку. К таковым относятся: лицо, замещающее (занимающее) соответствующую должность, его супруг (супруга) и несовершеннолетний ребенок.

Сведения о расходах лица, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, предоставляются при наличии трех совокупных условий:

- если приобретен объект недвижимого имущества, транспортное средство, ценные бумаги, доля участия или пай в уставных (складочных) капиталах организаций;

- сделка должна быть совершена в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений (далее - отчетный период);

- общая сумма таких сделок (такой сделки) превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Анализируя законодательно установленные условия предоставления сведений о расходах, обращают на себя внимание следующие положения:

1) перечень имущества, приобретаемого по сделке, является исчерпывающим. Вполне оправданно в этот перечень не включены предметы роскоши и культурные ценности. Такой подход обусловлен объективной логикой законодателя: ведь на практике, в рамках проверки полноты и достоверности сведений о расходах, не представляется возможным документально подтвердить совершение сделки в отношении предметов роскоши и культурных ценностей, поскольку сделки подобного рода не подлежат государственной регистрации либо иного рода фиксации в правоустанавливающих актах. Однако, обращаясь к гражданскому законодательству, нельзя обойти вниманием тот факт, что государственной регистрации согласно ст. 1353 Гражданского кодекса РФ подлежат изобретения, полезная модель и промышленный образец, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец. В свою очередь патентообладатель вправе распорядится им по своему усмотрению, заключив сделку, сумма которой вполне может превышать общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению данной сделки (далее - общий доход).

2) как следует из ст. 2 Закона № 230-ФЗ, контроль за расходами устанавливается не только в отношении лиц, замещающих соответствующие должности, и их супруга (супруги), но и в отношении несовершеннолетних детей. При этом сведения об общих доходах семьи как доказательство легитимности крупной сделки учитываются только лишь в отношении доходов лица, обязанного предоставлять такие сведения, и в отношении его супруги (супруга) (ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ). Таким образом, законодательство не включает доходы несовершеннолетнего в общее имущественное положение семьи, при этом устанавливая в отношении несовершеннолетнего контроль за его расходами. В этой связи было бы целесообразно доходы несовершеннолетнего учитывать в общей массе имущественного положения семьи;

3) обязанность предоставлять сведения о расходах обусловливается фактом превышения общего дохода, полученного за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Не вдаваясь в содержание термина «доход», определенного в ст. 41 Налогового кодекса РФ, стоит отметить, что неотъемлемой частью расходов любого физического лица всегда являются средства, затраченные на собственное жизнеобеспечение.

этой связи сумму доходов, полученных за три года, объективней было бы определять за вычетом величины прожиточного минимума, установленного законодательством субъекта РФ. Более того, реальный (чистый) доход физ. лица представляет собой сумму за вычетом подоходного налога, который не всегда может быть использован в общей сумме расходов, затраченных на совершение сделки (кроме оснований получения налогового вычета).

Общее содержание ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ фактически устанавливает принцип презумпции виновности лица, обязанного предоставить сведения о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка при условии, если общая сумма таких сделок (сделки) превышает общий доход за три года, предшествующих отчетному периоду. То есть сделка признается неправомерной, если обратное не будет обосновано подотчетным лицом. Процедура обоснования заключается в необходимости указания источника (источников) получения средств, за счет которых приобретено имущество. Так, помимо дохода по основному месту работы (службы), к таковым источникам можно отнести: кредит, накопления за предыдущие годы, наследство, субсидии, дар, выигрыш в лотерею, доходы от продажи или сдачи имущества в аренду и др. При этом не требуется представление документов, подтверждающих источник получения средств, что создает условия для сокрытия происхождения денежных средств. В то же время, как следует из подп. «в» ч. 2 ст. 9 Закона № 230-ФЗ, служащий (работник) может в свободной форме уточнить обстоятельства получения дохода (то есть это его право, а не обязанность), например указать наименование организации, реквизиты договора, физическое лицо, от которого получен доход, и другое.

 

Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих гос. должности, и иных лиц их доходам» утверждена форма справки о расходах лица, замещающего государственную должность РФ, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка.

В качестве примера акта, определяющего порядок представления сведений, указанных в ч.1 ст. 3 названного Закона, можно упомянуть Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13 февраля 2013 г. № 37 «О представлении государственными гражданскими служащими Судебного департамента при Верховном Суде РФ, работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, сведений о своих расходах, а также сведений о расходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей».

В целях реализации положений ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» издан Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который (п. 6) в части порядка осуществления контроля за расходами, проверки достоверности и полноты сведений о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка, отсылает к названным выше (см. коммент. к ст. 8 Закона) Указам Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими государственные должности РФ, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности РФ».

Часть 3 ст. 8.1 Закона о противодействии коррупции предусматривает последствия непредставления лицами, указанными в ч. 1 данной статьи, или представления ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно: любое из перечисленных действий (бездействия) является правонарушением, влекущимосвобождение лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Банка России, с работы в государственной корпорации, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иной организации, созданной Россией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Данные положения продублированы в ч. 1 и 2 ст. 16 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Как предусмотрено в ч. 3 указанной статьи, в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п.1 ч. 1 ст. 2 названного Закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ. Согласно ст. 17 названного Закона Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры при получении таких материалов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход России земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 названного Закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

В части 4 ст. 8.1 Закона о ПК предусмотрено, что сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в ч. 1 данной статьи, и егосупруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, представленные в соответствии с ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»: 1) подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, Банка России, гос. корпораций, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иных организаций, созданных Россиейна основании ФЗ; 2) подлежат предоставлению для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, иными НПА РФ и нормативными актами Банка России, с соблюдением установленных законодательством РФ требований о защите персональных данных.

Данные положения продублированы в ч. 4 ст. 8 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Основным актом законодательства РФ о защите персональных данных является -ФЗ «О персональных данных», в п. 1 ст. 3 которого определено, что персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 8 Закона), Указом Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, …отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных гос. органов, органов государственной власти субъектов РФ и организаций и предоставления этих сведений общероссийским СМИ для опубликования.

По-прежнему актуальным остается вопрос: можно ли, оценивая стоимость сделки, учитывать общие доходы, полученные супругами и (или) несовершеннолетним за период с начала календарного года (в котором была совершена сделка) до дня совершения сделки3.

Административно-правовая организация и осуществление функции контроля соответствия расходов отдельных категорий лиц их доходам являются одними из составных частей логически завершенной системы законодательства о противодействии коррупции. Цель установления механизма контроля имущ. положения лиц, замещающих (занимающих) должности, установленные законодательством о ПК, вполне согласуется с целями установления запретов, заявленными антикоррупционным законодательством.

В 2016 г. прокуроры осуществили 257 процедур контроля за расходами, самостоятельно провели свыше 8 000 проверок в сфере исполнения законодательства о контроле за расходами, выявили 7 700 нарушений требований федеральных законов. В суды было направлено 11 исков о взыскании в доход государства имущества, по которому не представлены доказательства о законности источника приобретения. Совокупная стоимость 50 объектов по всем искам превысила 129 млн руб.4

Обращаясь к практике правоприменения положений ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ, стоит также обратить внимание на тот факт, что служащий (работник) не обязан предоставлять сведения о расходах и об источниках получения средств, если общая сумма таких сделок (сделки) не превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Однако ни служащий, ни уполномоченное лицо кадровой службы не в состоянии определить соотношение расхода над доходом, поскольку первый, как правило, не обладает информацией о своих доходах и доходах своей семьи за три года, предшествующих отчетному периоду, а второй не обладает информацией о сумме сделки (сделок). В этой связи на практике уполномоченное лицо кадровой службы, обнаружив в предоставленной служащим (работником) справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка) сведения о приобретенном имуществе (недвижимость, транспортное средство, ценные бумаги), вынужден просить служащего (работника) предоставить копию договора, отражающего сумму сделки, на основании которого можно сделать вывод о необходимости заполнения разд. 2 справки «Сведения о расходах» либо об отсутствии таковой. Разумеется, такого рода взаимоотношения не урегулированы правовой нормой. В этой связи представляется целесообразным законодательно установить обязанность служащего (работника) документально подтверждать сумму каждой сделки по приобретению недвижимого имущества, транспортного средства либо ценных бумаг вне зависимости от суммы сделки5.

Также правоприменителю приходится сталкиваться с оценочным и нечетким характером законодательных формулировок. Так, в соответствии со ст. 4 названного Закона «основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица... а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка...».

В данной формулировке усматривается наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», - юридико-лингвистической неопределенности, что обусловлено использованием категории оценочного характера («достаточная информация»). Наличие данного коррупциогенного фактора влечет установление неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований. Для устранения отмеченных недостатков необходимо на законодательном уровне определить содержание и признаки информации, наличие которой позволяет принять решение об осуществлении контроля за расходами указанных выше лиц.

Залогом эффективности государственной антикоррупционной политики является комплексный подход к решению данной задачи, предполагающий одновременную проработку проблемных вопросов противодействия коррупции на всех направлениях: от совершенствования законодательства до повышения уровня правового сознания. Любые меры, направленные на профилактику и противодействие коррупции, будут бессмысленны в случае отсутствия должного правового воспитания сотрудников гос. аппарата.

Проверка достоверности сведений. Ответственность за несвоевременную или недостоверную информацию.

Согласно ч. 7 ст. 8 Закона о противодействии коррупции проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с ч. 1 данной статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем). При этом предусмотрены два способа осуществления такой проверки - самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление ОРД, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущ. характера гражданина или лица, указанных в ч. 1 данной статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Ф_ «Об ОРД» на территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям: ОВД,ФСБ и т.д..

В остальном порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается Президентом РФ,

 

В отношении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, часть 7.1 ст. 8 Закона о ПК предусматривает, что такая проверка осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом НПА РФ, понятие которых определено в п. 3 ст. 1 Закона о ПК.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207, которым утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах,.., представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных гос. учреждений, и лицами, замещающими эти должности.

В части 7.1 ст. 8 Закона о ПК также предусмотрено, что полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, гос. органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов ИВ, органы МСУ, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом РФ.

и Как установлено в п. 15 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О ПК», на основании ч. 7 и 7.1 ст. 8 Закона о ПК:

и а) Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров осуществляет проверку, предусмотренную:

и пунктом 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими государственные должности РФ, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности РФ, утв. Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1066, - в отношении граждан, претендующих на замещение должности заместителя Председателя Банка России, заместителей Председателя Банка России, граждан, претендующих на замещение должности члена Совета директоров Банка России, и лицами, замещающими указанную должность;

пунктом 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, - в отношении граждан, претендующих на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенных в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и лицами, замещающими указанные должности, граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных государственных органов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и лиц, замещающих указанные должности;

б) подразделение Аппарата Правительства РФ, определяемое Правительством РФ, осуществляет проверку, предусмотренную пунктом 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей в ПФР, ФСС России, ФФОМС, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании ФЗ, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) ииных организаций, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, и лиц, замещающих указанные должности, граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными г/органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных г/органов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, и лиц, замещающих указанные должности;

в) подразделения Банка России по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляют проверку, предусмотренную пунктом 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей в Банке России, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России, и лиц, замещающих указанные должности;

г) подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в ПФР, ФСС России, ФФОМС, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании ФЗ, осуществляют проверку, предусмотренную пунктом 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей в ПФР, ФСС России, ФФОМС, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании ФЗ, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными НПА гос. корпораций (компаний) и иных организаций, за исключением должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, и лиц, замещающих указанные должности;

д) подразделения федеральных г/органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляют проверку, предусмотренную пунктом 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. №1065, в отношении граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными гос. органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных гос. органов, за исключением должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, и лиц, замещающих указанные должности.

В части 8 ст. 8 Закона о ПК определено последствие непредставления гражданином при поступлении на гос. или муниципальную службу, на работу в Банк России, гос. корпорацию, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иную организацию, создаваемую Россией на основании ФЗ, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными гос. органами, на должность руководителя гос. (мун.) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущ. характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущ. характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений: любое из перечисленных действий или бездействия является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Банк России, гос.корпорацию, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иную организацию, создаваемую Россией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

Данное положение, но только касающееся отказа в приеме гражданина на государственную или муниципальную службу, содержалось в первоначальной редакции ч. 7 ст. 8 Закона о ПК (т.е. до внесения изменений ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ). Это правило содержалось и содержится в п. 9 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О ГГС РФ» и п. 9 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О мун. службе в РФ».

В случае, если о представлении заведомо недостоверных или неполных сведений станет известно после приема гражданина на гос. или мун. службу, то следует освобождение гос. или мун. служащего от замещаемой должности гос. или мун. службы. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О ГГС» в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 19 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в случае несоблюдения ограничений, связанных с мун. службой и установленных статьей 13 данного Закона, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя). В то же время в приведенных положениях говорится о возможности, а не об обязательности расторжения служ. контракта или трудового договора.

Часть 9 ст. 8 Закона о ПК предусматривает последствие невыполнения гражданином или лицом, указанными в ч. 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 данной статьи: данное бездействие является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Банке России, государственной корпорации, ПФР, ФСС России, ФФОМС, иной организации, создаваемой Россией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными гос. органами, а также в гос. (муниципальном) учреждении.

В первоначальной редакции ч. 8 ст. 8 Закона о противодействии коррупции (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ) содержалось менее строгое правило. Так, предусматривалось, что невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 данной статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Кстати говоря, такое менее строгое правило сохранено в положении п.4 ст. 6 Закона о противодействии коррупции, предусматривающем в качестве одной из основных мер, посредством которых осуществляется профилактика коррупции, установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственнойили муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Соответствующее основание для увольнения с ГГС и для увольнения муниципального служащего с муниципальной службы - непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений - предусмотрено соответственно в положениях п. 2 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ «О ГГС РФ» и ч. 5 ст. 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

В ч. 1 ст. 81 ТК РФ введен пункт 7.1, в котором предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем вслучаях непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: