ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Базовый он-лайн курс психолога Андрея Старовойтова
Уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию свой учебно-терапевтический курс, который в настоящее переведен в он-лайн формат. Техники и теоретические материалы, представленные в данном курсе, имеют многолетнюю историю. На протяжение 15 лет я занимаюсь систематизацией информации и разработкой техник в различных областях прикладной психологии и психотерапии.
Данный курс посвящен одной из актуальнейших проблем современного общества – терапии тревожно-фобических состояний. Ряд авторов, которых мы с вами рассмотрим, утверждают, что состояния, относящиеся к данному спектру являются одними из самых распространенных форм психических дисгармоний с которыми сталкивается современный человека.
Именно поэтому столь высока актуальность профессиональной подготовки специалистов, обладающих знаниями в данной области.
В настоящее время тревожно-фобические состояния включают в себя различные формы изолированных фобий, генерализированное тревожное расстройство, навязчивые переживания, депрессивность, панические и посттравматические реакции, большой спектр социальных фобий.
Работа с данными состояниями составляет значительный объем практической деятельности психологов и психотерапевтов. Наши клиенты нередко сообщают о подобных состояниях, которые возникают либо как самостоятельные феномены, либо как сопутствующая дисфункция, возникшая на фоне основной проблематики (семейные конфликты, детско-родительские отношения, трудности в организации личной жизни или проблемы на работе).
Предлагаемый Вашему вниманию учебный курс основан на систематизации техник и теоретических представлений относительно данных форм психических дисгармоний, а также представляет собой адаптацию существующих методов психотерапии тревожно-фобических состояний для широкого круга специалистов.
|
Предлагаемая в ходе курса информация, практические рекомендации, алгоритмы работы и прикладные техники будут полезны в первую очередь следующим специалистам:
§ практикующие психологи и психотерапевты,
§ клинические психологи,
§ семейные психологи,
§ школьные психологи,
§ психологи дошкольных учреждений,
§ психологи детских домов и интернатов.
Курс также будет интересен всем желающим, стремящимся в более глубокому пониманию себя, своих близких и окружающих людей.
Этот курс для вас – твердая профессиональная почва под ногами!
В ходе курса вы узнаете:
§ основные концепции формирования и динамики тревожно-фобических состояний (психоанализ, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, юнгианский анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия);
§ особенности проявлений и природа основных форм тревожно-фобических состояний (изолированная фобия, генерализированное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, паническое расстройство и агорофобия, социальная фобия);
§ основные принципы организации психотерапевтического процесса, ориентированного на преодоление тревожно-фобических состояний;
§ психотерапевтические протоколы и алгоритмы работы с различными формами тревожных состояний и страхов, состояний и панических переживаний.
|
Вы освоите:
§ базовые техники системно-аналитической арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии и психодрамы;
§ методы релаксации, десенсибилизации, экспозиционной терапии, дыхательные техники;
§ специализированные приемы работы с различными формами тревожно-фобических состояний.
Вы приобретете:
§ практический навык работы с тревожными клиентами;
§ знания в области динамики и проявлений тревожных и фобических состояний;
§ стандартизированный инструментарий и протоколы работы;
§ пакет бланков для исследования и когнитивной реструктуризации тревожно-фобических состояний;
§ стандартизированные бланки для арт-терапевтических техник.
Итогом курса будет являться:
§ набор освоенных вами техник;
§ необходимый для практики объем знания;
§ психотерапевтические алгоритмы и протоколы;
§ практические материалы и бланки работы с клиентами;
§ понимание личной стратегии работы;
§ опыт корректной личной психотерапии;
§ сертификат о прохождении учебного курса.
Бонусы от ведущего:
§ одна консультация в течение года;
§ одна бесплатная он-лайн супервизия в течение года.
Курс состоит из 6 модулей (+2 гостевых модуля), длительностью 2 часа каждый.
Автор и ведущий курса
Андрей Старовойтов – кандидат психологических наук, психолог, практикующий психотерапевт, супервизор и преподаватель Восточно-Европейской Ассоциации Арт-Терапии.
Развернутая информация:
§ автор и ведущий учебных программ по системно-аналитической арт-терапии, интермодальной и ландшафтной психотерапии;
|
§ опыт работы в области психотерапии и психологического тренинга – с 2001 года;
§ обучение в области арт-терапии и телесно-ориентированной терапии: «Московский институт психологии и педагогики» (1999, 2003);
§ кандидат психологических наук (2004);
§ доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Таврического национального университета (2001 – 2011);
§ старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра глубинной психологии Гуманитарно-педагогической академии (2012 – 2017);
§ директор Лаборатории системно-аналитической арт-терапии Гуманитарно-педагогической академии (2014 – 2017);
§ основатель Крымской школы экспериментального тренинга (2001);
§ член правления, супервизор и преподаватель Восточно-Европейской Ассоциации Арт-терапии (2013);
§ Южно-Российская гильдия психотерапии и тренинга (действительное членство);
§ Институт психодрамы, современной психологии и психотерапии (действительное членство);
§ куратор ежегодных международных семинаров, фестивалей и конференций по психодраме, телесно-ориентированной и арт-терапии «Тело – Сознание ‒ Творчество» (Ялта, 2006 – 2017), «Art-Life» (Краснодар, 2014 – 2016), «Art-Life: Хортица» (Запорожье, с 2016 по настоящее время), «Art-Life: Практика» (Ростов-на-Дону, 2016; Геленджик, 2018), «Art-Life: между Востоком и Западом» (Наггар, Индия, 2016, 2017), «Внутренний источник изменений» (Грузия, 2017, 2019), «Сказки Непала о каждом из нас» (Непал, 2019);
§ соавтор коллективных монографий: «Тело-Сознание-Творчество. I» (Симферополь, 2008), «Тело-Сознание-Творчество. II» (Москва, 2009), «Терапия искусством: учебное пособие по арт-терапии» (София, 2012), «Психиатрия и искусство» (Москва, 2015), «Art-Life: жизнь как искусство» (Симферополь, 2016).
Моя основная сфера деятельности – частные консультации и учебные программы.
Разрабатываемые мной курсы посвящены техникам преодоления тревожных состояний и фобий, депрессивности, посттравматических состояний, дисгармоний в семейной системе и трансформации трудностей в самореализации в направлении большей удовлетворенностью собой в личной и профессиональной сфере.
Программа и модули курса
М-1: Базовые техники интермодальной психотерапии
Вы поймете и научитесь выстраивать стратегию работы со своим клиентом, освоите ряд базовых (стартовых) техник, поймете ведущие психотерапевтические механизмы и принципы работы с тревожно-фобическими состояниями.
Темы модуля:
§ интермодальная психотерапия – особенности и области применения;
§ модальности психотерапевтической проработки, принцип перехода между модальностями;
§ психотерапевтические механизмы: катарсис, сублимация, амплификация, трансгрессия;
§ эмоционально-аффективная сфера личности;
§ когнитивные процессы и их влияние на эмоции и поведение;
§ психосоматические дисфункции и возможности терапевтического влияния на них;
§ природа тревожно-фобического симптома;
§ особенности интеграции различных терапевтических подходов;
§ алгоритмы и протоколы психотерапии;
§ базовые техники интермодальной психотерапии.
Модуль посвящен изучению связей между эмоционально-аффективной сферой личности, когнитивными процессами и поведением; принципам системного (интегративного) исследования различных модальностей нашего опыта (эмоции, мысли, тело, поведение, семья, коммуникация), интеграции различных подходов в терапии тревожно-фобических состояний.
На модуле мы будем обсуждать природу фобического симптома, его смысл и источники формирования, а также осваивать базовые техники работы с тревожными клиентами.
М-2: Изолированная фобия. Тревожный аффект
Вы поймете природу изолированной фобии, ее виды и динамику, а также научитесь выстраивать терапевтический процесс с клиентами, страдающими изолированными фобиями.
Темы модуля:
§ природа и происхождение изолированных фобий;
§ оценка степени выраженности фобической реакции;
§ когнитивные блоки, автоматические мысли, поведенческие паттерны;
§ программа интермодальной психотерапии;
§ стратегии терапии: когнитивный ресурс, системное моделирование, символизация и трансформация аффекта;
§ экспозиционные техники;
§ 8-ми шаговый протокол преодоления.
Модуль посвящен анализу феноменов изолированного тревожного аффекта, когнитивных тупиков, терапевтической оценке избегающего и охранительного поведения.
На модуле мы будем обсуждать и осваивать практики выхода из изолированной фобии (экспозиционые, когнитивно-ориентированные и имагинативные техники), а также освоим 8-ми шаговый протокол преодоления тревожного аффекта.
М-3: Генерализированное тревожное расстройство (ГТР)
Вы поймете и научитесь дифференцировать генерализированное тревожное расстройство от других форм фобических переживаний, поймете концептуальную модель ГТР и освоите базовые техники терапии ГТР.
Темы модуля:
§ причины и диагностические критерии при ГТР;
§ концептуальна модель ГТР;
§ цели и задачи психологического вмешательства при ГТР;
§ терапевтические стратегии и методы;
§ экспозиционная терапия;
§ релаксационный тренинг;
§ эскалация когнитивного контроля;
§ имагинативная фиксация, символическое контейнирование и трансформация тревоги.
Модуль посвящен анализу основных причин формирования ГТР и освоению стратегий и методов терапии данного тревожного расстройства.
На модуле мы будем обсуждать расширенную модель ГТР в рамках интермодального подхода и принципы трансформации тревоги через развитие осмысленности собственной жизни.
М-4: Посттравматическое стрессовое расстройство
Вы поймете и научитесь профессионально воспринимать травматический опыт субъекта (без патологической идентификации с содержанием травмы), сформируете представления об основных группах симптомов ПТСР, поймете природу травмы с точки зрения различных теоретических подходов.
Темы модуля:
§ травмы Души, природа и источники психологических травм;
§ психоаналитическая, экзистенциально-гуманистическая и когнитивно-поведенческая модель травмы;
§ виды психологических травм;
§ феномены индивидуальной, семейной, полигенерационной травмы;
§ тело как объект травмы;
§ посттравматическое стрессовое расстройство: динамика и симптомы
§ трансформация и преодоление последствий травмы;
§ методы и алгоритм работы с травмой;
§ символизация травматического опыта и травмаэкспозиция;
§ ресурсные образы и практика работы с ними в клинической арт-терапии.
Модуль посвящен углубленному изучению природы травматического опыта и его экзистенциального смысла. А также, освоению базовых техник терапии травмы.
На модуле мы будем обсуждать стратегии принятия клиентом травматического опыта, возможности преодоления и обнаружения новых ресурсов для дальнейшей жизни и собственного развития.
М-5: Паническое расстройство. Агорафобия
Вы поймете и научитесь дифференцированной оценке панического расстройства, поймете критерии и признаки панической атаки,
Темы модуля:
§ природа паники и агорафобии: общие сведения;
§ представления о паническом расстройстве в когнитивно-поведенческой терапии;
§ фактор повышенной чувствительности к возникновению панической реакции;
§ первые приступы паники и фиксация «панического цикла»;
§ факторы, поддерживающие тревожное ожидание панического приступа;
§ особенности психотерапевтического вмешательства;
§ когнитивное реструктурирование;
§ тренировка дыхания;
§ Прикладная релаксация и соматический тренинг;
§ интероцептивная экспозиция и экспозиция in vivo.
Модуль посвящено изучению особенностей функционирования «панического цикла» и агорафобии, их природы, а также принципам «выхода» из панического цикла и техникам контроля за функциональными состояниями.
На модуле мы будем обсуждать особенности психотерапии и самопомощи для клиентов страдающих паническими атаками и агорафобией.
М-6: Социальное тревожное расстройство
Вы поймете универсальную природу социальной фобии и особенности функционирования когнитивных процессов. Научитесь осознавать особенности современных видов стрессов и функционирование психологических границ современного человека. Так же мы рассмотрим связь социальной тревожности с динамикой семейной сисстемы.
Темы модуля:
§ природа, источники и виды социальных фобий;
§ нарушения процессов ментализации при социофобии;
§ психологические границы и их нарушения;
§ кроудинг-стресс;
§ патологическая динамика стыда и вины;
§ семейная система и ее дисгармонии, семья как источник социальных страхов;
§ стратегии терапевтического преодоления социальных страхов;
§ терапевтическая отработка социальных навыков.
Модуль посвящен изучению стратегий преодоления социальной тревожности и возможностям расширения собственных социальных рамок.
На модуле мы будем рассматривать особенности развития социальных навыков у клиента, способных обеспечить его успешность и социальную результативность.
Методология курса
Содержание курса строится на синтезе психотерапевтических подходов:
§ экзистенциальная теория,
§ психодрама и теория ролей,
§ системная и стратегическая психотерапия,
§ системно-аналитическая арт-терапия,
§ когнитивно-поведенческая психотерапия.
Результаты курса:
1. Вы освоите принципы дифференциации различных тревожно-фобических состояний.
2. Будете понимать их источники и особенности скрытой динамики.
3. Научитесь устанавливать психологический контакт с клиентом.
4. Поймете, каких ошибок и с какими типами клиентов нужно избегать.
5. Осознаете собственные скрытые фобические факторы.
6. Освоите базовый практический инструментария для работы с различными тревожно-фобическими состояниями.
7. Получите алгоритм и принципы работы с различными типами клиентов, а также стандартизированные протоколы для непосредственной работы.
Особенности курса
1. Раздаточный материал к каждому модулю,
2. Конспект по теме модуля и список литературы,
3. Алгоритм практической работы по рассматриваемой теме,
4. Проработка прикладных техник, их анализ, пояснения по сферам применения,
5. Элементы дидактической психотерапии,
6. Лекционная информация и ответы на вопросы по теме модуля и по смежным темам,
7. Необходимые дополнительные бонусы от ведущего.
Гостевой вебинар – I:
«Контейнирующие образы в психотерапии искусствами. Преодоление тревоги»
Вебинар является введением в первый учебный модуль курса и фактически дополнительным модулем, посвященным одному из центральных терапевтических понятий в работе с тревожными аффектами, а именно – феномену «психологического контейнера», контейнирующим символам и техникам. Понятие психологического контейнера, пришедшее в общую терапевтическую практику из психоаналитической теории, определяет значимые терапевтические принципы преодоления тревоги. Мы рассмотрим виды и способы контейнирования, природу феномена, а также освоим несколько психотерапевтических техник, построенных на основе данного феномена.
Гостевой вебинар – II:
«Сепарационная тревога и внутренняя автономность. Символы своего Я»
Понятие «сепарационной тревоги» и данный вид тревоги нередка рассматривается как один из источников формирования широкого спектра тревожно-фобических состояний (от генерализированной тревоги до панического расстройства). Сепарационная тревога связана с ранним детским опытом отделения (сепарации) ребенка от родительской фигуры (как правило, это мама) и развитием фантазма утраты символической опоры (и значимого родительского «контейнера»). На вебинаре мы подробно рассмотрим специфику проявления и последствия бессознательной фиксации на сепарационной тревоге, а также освоим несколько техник, связанных с развитием навыка принятия собственной уникальности и способности вести активную деятельность не смотря на тревожный фон. Основные техники вебинара связаны с усилением внутренних ресурсов, что составляет значительное дополнение к основным темам курса.