Задания для самостоятельного изучения на период
С «20» 04_2020 г. по «25» 04_2020 г.
Раздел 2. Проблемы психологической безопасности в семье
Семинарское занятие 2. Характеристика проблемных семейных отношений
1.Типы семейного воспитания. Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера. Стили детско-родительских отношений.
2.Патогенные типы воспитания. Родительские позиции. Родительские директивы.
3.Материнская депривация. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика.
Задание. Выделить социально-психологические особенности семей с детьми по схеме:
- социально-психологическая характеристика;
- типичные проблемы;
- специфика психологической помощи (психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция).
1. Молодая семья с ребенком;
2. Неполная семья;
3. Семья, воспитывающая ребенка с психосоматическими нарушениями.
Форма отчета: текст в электронном виде (оформление задания в виде таблицы).
Семинарское занятие 3. Конфликты в семье
1. Функции и причины семейных конфликтов.
2. Классификация конфликтов.
3.Рекомендации по нормализации супружеских конфликтов.
4. Конфликты родителей с детьми и подростками.
4. Школьные проблемы детей и подростков.
5. Активные методы работы с детьми по решению проблем детей в школе.
Задание. Составить программу групповой работы с родителями по решению проблем обучающегося в школе.
Цель задания – отработка навыков составления программы по оказанию психологической помощи семьям, испытывающим школьные проблемы детей и подростков.
Особенности выполнения задания: рекомендуется использовать следующую схему: тема исследования, проблема, цель, объект, предмет, основные тематические блоки программы.
Процедуру проведения, описание активных методов, методические средства групповой работы с родителями оформить в письменном виде.
Семинарское занятие 4. Насилие в семье
1. Насилие в семье: сущность, причины, виды.
2. Факторы риска применения насилия над детьми в семье.
3. Виды насилия в семье.
4.Формы и методы работы с детьми, пережившими насилие
Задание. Составить 6 тестовых заданий по содержанию семинарского занятия (4 варианта ответов, правильный ответ указать).
Задание. Решить ситуационную задачу.
Паша незаслуженно обижает детей в группе дошкольников, отбирает игрушки, может обозвать обидным словом; очень часто именно он является инициатором драк в группе. Что делать с таким ребенком? Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей. Определите основные этапы работы над проблемой. Подберите психодиагностические методики для обследования ребенка.
Раздел 3. Психологическая помощь семье
Семейное консультирование и психотерапия
1.Виды психологической помощи семье.
2.Основные положения и принципы семейного консультирования.
3. Основные подходы в работе с семьей.
4.Этапы семейного консультирования.
5.Техники семейного консультирования.
Задание. Составить 5 тестовых заданий по содержанию семинарского занятия (4 варианта ответов, правильный ответ указать).
Задание. Составить каталог техник семейного консультирования (автор, цель, описание техники)
Семейное консультирование в ситуации развода
1.Модель распада супружеских отношений по А. Маслоу.
2.Психологическая помощь семье, переживающей развод.
Задание. Составить рекомендации родителям: как снизить негативные последствия
Развода родителей для ребенка
Выполненные задания направить по электронной почте до «25» 04. 2020 г. Natalyaarkaeva@mail.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Кабакова М.П. Психология семьи и брака [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – Алматы: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, 2014. – 212с. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/58423.html. - ЭБС «IPRbooks».
2. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой [Электронный ресурс]: учебное пособие Электрон. текстовые данные. – М.: Прометей, 2013. – 166с. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/24025.html. - ЭБС «IPRbooks».
3. Ткаченко И.В. Основы психологии семьи и семейного консультирования (с практикумом) [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа 2017. – 212с. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/58898.html. - ЭБС «IPRbooks».
Дополнительная литература
4. Амбросова В.И. Психологическое консультирование. Часть 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие – Электрон. текстовые данные. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический университет, 2011. – 104с. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/22267.html. - ЭБС «IPRbooks».
5. Бурмистрова Е.А. Дети в семье [Электронный ресурс]: психология взаимодействия. - Электрон. текстовые данные. – М.: Белый город, Дарь, 2015. – 352с. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/505452.html. - ЭБС «IPRbooks».
6. Базаркина И.Н. Психодиагностика [Электронный ресурс]: практикум по психодиагностике. – Электрон. текстовые данные. – М.: Человек, 2014. – 224с. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/27590.html. - ЭБС «IPRbooks».
7. Грюнвальд Бернис Б. Консультирование семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. текстовые данные. – М.: Когито-Центр, 2008. – 415с. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/3829.html. - ЭБС «IPRbooks».
8. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 316с. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/58993.html. - ЭБС «IPRbooks».
9. Корецкая И.А. Психология семейных отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 64с. - режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/10896http. - ЭБС «IPRbooks».
10. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов. – Электрон. текстовые данные. – М.: Аспект пресс, 2013. – 272с. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8876.html. - ЭБС «IPRbooks».
11. Мальцева Т.В. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1 - 3.Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 143с. - Режим доступа: https://www.iprbookchop.ru/16285.html. - ЭБС «IPRbooks»
12. Светлов В.А. Управление конфликтом [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон.текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 137с. – Режим доступа: https://www.iprbookchop.ru/8249.html. - ЭБС «IPRbooks».
13. Смирнов М.Ю. Психодиагностика и психологический практикум [Электронный ресурс]:учебное пособие для студентов вузов. – Электрон. текстовые данные. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. – 218с. - Режим доступа: https://www.iprbookchop.ru/32796.html. - ЭБС «IPRbooks».
14. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика [Электронный ресурс]/Бейкер Кэтрин [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Когито-Центр, 2008. – 496 с. - режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15661. http. - ЭБС «IPRbooks».
15. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Электрон. текстовые данные. – М.: Прометей, 2011. – 208с. – Режим доступа: https://www.iprbookchop.ru/8408.html. - ЭБС «IPRbooks»
16. Филатов Ф.Р. Основы психокоррекции [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов. - Электрон. текстовые данные. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011. – 198с. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/47058.html. - ЭБС «IPRbooks».
17. Харламенкова Н.Е. Психологическая сепарация [Электронный ресурс]: подходы, проблемы, механизмы. - Электрон. текстовые данные. – М.: Институт психологии РАН, 2015. – 368с. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/2015.html. - ЭБС «IPRbooks».