Дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ» входит в состав базовой части образовательной программы (ОП) бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 -Менеджмент, профиль программы – Проектный менеджмент. Трудоемкость освоения дисциплины составляет 8 зачетных единиц (3ЕТ), 288 академических часа учебной работы студента. Дисциплина изучается в третьем и четвертом семестрах.
В процессе изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» студенты приобретают знания в области организации и ведения бухгалтерского учета организаций, овладевают новейшими методами и современными приемами экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций различных форм хозяйствования.
При изучении дисциплины используются знания и навыки, получаемые студентами при освоении дисциплин «Математика», «Экономическая теория», «Экономика предприятий и организаций», «Статистика».
Результаты освоения данной дисциплины могут быть использованы для изучения дисциплин вариативной части образовательной программы бакалавриата, при прохождении практик и государственной итоговой аттестации, а также в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Бухгалтерский учёт в системе управления экономикой. Общая характеристика бухгалтерского учёта
Значение экономической информации в организации эффективного управления бизнесом. Хозяйственный учёт и его роль в рыночной экономике. Виды хозяйственного учёта и место бухгалтерского учёта в единой системе хозяйственного учёта.
Особенности бухгалтерского учёта; требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России и требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту. Задачи и функции бухгалтерского учёта. Характеристика профессии бухгалтера и требования к выпускникам с высшим образованием по данной профессии. Кодекс профессиональной этики бухгалтера.
|
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учёта и важнейшие его объекты. Субъекты бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта. Хозяйственный процесс на предприятии и его стадии. Имущество предприятия и его классификация по видам, составу, функциональной роли в процессе производства и источникам формирования. Понятие о хозяйственных операциях, хозяйственных фактах.
Метод бухгалтерского учёта и его составные элементы - способы наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка хозяйственных операций (счета и двойная запись), обобщение данных текущего бухгалтерского учёта (бухгалтерский баланс и отчётность).
Тема 3. Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись
Счета как способ экономической группировки и как средство накопления информации в текущем учёте. Основание для открытия счета в бухгалтерском учёте. Строение счета - дебет, кредит, оборот, сальдо счета. Связь счетов и бухгалтерского баланса.
Активные, пассивные и активно-пассивные счета и схемы записи хозяйственных операций на них. Обоснование системы двойной записи. Экономическая связь (корреспонденция) счетов. Техника и этапы отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта в системе двойной записи.
|
Виды учётных записей (бухгалтерских проводок) - простая, сложная, сторнировочная, дополнительная. Хронологические и систематические записи в бухгалтерском учёте.
Тема 4. Классификация и план счетов бухгалтерского учёта
Понятие и назначение синтетического и аналитического учёта. Счета синтетического и аналитического учёта и их логическая, бухгалтерская взаимосвязь. Натуральные измерители в аналитическом учёте. Формы счетов аналитического учёта. Математическая взаимосвязь счетов аналитического и синтетического учёта. Субсчета.
Обобщение данных аналитического учета. Оборотные и сальдовые ведомости по счетам аналитического учета и сверка данных синтетического и аналитического учёта. Классификация счетов бухгалтерского учёта и признаки группировки счетов - экономическое содержание, назначение и структура. Забалансовые счета: особенности их применения и записей на них.
План счетов бухгалтерского учёта, его назначение. Нормативные основы применения единого плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Понятие рабочего плана счетов организации.
Тема 5. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете и принципы учета основных хозяйственных процессов
Оценка как метод стоимостного измерения средств хозяйства. Основные принципы оценки объектов учёта, используемые в рыночных условиях хозяйствования. Оценка основных видов имущества и обязательств организации в текущем учёте и отчётности (основные средства, нематериальные активы, запасы, готовая продукция, товары, денежные средства, ценности, приобретенные за валюту).
|
Калькуляция как способ измерения стоимости вновь созданного (приобретенного) объекта учёта. Связь оценки и калькуляции. Контрольное значение методов оценки и калькуляции в бухгалтерском учёте.
Модели учета основных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления), производства и реализации продукции (работ, услуг).
Тема 6. Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации.
Учётная политика организации как совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учёта. Составные части учётной политики: правовая, методическая, техническая, организационная. Отражение учётной политики в приказе и пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчёту.
Принципы организации бухгалтерского учёта в зависимости от размеров и форм собственности. Бухгалтерский аппарат, его структура, функции и ответственность подразделений бухгалтерии организации.
Взаимосвязь финансового учета и финансовой отчетности. Определения, виды, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней. Содержание бухгалтерского баланса. Принципы и техника построения баланса. Правила оценки статей баланса. Раскрытие отдельных статей в приложении к балансу. Содержание отчета о финансовых результатах. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Содержание отчета о движении денежных средств. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности. Публичность бухгалтерской отчетности. Порядок составления консолидированной отчетности.
Тема 7. Учет денежных средств, обязательств и расчетов
Основные положения о денежной системе, наличных и безналичных расчетах. Учет денежной наличности в кассе. Учет денежных переводов в пути и денежных документов в кассе. Особенности учета кассовых операций с иностранной валютой.
Учет денежных средств на расчетном, валютном и специальных счетах в банках. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов. Система счетов по учету расчетов с дебиторами и кредиторами. Организация аналитического учета. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет посреднических операций. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Учет расчетов по налогам и сборам. Учет расчетов по страховым взносам. Учет расчетов с учредителями.
Тема 8. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций. Организация учета долгосрочных инвестиций. Учет затрат по капитальному строительству объектов. Учет затрат на строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами.
Источники финансирования долгосрочных инвестиций. Учет их образования и использования, а также влияния на размер и структуру собственных средств организации.
Тема 9. Учет основных средств и нематериальных активов
Понятие, классификация и оценка основных средств. Учет поступления основных средств (покупка, товарообменная операция, лизинг, безвозмездное приобретение и т. д.). Документальное отражение оприходования основных средств в зависимости от формы (способа) их приобретения. Определение балансовой стоимости основных средств в зависимости от формы (способа) их приобретения.
Порядок начисления и учета износа (амортизации) основных средств производственного и непроизводственного назначения. Учет затрат по текущему и капитальному ремонту основных средств. Учет выбытия основных средств. Определение финансовых результатов от выбытия основных средств.
Оценка основных средств в учете. Порядок изменения оценки основных средств (переоценки) и отражение ее результатов в учете и отчетности.
Формы аренды. Учет аренды и лизинговых операций с основными средствами у арендатора и арендодателя и лизингодателя и лизингополучателя. Амортизация арендованных основных средств. Выкуп арендованных основных средств.
Понятие, состав, классификация и оценка нематериальных активов.
Учет поступления и создания нематериальных активов, определение их балансовой стоимости. Документальное оформление оприходования и выбытия нематериальных активов. Учет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как разновидности нематериальных активов.
Порядок начисления и учета амортизации нематериальных активов, определение срока их амортизации. Синтетический и аналитический учет выбытия нематериальных активов.
Тема 10. Учет материально - производственных запасов
Понятие, классификация и оценка материально - производственных запасов. Состав затрат, определяющих стоимость материальных ценностей. Заготовительно-складские расходы и порядок их распределения. Особенности оценки и учета неотфактурованных поставок и материалов в пути. Методы оценки материальных ценностей в текущем учете. Порядок изменения балансовой стоимости материальных ценностей и источники покрытия.
Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии. Методы аналитического учета материалов.
Тема 11. Учет финансовых вложений
Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. Изменение оценки отдельных видов вложений.
Учет вкладов в уставные капиталы других организаций. Оценка имущественных ценностей. Учет доходов от долевого участия в деятельности других предприятий. Учет финансовых вложений в акции, облигации и другие виды ценных бумаг организаций, банков и других эмитентов.
Учет финансовых вложений в займы.
Тема 12. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом
Принципы организации учета труда, его оплаты и расходов по социальной защите работников. Учет личного состава работников, труда и его оплаты. Документальное оформление работ и выплат по договорам гражданско-правового характера. Виды, формы и системы оплаты труда. Состав фонда заработной платы и выплат социального характера. Порядок расчета заработной платы. Оплата отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, пособий на детей. Расчет доплат при отступлениях от нормальных условий труда. Расчет надбавок стимулирующего характера. Оплата простоев. Оплата брака по вине рабочих. Расчет удержаний из заработной платы работников: налога на доходы физических лиц, страховых взносов, по исполнительным документам, по поручениям работников и др.
Учет расчетов с персоналом по оплате труда и депонентам. Порядок составления расчетных ведомостей. Свод данных о начисленных суммах заработной платы по ее составу, категориям персонала, удержаниям и начислениям.
Учет расчетов с персоналом за товары в кредит, представленные займы, по возмещению материального ущерба и др.
Тема 13. Учет затрат на производство
Состав и классификация затрат на производство. Организация синтетического и аналитического учета затрат на производство. Группировка затрат на производство по экономическим элементам и по статьям расходов.
Тема 14. Учет готовой продукции и товаров
Готовая продукция, ее состав и оценка. Учет поступления готовой продукции и товаров. Особенности учета продукции (работ, услуг) при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Учет реализации продукции, товаров, работ и услуг. Определение выручки по моменту оплаты и по моменту отгрузки продукции. Использование счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Документальное оформление и учет отгрузки продукции покупателям. Учет доходов от реализации продукции.
Коммерческие расходы: их состав, порядок учета и списания на себестоимость реализованной продукции.
Тема 15. Учет финансовых результатов и распределения прибыли
Структура и порядок формирования финансовых результатов.
Учет прибыли и убытков от реализации продукции (работ, услуг) и товаров.
Учет прибыли и убытков от продажи и выбытия основных средств. Учет финансовых результатов от прочей реализации.
Учет операционных доходов и расходов. Учет прочих доходов и расходов. Доходы будущих периодов, основные виды и порядок их учета. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. Учет использования прибыли отчетного года. Учет расчетов с учредителями и акционерами.
Убытки отчетного года, источники их покрытия и порядок учета.
Тема 16. Учет капитала и резервов
Собственный капитал как источник финансирования активов предприятия. Учет уставного капитала. Учет добавочного и резервного капиталов организаций. Учет оценочных резервов и резервов предстоящих платежей.
Понятие кредитов и займов. Их отличительные особенности.
Виды и порядок учета заемных средств. Виды и порядок учета кредитов банка. Порядок отражения в учете расходов по уплате процентов по ссудам банка.
Понятие средств целевого финансирования, источники, учет операций по их движению, последующий контроль за целевым использованием.
Тема 17. Анализ имущественного состояния организации и структуры его финансирования
Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансового состояния. Анализ динамики состава, структуры имущества организации. Анализ состояния запасов, расчетов и движения денежных средств. Анализ эффективности использования оборотных средств. Анализ динамики, состава и структуры источников финансовых ресурсов. Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей.
Тема 18. Анализ финансовой устойчивости
Понятие и задачи анализа финансовой устойчивости. Оценка показателей, характеризующих общий уровень финансовой устойчивости организации. Расчет суммы собственных оборотных средств. Оценка финансовой устойчивости в части формирования запасов, затрат и оборотных активов. Определение типа финансовой устойчивости организации.
Тема 19. Анализ платежеспособности и ликвидности
Определение платежеспособности и ликвидности. Общий подход к оценке платежеспособности организации. Анализ ликвидности баланса организации. Анализ ликвидности организации при помощи финансовых коэффициентов.
Тема 20. Анализ финансовых результатов деятельности организации
Сущность и виды прибыли в рыночной экономике. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов. Анализ состава, структуры и динамики прибыли по данным отчета о финансовых результатах.
Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг. Анализ затрат на рубль товарной продукции
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности организации. Эффект финансового рычага.