Пример
Наиболее примечательными чертами на представленном рисунке являются:
1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой;
2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по наблюдениям - стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживлённостью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".
3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске "Своих корней".
Интерпретация 3 (комплексная, по Рене Стора; пер. с фр. Н.С. Потылицыной).
Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.
Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сёстрами, братьями и т.д.
Аффективные реакции: весёлость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.
Интересы: интеллектуальные, художественные.
Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т. д.
Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.
Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике.
Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I. 1-6 - свобода от инструкции;
II. 6-10 - почва;
III. 10-15 - корни;
IV. 15-22 - симметрия;
V. 23-26 - кресты;
VI. 26-35 - положение на странице;
VII. 35-69 - форма листвы;
VIII. 69-78 - штриховка;
IХ. 78-97 - ствол;
X. 97-101 - общая высота дерева;
XI. 101-113 - высота кроны;
ХII. 113-120 - ширина кроны;
XIII. 120-125 - выступающие части;
XIV. 125-146 - особенности линий;
XV. 147-149 - разные признаки.
Интерпретация III опирается на обобщённую аналитическую схему рисунка дерева и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.
Аналитическая схема рисунка дерева
Психологическое значение фигур
I. Свобода от инструкции
1. Множество деревьев (не связанных почвой - детское поведение; не подчиняется инструкциям).
2. Два дерева - может символизировать "он и другие».
3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева - воображение, эмоциональность.
4. Пейзаж вокруг дерева - чувствительность.
5. Поворачивание листа по горизонтали - независимый ум, признак ума, рассудительность.
II. "Основание"
6. Одной чертой - фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.
7. Разные основания (разные линии особой формы) - навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
7а. Несколько линий оснований до края листа - спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
8. Подъем основания в правый верхний угол - задор, энтузиазм, увлечённость.
9. Основание вниз - отсутствие рвения, подавленность, разбитость.
III. Корни
10. Корни меньше, чем ствол - хочет узнать, что от него скрыто.
11. Корни на высоте ствола - любопытство; вызывающее проблемы.
12. Корни больше, чем ствол - большое любопытство, вызывающее тоску.
13. Корни, нарисованные одной чертой - инфантильное поведение с желанием узнать секрет.
14. Корни, нарисованные двумя чертами - способен различать и распознавать реальность.
IV. Симметрия
15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга - силится казаться в согласии с окружением.
16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично - напряжённое усилие над агрессивностью.
17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон - колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность - источник внутреннего конфликта.
18. Угольное чередование - подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.
19. Прямоугольная симметрия листвы.
20. Угольная симметрия листвы.
21. Прямоугольное чередование листвы.
22. Угольное чередование листвы.
Примечание: наличие листвы в этих четырёх фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.
V. Крест.
23. Крест в корнях
24. Крест в стволе
25. Крест в листве
Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.
VI. Расположение на странице.
(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)
26. Чисто левая позиция - привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с её образом.
27. Левая позиция с тенденцией к центру - двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.
28. Центральная позиция с тенденцией влево.
29. Центральная позиция с тенденцией вправо - желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо - направленность к внешнему миру, будущему.
29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности строгой систематизации на основе привычек.
30. Правая позиция - потребность опереться на авторитет. Иногда - мать, не обеспечивающая безопасности.
З0а. Правая позиция с тенденцией к центру - поиск согласия с окружением.
31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) - компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.
32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) - впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.
33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.
34. Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев - может быть сомнение в поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.
34а. Центр дерева - личный способ поиска равновесия.
VII. Форма листвы
35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола - нежная эмоциональность, чувствительность.
36. Маленькие букетики без кругов - фрустрированная нежность.
37. Круги в листве - словесная активность, поиск ободряющих и прощающих переживаний.
38. Падающие (или упавшие) листья - чувствует себя покинутым, разочарован.
39. Опускающаяся листва - отчаяние, бессилие.
40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) - порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.
41. Листья во все стороны - ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбуждён.
42. Открытая листва (не замкнутая) - чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.
42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) - ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.
43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях - принятие, открытость к другому.
43а. Листва, следующая форме страницы - немного стеснён нормами своего окружения, но подчиняется им.
44. Закрытая и открытая листва - умение получать и давать. Поиск объективности.
45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) - сохранение самообладания инфантильным способом.
46. Пустая закрытая листва (пустой круг) - не проявляемая агрессивность.
47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) - инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.
48. Однообразные детали - тенденция к повторению.
49. Разнообразные детали в листве - разнообразит свои знания. Память.
49а. Детали на стволе - помнит о мелочах в повседневной жизни.
50. Множество серий деталей - тенденция к систематической деятельности.
51. Явное дерево, подстриженное шапкой, - круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны - инфантильный поиск покровительства.
52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено) - потребность в поддержке.
53. Ветви на одной линии - побег от неприятной реальности приукрашивание ее или трансформация.
54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке - поиск точности. Нюансы оценивания.
55. Ветви из двух линий - хорошее различение реальности.
55а. Обрезанная ветвь - аффективная травма.
56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве - неудовлетворённые желания отрицаются.
57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии - менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворённость.
58. Ромбы из одной и двух линий + круги - отдаёт отчёт в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.
59. Ромбы из одной и двух линий без кругов - больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.
60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги - испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить своё беспокойство.
61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов - умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.
62. Листва в виде гирлянд (птичкой) - находится в обороне; остаётся вежливым и не атакует в лоб.
63. Петлевидная листва - желание пользоваться своим обаянием для победы.
64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям - осторожный и сдержанный, настороже.
65. Нитевидная листва - ловкость в избегании того, что не нравится.
65а. Листва с прогрессирующим расширением - поиск прогресса через улучшение.
656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве - общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.
65в. Листва, подобная вышивке - женское начало, обаяние, любезность.
65г. Переделанная листва - хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упрёков.
65д. Листва с цветами на дереве или вне его - мягкость, сентиментальность, нежность.
65е. Утолщённые замкнутые ветви - внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.
65ж. Пальма - желание путешествий.
65з. Плакучая ива - отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.
66. Листва, направленная вправо, - желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.
67. Листва, направленная влево, - возврат к прошлому и опыту детства.
68. Листва без чёткого направления - затруднённый выбор.
VIII. Штриховка
69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях - интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряжённое беспокойство.
70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная - акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.
71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) - значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.
72. Равномерная штриховка - значимость ощущений, впечатлений. Живёт в мечтах и воображает для самоутешения.
73. Чёрное и белое - ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.
74. Штриховка в виде петли - детская зависимость, покорность, отчаяние.
75. Прямолинейная штриховка - желание предвидеть, любовь к планированию.
76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) - страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.
77. Штриховка в мелких деталях - повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.
77a. Заштрихованные круги - неудовлетворённость аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.
IX. Ствол
78. Изолированная ветвь на стволе слева - желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.
79. Изолированная ветвь на стволе справа - желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.
80. Шрам на стволе - сознание пережитых провалов, которые оставили след.
81. Ствол, отделённый от листвы чертой, - чувствует воспитательное принуждение, отрицает ила принимает его.
82. Ствол в форме конуса - оппозиция с целью доказать свою силу.
82а. Ствол в форме раздавленного свода - сильно чувствует внешнее принуждение и "проваливается" в желание ему противиться, противостоять.
83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, - пассивность, мягкость, принятие.
84. Ствол из одной линии - отказ видеть существующую реальность и учитывать её.
85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии - видит реальность, но не считает её соответствующей своим желаниям, старается избежать её в мечтах или в игре.
86. Открытый ствол, соединённый с листвой, - хороший интеллект.
87. Ствол, входящий в листву - желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.
88. Ствол, висящий над почвой, - отсутствие контакта с миром.
88а. Листва, висящая над стволом, - повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.
89. Ствол, отделённый: от почвы чертой, - чувствует себя изолированным, несчастным.
90. Ствол с наклоном влево - отступает в страхе от нападок.
91. Ствол с наклоном вправо - ищет поддержки.
92. Ствол с разными наклонами - напряжённое сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.
93. Ствол, поднимающийся вверх, - дух предприимчивости.
94. Ствол, опускающийся вниз, - разочарование, грусть.
95. Ствол, расширенный внизу, - поиск прочной позиции в своей среде.
96. Ствол, суженный у основания, - чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.
96a. Ствол, "приваренный" к основанию, - изолируется и хочет укрепить своё "Я" перед миром, который признается беспокойным.
X. Общая высота
(страница разделена на четыре части в направлении высоты)
97. Высота 1 - зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.
98. Высота 2 - зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.
99. Высота 3 - хорошая адаптация в среде.
100. Высота 4 - хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) - амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.
XI. Высота листвы
(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)
101. Листва 1-й высоты - отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.
102. Листва 2-й высоты - способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.
103. Листва 3-й высоты - хороший контроль и рефлексия.
104. Листва 4-й высоты - интериоризация, компенсаторные мечты.
105. Листва 5-й высоты - интенсивная интеллектуальная
жизнь. Подчёркивает значение 104.
106. Листва 6-й высоты - интеллектуальное напряжение.
107. Листва 7-й высоты - высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.
108. Ствол больше листвы - живёт настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.
109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза -сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.
110. Ствол равен высоте листвы - поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды.
111. Листва больше ствола - рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.
112. Листва явно больше ствола - высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.
ХII. Ширина листвы
(страница разделена на четыре части в направлении ширины)
113. Ширина 1 -и листвы - сомнение в своем интеллекте, позиция напряжённой, судорожной защиты.
114. Ширина 2-й листвы - еще мало убеждён в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.
115. Ширина 3-й листвы - хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.
116. Ширина 4-й листвы - любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.
117. Листва первого дерева широкая, второго - узкая - проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.
118. Листва первого дерева узкая, второго - широкая - упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряжённым и зажатым.
Можно добавить поиск автономии.
119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевёрнутым V - защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимаемой как атака на личность.
XIII. Выступающие части
120. Листва, выступающая слева, - одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворённость по некоторым причинам.
121. Листва, выступающая справа, - желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.
122. Выступающий верх - хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.
123. Ствол, выступающий внизу страницы, - поиск без опасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.
124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол - существует одновременно чувство "раздавленности" и поиск внешней компенсации.
XIV. Характер линии
125. Расширяющиеся линии в листве - агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.)
126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве - возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.
127. Заострённые линии в листве - агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений).
128. Заострённые линии на стволе или на почве - разочарование в жизни. Обвинение других и себя.
129. Заострённая листва вправо и вверх.
129а. заострённая влево листва.
130. Листва, заострённая вниз.
Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.
131. Жирные линии в стволе - "пропитывается" средой, плохо ей сопротивляется.
132. Жирные линии стволе и в листве - значимые впечатления препятствуют деятельности.
133. Легкие линии ствола - страх самоутвердиться, и действовать свободно.
134. Легкие линии в листве - чувствительность. Поддаётся влиянию.
135. Прямые и чёткие линии, очерчивающие ствол - решительность, деятельность.
136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол- ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит.
137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол, - замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.
138. "Макаронные линии" - тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.
139. Плохо выполненные исправления ствола - выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.
139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях- то же значение, что и в 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)
140. Хорошо выполненные исправления на стволе - поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.
141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, - реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).
142. Разные линии, очерчивающие ствол, - вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.
143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол; - активность и самоутверждение.
144. Арки, дуги и своды в листве - скрытность, недоверчивость.
145. Прямые и чёткие линии на стволе - решительность, активность.
146. Геометрические фигуры на стволе или листве - тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.
XV. Разные признаки
147. Тень от дерева на земле - доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.
148. Отсутствие ветвей - трудность установления контактов.
149. Круг в основании ствола - чувствует себя защищённым и в безопасности только в узком ограниченном кругу.