Выбор творческого источника для проектирования новой
Данный раздел является одним из важнейших в проектировании новых коллекций моделей одежды и включает следующие этапы.
1 этап. Определение направления творческого поиска новых решений.
Обоснование выбора творческого источника.
Моделируя костюм, дизайнер имеет своей целью преобразить человека, изменить его образ. Он обращается к источнику творческого вдохновения, отыскивая в нем композиционные закономерности, связывая их с целями и задачами композиции проектируемых изделий.
Предпосылкой к творческой работе является взаимодействие художника с окружающим его миром, которое выражается в изучении им природы, объектов материальной и духовной культуры человеческого общества. Создание образа предполагает проведение анализа окружающих предметов, явлений, стилей. Выделенные таким образом части и признаки предметов соотносятся, синтезируются в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается художником в преображенном новом виде и содержании. Новое в декоративно-прикладном искусстве зависит не только от новых мотивов, сюжетов, сколько от новых ритмико-пластических строев, новых сочетаний орнаментальных элементов.
Поиск нового образного решения, которое может быть выражено принципиально новой формой костюма, фактурой, художественно-колористическим оформлением материалов, осуществляют в следующих направлениях:
- по пути ассоциативного решения с каким-либо творческим источником(формой природных материалов, элементами и формами техники, архитектуры, прикладных искусств, исторического и народного костюмов);
|
- по аналогии с каким-либо творческим источником (с историческим, народным, современным костюмом);
- в плане поиска нового решения (определяющим моментом является интуиция автора).
Таким образом, в качестве творческого источника могут быть выбраны любые
объекты и явления, произведения искусства, биологические и растительные формы,
т.е. все многообразие окружающего мира.
При этом следует помнить, что результат деятельности художника зависит не только от того, насколько он глубоко и "поэтично" мыслит, но и от того, насколько «поэтично»он владеет все м арсеналом композиционных, конструктивных и технологических средств осуществления своих идей в конкретных формах швейных изделий, созвучным современным представлениям о красоте. При работе над новой фактурой и цветом важно учитывать то, что облачение формы в неожиданные материалы создает основу для качественно нового восприятия этой формы, вызывает цепь различных ассоциаций и представлений и в результате происходит обогащение или рождение нового образа.
2 этап. Изучение источника творчества
Изучение выбранного источника обычно происходит количественно и качественно - автор выполняет многочисленные графические зарисовки исследуемого
объекта, проводит замеры, анализирует и т.д.
Работы с творческим источником выполняют в следующей последовательности:
- вычленение из целого образа предмета какого-либо свойства;
- соединение этих свойств;
- усиление или ослабление свойств и качеств;
- перенос этих свойств на объект творчества.
|
Например, источником творчества выбран исторический костюм. Его исследуют визуально, т.е. выделяют конкретные признаки костюма, привлекающие особое внимание (силуэт, фактура, контраст и т.д.); зарисовывают костюм в целом или
его фрагменты; измеряют (по музейным экспонатам или по фотографиям); систематизируют признаки костюма, из которых выделяют один признак или свойство, который будет основой для работы над эскизной коллекцией.
В процессе изучения источника творчества выкристаллизовывают идею коллекции, которая, как правило, выражается девизом. Девиз - своеобразный код композиции, который задает эмоциональное содержание и помогает найти
выразительные средства для решения образно-пластической задачи композиции
костюма.
Кроме того, сам девиз может быть источником творчества. Как правило, в этом случае он имеет обобщенное значение, связанное с каким-либо явлением: историческим, социальным, из области искусства, впечатлений, связанных с природой, явлениями культуры и эмоциональных переживаний. Каждый девиз ассоциируется с определенными образами, формами и линиями. Творческий процесс создания новых форм костюма на основе девиза проходит сложный путь обобщения и отбора. Например, девизы коллекций моделей, посвященных юбилею Великой Октябрьской революции - «Красная Москва», «Россия», «Красные дьяволята»; девизы коллекций, посвященных 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Рукописи не говорят», «Болдинская Осень», «Я помню чудное мгновенье...».
3 Этап. Разработка фор-эскизов коллекции моделей одежды
Результатом творческого поиска является эскизная коллекция. Первый этап в
разработке эскизной коллекции - создание фор-эскизов.
Фор-эскиз - это первоначальная «запись» чувственного осмысления формы, цвета, подпитываемого источником творчества, набросок идеи формы, в котором отображается либо вся форма в силуэтном решении, либо ее фрагмент.
Фор-эскизы выполняются живо, без привязки к какому-либо материалу и конструктивно-технологическому решению, в черно-белой или цветной графике
(тушь, карандаш, акварель, фломастер и т.д.). Количество фор-эскизов - не менее
25-30 (формат бумаги А4). При этом следует помнить, что идея формы костюма
усиливается графикой, т.к. приемы графического изображения наталкивают художника на поиск более выразительного материального воплощения.