...Что касается исторических типов стратификации, то необходимо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали с института рабства. Оно основано на завоеваниях. Самый ранний пример высокой цивилизации, основанной на рабстве, являет Шумер. Старинный идеограф, обозначавший здесь врача, переводился так:
«человек из чужих земель». В гомеровские времена рабом называли военнопленного; лишенного какой-либо свободы. По римским законам пленник автоматически становился рабом.
Рабство, тем не менее, более сложное явление, чем это принято думать. В античности термином «раб» обозначали скорее род занятия, нежели статус. Наши предки считали унизительным работать на других. Поступать так означало потерять свободу, стать в каком-то отношении зависимым от этих других. Даже работа за плату считалась недостойной. Латинское слово для обозначения раба «серв» (servus) именовало человека, занимающегося обслуживанием других помимо своей воли. Тогда еще не было работы по контракту. Рабство и принудительные услуги являлись синонимами. Рабство стало рушиться с приходом контрактного труда...
Рабство и крепостничество - понятия, которые необходимо различать. Крепостной (serf) обладает не только обязанностями, но и правами. А вот рабы, в частности в Риме, были лишены всех прав. В других странах наделение рабов правами зависело от желания рабовладельца, а права крепостного устанавливались законом. Крепостной владел собственностью, мог жениться и завести семью. Так формировалась наследственная страта крепостных.
Рабство обозначало принудительный труд в любой сфере экономики, а крепостничество - только в сфере сельского хозяйства. Крепостной - подчиненный кому-то крестьянин. Раб - личная собственность господина. Он - чаще всего иностранец. Крепостной -из местных. Хозяин мог продать своего раба, но лорд не мог продать крепостного. Как правило, он продавал землю вместе с крестьянами, если,конечно, разорялся.
|
Теоретически крепостничество - менее мучительная форма зависимости. Но так было не всегда. Судьба раба зависела от
Бергель Е,- американский социолог.
субъективного расположения к нему господина. Он по желанию мог облегчить его положение. Но феодал не мог так поступить, поскольку положение его крестьян регулировалось общим для всех законодательством. Таким образом, рабство - система личных отношений^ крепостничество - система юридических отношении. Те и другие строились на зависимости.
Статус крепостного - предписываемый, унаследованный от родителей и передаваемый детям. Крепостные составляли самостоятельную страту. Сменялись династии королей и роды феода-. лов, завоевывались и отвоевывались страны, но положение крепостного не изменялось. Он оставался крепостным, как и земля, с которой он был связан.
" Новый тип стратификации представлен сословиями. Термин estate ('etat) официально употреблялся в дореволюционной Франции, обозначая высшую страту. Сходная ситуация сложилась в других странах Европы. В Британии с конца XVIII века в ходу был термин order.
В появлении сословий огромную роль сыграли опять же завоевания, начавшиеся еще в неолитическуюэпоху - эпоху, когда было изобретено колесо. Мирные землевладельцы оказались беззащитными перед неожиданно нагрянувшей на них хорошо вооруженной конницей кочевников, жаждавших приобрести земли, слуг и жен. Кочевники-завоеватели постепенно оседали на покоренных землях и превращались в высшее сословие, управлявшее закрепощенными земледельцами. Кочевники представляли собой союз племен, где по-разному распределялись ранги: одни вожди находились наверху, другие, предводившие дружинами, им подчинялись.
|
Со временем на этих территориях возникли четыре страты: короли и высшая аристократия; низшее дворянство и военные генералы; священники; простые люди. Статус священника мог быть, а мог и не быть наследуемым. Экономической опорой цэупповой ' стратификации выступала собственность на землю, которая зависела от статуса владельца, но не наоборот. Размер владения зависел от места той или иной страты в военной иерархии\Крупными землевладельцами становились лишь те, кто являлся крупными военачальниками. Солдаты превращались в мелких независимых землевладельцев.
В нижней части социальной лестницы располагались беззащитные крестьяне. Их статус... зависел оттого, как они относились к завоевателям... Покоренные землевладельческие племена часто лишались всех прав и становились рабами, но иногда они сохраня-
ли часть прав и превращались в крепостных-сервов... По мере развития общества сложился круг постоянных работ, за выполнением которых закреплялось зависимое население. Строительство (жилые дома, замки, фортификация, дороги), домашние работы, ремесла приобрели разный статус и постепенно стали наследственными. Разделение общественного труда завершилось появлением различных страт.
|
Если быть точным, то в Индии кастовая система возникла уже после того, как здесь появилась сословная система. Четыре главных касты соответствуют четырем сословиям. Кастовая система сформировалась после завоевания Пенджаба, когда индо-арианцы не смогли защитить южную Индию.
Первая сословная система возникла в конце неолитического и в начале железного века. По своей структуре она напоминала кастовую с четырьмя варнами: аристократия, священники, простые люди, зависимые. Этот костяк оставался долгое время неизменным, хотя к нему то и дело добавлялись новые страты, в то же время исчезали старые, например, рабство. Неизмененной сохранялась троичная система наследуемых страт: привилегированные, простые и непривилегированные люди. Изменялся круг прав и обязанностей каждой страты. Подобные системы устанавливались силой, но и изменялись они также силой.
В сословной системе размер землевладения соответствовал рангу. Но уже на ранней фазе ее развития у земли появился мощный конкурент - торговля. Они старше любой сословной системы, ведь доисторические поселения возникали на пересечении торговых путей. С наступлением железного века появились монеты, позволившие накапливать богатства и капиталы.
О происхождении купцов как самостоятельного класса нам мало что известно. Но очевидно одно: в ту эпоху, когда существовал только местный рынок, а торговля велась от случая к случаю, купечества как социальной группы быть не могло. Возможно, первыми «регулярными» купцами были грабители. Пиратство и морская торговля - близнецы-братья. На Ближнем Востоке бедуины служили и охранниками, и грабителями торговых караванов. Бароны грабителей в эпоху средневековья управляли своими бандами на основе легальных норм, а в остальное время приторговывали награбленным.
Подобный способ торговли повлек за собой милитаризацию купечества. Таким купечество было и у финикийцев, и у венецианцев. Услугами армии пользовались как крестьяне, так и купцы: сол-
даты защищали тех и других. Армия могла заставить крестьянина работать на дворянина, но она не могла заставить купца отправиться в опасную заморскую экспедицию и присвоить его прибыль. Купец должен быть свободным, тогда он будет эффективным. Его необходимо наделить гражданскими правами и заинтересовать в том, чтобы он вернулся на родину.
Правительство часто помогало купечеству: строило пирсы для кораблей, конюшни для транспортных животных, склады для товаров. Наилучшим местом для купцов являлись города, служившие и огромным рынком, и надежным укрытием. Военные форты превращались в торговые города. Постепенно сословная система перестала базироваться исключительно на сельском хозяйстве. Она все больше урбанизировалась. На историческую сцену выходила новая социальная группа, со временем основавшая торговые города и целые империи.
Хотя богатство и влияние купечества росли, его общественное положение оставалось неопределенным. У него не было власти ни в Африке, ни в Азии. Она появилась впервые в средневековой Европе. Многие правители завидовали состоянию купцов, поэтому нередко его просто конфисковывали у них. Но вместе с этим умирал капитал, приносивший ежегодный доход. Заставить его работать мог только купец. Вскоре правители сообразили, что им выгоднее брать с купечества налог, нежели разорять его. Оно стояло рангом выше крестьянства, но ниже дворянства.
Вторая социальная сила - ремесленники. Их превращение в класс зависело от степени развития "торговли и обмена. Поначалу ремесло являло собой в деревне форму вторичной занятости. Жители деревни, а позже города редко пользовались их услугами, так как хозяйство в основном было натуральным. Малообеспеченное крепостное крестьянство не могло служить потребителями продукции ремесленников, поэтому оно оплачивало только случайные услуги, оказываемые ему. Появление в обиходе жел'еаа,'сущест-венно изменило развитие ремесел: работа с ним требовала обучения и специальных знаний, которые держали в секрете А переда-^ вали по наследству. Именно купцы стали первыми настоящими потребителями ювелиров, оружейников и гончаров. К страте ремесленников в античности и средневековье относились и свободные, и рабы, и крепостные.
Купечество и ремесло со временем стали такими же наследуемыми, как дворянство, рабство, положение рядовых граждан и отчасти священников. Иначе говоря, они превращались в разно-
видность закрытых групп. Классовая борьба, и об этом писал К. Маркс, шла за равенство всех людей перед законом. Согласно Ф.Теннису, сословия основаны на общине, а классы - на обществе.
В том случае, если переход между группами - из ремесленников в купцы, из наемных работников в работодатели - не встречал юридических препятствий, городское население, включающее данные группы, следует считать единой стратой. Но иногда такие препятствия возникали: юридические границы групп, как права и обязанности каждой, четко фиксировались, а переход оформлялся либо особыми документами, либо специальным разрешением властей. В таком случае эти группы представляли разные сословия. К примеру, специально оформлялся даже переход из производителей в продавцы одежды...
Сословная система просуществовала более 5000 лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII века не было другой системы, способной бросить сословной вызов. По мере того, как новая система набирала силу, старая, сословная система, быстро сходила на нет. За короткий срок- всего за 150 лет - она почти везде исчезла...
Классы появились тогда, когда рухнули юридические барьеры в сословной иерархии... Касты и сословия основывались на оправдании неравенства. У каст - религиозное, у сословий - юридическое, теоретическое и религиозное оправдание. У классов подобных оправданий нет. Новые законы имели своей целью установление равенства, но равенства возможностей. По замыслу, в основе классовой системы должны лежать принципы «все люди рождены равными и свободными». Но это не значит, что такой она была в
действител ьности.
В сословной системе страты строились на основе политических привилегий. Экономические •преимущества отодвигались на второй план. В классовой системе все поменялось местами. Главное в ней - контроль над средствами производства, распределение богатства, профессиональные различия. Политические привилегии и различия отошли на второй план.