Типы взаимодействия людей.
Исследование различных типов взаимодействия:
1. Кооперативное взаимодействие или кооперация - это взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного согласия и не нарушают его, пока совпадают их интересы.
2. Конкурентное взаимодействие или конкуренция- взаимодействие, которое характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей или интересов в условиях противоборства между людьми.
При изучении фиксируется показатель тесноты кооперации. 1. Степень включенности во взаимодействии. 2. Вклады партнеров в достижение совместной цели.
Крайний вариант конкуренции - конфликт. Конфликт – это обострение отношения, когда позиция и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.
БАРЬЕРЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
В настоящее время в России идет становление новой образовательной системы. На смену традиционалистической [1] и прагматической [2] парадигмам приходит гуманистическая парадигма, ориентированная не только на активное включение обучаемого в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе его внутренней мотивации, но и на межличностное общение и диалог преподавателя с объектом обучения.
В рамках гуманистической парадигмы преподавателю необходимо:
- создавать атмосферу доверия, сотрудничества, взаимопомощи;
- организовывать совместную деятельность на основе партнерских отношений с обучаемыми;
- обеспечивать диалогическое общение в процессе освоения новых знаний [1].
На первый план выдвигается успешное взаимодействие как основа эффективной профессиональной деятельности преподавателя. Умение продуктивно и бесконфликтно общаться подразумевает наличие у преподавателя социально-психологической грамотности. Под социально-психологической грамотностью преподавателя понимается наличие знаний: об особенностях своей личности (свои сильные и слабые стороны, адекватная самооценка, навыки саморегуляции); о закономерностях, формах и средствах делового и межличностного общения; о групповых процессах. Компетентность намного шире понятия грамотности, и помимо профессионально-действенного компонента включает в себя наличие определенных профессионально-деловых и личностных качеств. В этой связи социально-психологическую компетентность преподавателя можно определить как совокупность его социально-психологических знаний и навыков, а также определенных профессионально-деловых и личностных качеств, позволяющих осуществлять эффективное взаимодействие с обучаемыми. Однако на эффективность взаимодействия преподавателя со студентами могут оказывать влияние и возникающие, практически у каждого педагога, особенно у начинающего, социальные, смысловые и психологические барьеры. Рассмотрим их более подробно.
Социальный барьер обусловлен доминированием ролевой позиции преподавателя в системе педагогического взаимодействия. Преподаватель возвышается над личностью студента, постоянно демонстрирует свой социальный статус. Это может проявляться, порой, в унижении человеческого достоинства студента.
Чтобы не допустить появление данного барьера необходимо:
− учитывать психологическое состояние отдельных обучаемых и коллектива в целом;
− уметь слушать студентов, обращать внимание на их мнение;
− уметь посмотреть на себя со стороны, постоянно анализируя свои поступки и действия;
− использовать различные виды общения: деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности со студентом; воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие на студента с достаточно четким представлением желаемого результата; диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о студенте или получение от него какой-либо информации; личностное общение для установления и поддержания доверительного и глубокого контакта со студентом [3];
− не скупиться на похвалу и поощрение.
Смысловой барьер, как правило, связан с неадаптированностью к уровню восприятия студентов речи преподавателя, которая может быть слишком насыщена непонятными словами, научными терминами, используемыми без комментария. Это становится причиной снижения интереса у обучаемых, создает дистанцию во взаимодействии. Во-избежании данного барьера необходимо учитывать следующие рекомендации:
− постоянно совершенствовать свою речь (больше читать, т. к. чтение приучает к правильному построению слов в предложении, увеличивает словарный запас);
− следить за тем, чтобы в речи не употреблялись слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин», и т. п.;
− следить за темпом речи, она не должна быть монотонной и затянутой;
− использовать в речи сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки (это оживит речь, сделает ее более интересной);
− тренировать речь как можно чаще.
Психологических барьеров существует несколько видов. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Барьер несовпадения установок: преподаватель приходит на занятия с интересным замыслом, а студенты безразличны, невнимательны, в результате чего преподаватель раздражен, нервничает.
Здесь уместны следующие рекомендации:
− проводить самоанализ, ведь дело не только в нежелании студентов;
− избегать штампов в проведении занятия, постоянно искать новые формы, средства, методы и приемы;
− выбрать правильную стратегию начала занятия. Можно использовать следующие стратегии: 1) использование шутки, улыбки, которые помогут разрядить первоначальную напряженность; 2) применение приема «зацепки», который позволяет кратко изложить проблему, используя ее связь с каким-то событием, а также сравнение, личное впечатление, необычный вопрос; 3) применение метода стимулирования воображения, предполагающего постановку в начале беседы множества вопросов по проблемам, которые будут рассматриваться на занятии.
Барьер боязни аудитории характерен, в основном, для начинающих преподавателей. Они могут неплохо владеть материалом, быть хорошо подготовленными к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте со студентами пугает их.
Страх перед аудиторией преодолевается постоянной практикой. Достаточно успешно выступить 10-20 раз, чтобы страх неизвестности сошел на нет.
Барьер отсутствия контакта заключается в том, что преподаватель входит в аудитории и вместо того, чтобы быстро организовать взаимодействие со студентами, начинает действовать «автономно» (например, не обращая внимания на незаинтересованность студентов, монотонно продолжает вещать, соблюдая формальную структуру занятия).
Здесь необходимо постараться понять настроение и потребности аудитории и на этой основе наладить обратную с ней связь (нужна ли разрядка, нужно ли вызвать интерес, нужно ли активизировать и т. д.). Обратную связь можно наладить посредством организации диалога с аудиторией. Вопрос – удобная форма побуждения к диалогу («Что Вы думаете об этом…?»). После того, как вопрос задан, можно по реакции группы (обучаемого) понять отношение к происходящему.
Барьер сужения функций общения обусловлен тем, что педагог учитывает только информационные задачи общения, оставляя вне поля зрения социально-перцептивные, интерактивные функции общения.
Для преодоления данного барьера рекомендуется моделировать общение не только согласно необходимым формальным требованиям к проведению занятия, но и с учетом потребностей и интересов студентов. Важно учитывать в процессе общения их индивидуальные особенности, темперамент, характеры, а также не оставлять без внимания «неудобных» студентов. На занятиях они часто задают неожиданные вопросы или вопросы, на которые преподаватель по каким-то причинам не может ответить. Здесь целесообразно следовать советам, которые дают психологи для этих случаев:
1. Не спешите. Прежде чем ответить на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).
2. Если вопрос оказался сложным по составу (то есть состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, и спросите, на какой из них отвечать вначале.
3. Если вопрос труден по содержанию, то попросите повторить его. При повторении вопрос может быть яснее сформулирован. Если в этом вопросе Вы не достаточно компетентны, то возможно ответить на него в следующий раз, проконсультировавшись с экспертами.
4. Если заданный вопрос уводит вас от темы разговора, не поддавайтесь на «провокации», вернитесь к сути занятия [4].
Барьер предыдущего негативного опыта общения с аудиторией или студентом может быть обусловлен, например, деструктивной критикой со стороны преподавателя, которая привела к конфликту со студентами или студентом.
Здесь рекомендуется, прежде всего, преодоление негативных установок со стороны преподавателя в отношении студенческой группы или конкретного студента. В процессе общения также необходимо избегать деструктивной критики. Напомним, что критиковать конструктивно это:
1. Изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.
2. Проявить уважение к мнению студента, не отвергая его сразу и резко. Дать возможность высказаться до конца.
3. Критикуйте поступки, а не студента.
4. Ведите разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне [5].
Барьер подражания может выражаться в том, что преподаватель подражает манере общения другого педагога, не учитывая собственной педагогической индивидуальности. Это может быть свойственно молодым начинающим преподавателям.
Здесь важно остаться самим собой, найти свой стиль взаимодействия с обучаемыми, опираясь на свои сильные стороны (остроумие, красноречие, личное обаяние, харизму).
Наличие указанных барьеров взаимодействия, как правило, порождает малоэффективны модели общения преподавателя и студентов. Это может проявляться в том, что преподаватель не побуждает их к размышлениям над услышанным, не будит эмоциональных переживаний, чувств, которые сопровождали бы процесс познания нового. В этой связи, каждому преподавателю необходимо уважать личность студента и моделировать общение не только согласно необходимым формальным требованиям к проведению занятия, но и с учетом потребностей и интересов студентов.
Список использованной литературы:
1. Ксензова система обучения. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2003. — 34 с.
2. Панфилова коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. — СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. — 495 с.
3. Столяренко общение // Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — C. 238-247.
4. Скаженик, по деловому общению [Электронный ресурс]: Учебное пособие/; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - Режим доступа: https://www. aup. ru/books/m96/13.htm
5. Старшенбаум конструктивной критики [Электронный ресурс] / Старшенбаум 2.0 -Режим доступа: https://www. elitarium. ru/2006/09/01/pravila_konstruktivnojj_kritiki. html
[1] Традиционалистическая парадигма – идея, лежащая в основе обучения и воспитания, заключающаяся в том, чтобы дать обучаемым глубокие, прочные, разносторонние академические знания.
[2] Прагматическая парадигма – идея, лежащая в основе обучения и воспитания, заключающаяся в том, чтобы дать обучаемым знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы им в жизни и профессиональной деятельности.