Своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи.




Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи;

скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения.

Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

 

№24 Особенности межэтнической коммуникации.

Многочисленные этнокультурые исследования убедительно свидетельствуют о том, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекающих, многообразных культурных контактов между народами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов -участников контактов. В этнологии эти взаимоотношения этносов получили название «межэтническая коммуникация», под которой понимается обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Межэтнические коммуникации представляют собой обмен между двумя или

более этническими общностями материальными и духовными продуктами культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Одной из форм межэтнической коммуникации является коммуникация межкультурная.

Межэтническая коммуникация это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое куль­турное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование в рам­ках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.

Системы коммуникаций в различных культурах передаются от поколения к поколению и усваиваются в процессе инкультуризации. Для каждой культуры существуют единственно приемлемые нормы общения. Например, в Саудовской Аравии общение проходит вобилии комплиментов, знаков благодарности и внимания. Здесь начальник не будет публично критиковать сотрудника по работе, иначе его обвинят в грубости и неуважении. Американцы довольно неформальны и переходят к сути дела сразу же, без лишних разговоров. Англичане обладают некой внутренней сдержанностью, предпочитают взаимопонимание и контроль при общении с другими. Эти примеры доказывают, как важно знать и понимать межкультурный стиль общения тех людей, с которыми мы взаимодействуем.

Успех общения может иметь различные формы: усовершенствованные взаимоотношения, дружба, прекращение конфликта и тд.

Нужно развивать быстроту мышления и умение выражать свои мысли разными способами, то есть объяснять одну и ту же идею по-разному. Успех во взаимодействии с людьми следует рассматривать как успех в выполнении какого-то индивидуального задания. Способность быть посредником между людьми, правильно представить собеседников друг другу, сказать нужное слово в нужной ситуации — неоценимое умение для межкультурной коммуникации.

 

 

№25 Аккультурация: сущность и особенности.

Аккультурация - процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры. Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

В процессе аккультурации каждый человек одновременно вынужден решать две проблемы — сохранения своей культурной идентичности ивключения в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию иинтеграцию.

Ассимиляция — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает

ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

Сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своейкультурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую илименьшую степень изоляции от доминантной культуры.

Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой,с другой — отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-заневозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешнихпричин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминацииили сегрегации со стороны этой культуры).

Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.

 

 

№26 Социокультурная динамика: проблемы и теории.

Проблема культурных изменений принадлежит к числу фундаментальных в научном знании. Именно поэтому ее разработкой в той или иной мере занимались практически все исследователи культуры, а потребность в результатах этих исследований имеет место во всех сферах социальной жизни. Особенно актуальной она становится тогда, когда в связи с резкими переменами, происходящими в обществе, возникает необходимость в управлении, прогнозировании и проектировании разного рода процессов (не только собственно культурных, но и политических, экономических, технико-технологических и др.).

Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть, социальной жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике.

Социокультурная динамика, подразумевают изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения -неотъемлемое свойство культуры. Понятие "изменение" включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействия между собой, передвижения в пространстве и т.п.).

Термину " динамика " близок по значению термин ''развитие". Он употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому. Развитие культуры проявляется как через увеличение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм. Некоторые авторы подчеркивают необратимость, направленность, закономерность происходящих изменений. Обратимость культурных изменений характеризует циклические процессы, отсутствие закономерности - случайные изменения катастрофического типа, отсутствие направленности разрывает непрерывную внутренне взаимосвязанную линию развития. Социокультурное изменение представляет собой сложный многоплановый процесс. Оно имеет множество различных аспектов, каждый из которых может стать самостоятельным предметом исследования социальной динамики, и внимание исследователей может быть сосредоточено то на одном, то на другом его аспекте.

ТЕОРИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ П.СОРОКИНА
Социальную действительность П. Сорокин рассматривал в духе социального реализма, постулировавшею существование сверхиндивндуалыюй социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризующаяся бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истцы чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

П. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы). Они организуются вокруг фчндаментальных предпосылок реальности и основных методов ее познания, т. е. чнровозфеннн. Из них выделяются следующие суперсистемы:
• чувственная (реальность воспринимается непосредственно чувствами);
• умозрительная (реальность познается с помощью интуиции);
• идеалистическая (реальность рассматриваемся как комбинация двух первых). Им соответствуют три формы истины — чувственная, духовная (интуитивная) и
рациональная.
Предложенная II. Сорокиным теория социокультурной динамики рассматривает действительность как процесс закономерного изменения, который внутри социокультурных систем носит диалектический характер.

 

 

№27 По вседневная жизнь как объект антропологического анализа: феноменологический подход.

Антропология организаций рассматривает прежде всего культурные аспекты повседневной жизни людей в организации.

В мире повседневной жизни людей изучение статусно-ролевых отношений между

людьми, свойственное социологическому подходу в целом, уступает место анализу "жизненных форм", моделей и образцов поведения, коренящихся в глубинах коллективного бессознательного жизненного мира и способствующих более успешной адаптации людей к условиям внешней среды.

Социальный антрополог исследует то, как и в каких "жизненных формах" - традициях, обычаях, ритуалах, церемониях и т.д. - проявляется повседневная культурная жизнь людей.

Его интересует в полной мере образ жизни определенных социальных групп, а также

согласованные действия людей в жизненном мире по поддержанию или изменению социального порядка. Именно в изучении повседневной культуры любой социальной организации, в т.ч. "естественных" процессов социокультурной модернизации, состоит главная сфера деятельности социальных антропологов. Антропология организаций имеет двойственный статус в системе организационных наук: с одной стороны, она относится к поведенческим наукам об организации (наряду с экологией человека или социальной экологией, психологией и социологией), рассматривая культурную сферу или подсистему организации в качестве своего исходного объекта, с другой, - она входит в число наук об организационной культуре, выделяя ее повседневную сторону, символическое содержание паттернов в качестве главного предмета исследования. Повседневность включает в себя различные материальные и ценностные комплексы, связанные с предметными обстоятельствами жизни людей, которые осознаются ими как частная сфера (дом, семья, ближайшее окружение), сфера будничных событий «рядового человека», оторванного от понимания функционирования социальных институтов, влияние которых в зоне непосредственного существования «простого» индивида кажется ему либо ничтожным, либо фатальным. Таким образом, к повседневности относятся социальные явления и индивидуальные состояния, классифицируемые в качестве обычных, обиходных, то есть не принадлежащих к явлениям однократным, необычным или харизматическим.

Повседневность как частная, приватная жизнь, наполнена, прежде всего, тем, что имеет отношение к досугу, дому, семье. Реальное бытие пронизано человеческой телесностью, бытовой сферой. Являясь формой протекания человеческой жизни, повседневность поддерживает стабильность функционирования человеческих обществ и представляет собой целостный социокультурный мир. Постоянство жизненных ситуаций осваивается человеком всякий раз заново, поэтому повседневность проявляет себя не только в монотонной и рутинной повторяемости фигур мышления и речи, актов коммуникации и поведения.

Феноменологический анализ повседневной жизни, или, скорее, даже ее субъективного восприятия, воздерживается от причинных и генетических гипотез так же, как и от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. Важно это помнить. Обыденное сознание содержит много до- и квазинаучных интерпретаций повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися. Поэтому при описании повседневной реальности прежде всего следует обратиться именно к этим интерпретациям, учитывая их само собой разумеющийся характер, хотя и в рамках феноменологических скобок. Феноменологический подход позволяет лучше понять

сущность управленческого потенциала и способы его развития в

процессе повседневной практики людей. А. Шютц применил феноменологический метод к исследованию социальной реальности. Под повседневностью он понимает мир самоочевидности, которую каждый разделяет с другими людьми и воспроизводит по привычке в стабильных ситуациях. Повседневность выступает как продукт взаимодействия человека с объективным природным миром. «С самого начала повседневность предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним»

 

№28 Биографический метод изучение истории жизни.

История жизни, или биографический метод - изучение инди­видуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Это, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного исследования. По объ­екту интереса это может быть история жизни великого или выда­ющегося человека, индивида, достигшего большого жизненного успеха, или история жизни обычного среднего человека. Исклю­чительно редки автобиографические исследования. Основной метод получения информации - биографическое интервью, или длительные диалоговые беседы с человеком. Используются также разнообразные документальные источники: от школьного сочи­нения, написанного на конкурс, до мемуаров.

Биографический метод- мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии преимущественно опирающийся на качественную исследовательскую парадигму. Биографический метод направлен на исследование истории индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности, выраженных в форме индивидуального- субъективного повествования. Впервые метод жизненной истории использовали представитель Чикагской школы социологии. В качестве материалов в биографическом исследовании могут использоваться различные виды данных: устные жизненно-истрические свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений, акты, официально и семейно исторические документы. Б М имеет много общего с методом устной истории, иногда рассматривается как разновидность метода истории отдельного случая. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.

В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

№29Антропологические аспекты соц политики и соц работы в России.

Политика в отношении социальных слоев и групп населения в современных условиях формируется государством, широкими общественными движениями и партиями. Социальное государство России планирует и осуществляет социальную политику, частично регулируя экономику, признав приоритет социальной сферы и устойчивую ориентацию на повышение благосостояния и материальной обеспеченности граждан. Конституционное положение о социальном государстве в России подразумевает осуществление политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важнейшие мероприятия социальной политики касаются социальной защиты населения, социального обеспечения граждан, поддержки здравоохранения, и образования, охраны труда, обеспечения занятости, развития жилищного и коммунального хозяйства, государственной поддержки науки и искусства. Реальные социальные гарантии государства и общества в социальной сфере продиктованы общим духом социального прогресса, социальными правами граждан. В социальной политике руководящий принцип, имеющий фундаментальное значение для современности и будущности общества, обеспечение свободного развития человека, создания условий выбора собственной активности и собственной индивидуальности. Антропологический аспект социальной политики целиком ориентирован построением свободного общества. Это общество социальной гармонии и адекватной удовлетворенности альтернативного существования в выборе человеком собственной активности и собственной индивидуальности. Согласованность и соразмерность в области общественных отношений между классами, социальными группами, национальными общностями и отдельными личностями присуща социальной гармонии. В этом обществе интересы субъектов максимально согласованы. Противоречия между их интересами сведены к минимуму и в большей части разрешимы, снята их острота, налажено их согласование. Социальная гармония проявляется как гармония интересов человека и общества. Коренная идея человеческого измерения социальной политики есть социальная справедливость. Она обусловливает особенности отношений социальной деятельности во всех институтах социальной сферы. Социальная работа как профессиональная деятельность имеет сущностную антропологическую гуманистическую ориентацию. Ее важнейшей функцией и содержанием становится помощь нуждающимся. Эта деятельность направлена на гармонизацию личностных отношений, шире, общественных отношений граждан в свободном российском обществе. Интересы человека, их защита обусловливают деятельность и дух социальной работы и социальной политики в России. Гуманизм есть важнейший принцип социальной работы, в основе которого лежит убеждение в основополагающем достоинстве человека, способности человека к совершенствованию, идея о том, что удовлетворение человеческих потребностей и интересов, а не над человеческих структур и сил, должно быть конечной целью общества. Социальная работа развивает общественную взаимопомощь и планирует отношения между людьми, основанные на близости целей и интересов, реализации их в совместной жизнедеятельности. Развиваются формы взаимопомощи: сотрудничество, солидарность, товарищество, кооперация, дружба. Важным для социального работника являются такие формы взаимопомощи как сотрудничество, солидарность, потому что они способствуют проявлению чувств сопереживания, сострадания, искреннего участия в судьбе человека. Антропологическим вектором в социальной работе становится ценностное отношение, которое ориентирует социальной справедливостью правовую, политическую, экономическую и культурную жизнь российского общества. Среди важнейших закономерностей социальной работы определяются обусловленность задач и содержания социальной работы социальной политикой российского государства, нравственно-гуманистическими ценностями общественной жизни; общая заинтересованность социального работника и клиента в результатах взаимодействия; решение социальных проблем через личностные. Эти закономерности есть яркое свидетельство антропологического измерения социальной работы. В антропологическом измерении социальной работы ее основное содержание ориентируется кодексом этических обязательств социального работника, имеющим общечеловеческое содержание и служащее человечности на планете в целом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: