ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- Предмет лексикологии. Слово как основная единица языка. Номинативная функция слова. Слова мотивированные и немотивированные. Лексическое и грамматическое значение слова.
- Полисемия (многозначность слова). Слова однозначные и многозначные. Прямые и переносные значения. Способы переноса наименования: метафора, метонимия, синекдоха.
- Свободные и несвободные значения. Типы несвободных значений: фразеологически связанные, синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные.
- Омонимы. Типы омонимов. Омоформы, омофоны, омографы. Разграничение омонимии и многозначности. Паронимы. Словари омонимов.
- Синонимы. Типы синонимов. Синонимический ряд. Синонимия и многозначность. Пути возникновения синонимов, их роль в речи. Словари синонимов.
- Антонимы. Типы антонимов. Антонимы языковые и контекстуальные. Энантиосемия. Антонимы и многозначность слова. Использование антонимов в речи. Словари антонимов.
- Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков. Старославянизмы, их признаки.
- Заимствованная лексика из неславянских языков. Причины, условия и пути лексического заимствования. Типы иноязычных слов по степени их усвоения русским языком.
- Характеристика лексики по сфере употребления. Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления. Диалектная лексика, типы диалектизмов. Специальная лексика. Жаргонная и арготическая лексика.
- Функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная характеристика лексики. Книжная лексика: научная, официально-деловая, публицистическая. Разговорная и просторечная лексика. Экспрессивно-оценочная и эмоционально-окрашенная лексика.
- Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшие слова. Неологизмы. Стилистические функции устаревших слов и неологизмов.
- Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники русской фразеологии. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Использование фразеологизмов в речи.
- Фонетика, ее предмет. Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, фонетическое слов, слог, звук. Звук как наименьшая единица речевого потока. Гласные и согласные звуки, их различия. Классификация гласных звуков.
- Классификация согласных звуков по месту и способу образования, по участию голоса и шума, по твердости-мягкости.
- Слог с акустической и артикуляционной точки зрения. Типы слогов. Особенности слогоделения в русском языке.
- Ударение. Словесное ударение, его признаки. Основное, вариативное, побочное ударение. Энклитики и проклитики. Фразовое, тактовое, логическое ударение.
- Фонетические чередования согласных звуков – параллельные и пересекающиеся.Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства твердых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению.
- Звук и фонема. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции. Состав и система согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Внепарные фонемы.
- Типы и разновидности морфем: морфемы корневые и аффиксальные.
- Морфемы словоизменительные и словообразовательные. Морфемы материально выраженные и нулевые.Типы основ слова: основа производная и непроизводная и их признаки. Производная и производящая основа. Основы свободные и связанные.
- Морфологические способы словообразования. Его разновидности.
- Неморфологические способы словообразования.
- Грамматика, её разделы. Предмет и задачи грамматики. Грамматическое значение, способы его выражения. Грамматическая форма и грамматическая категория.
- Предмет и задачи морфологии. Части речи, принципы их выделения. Система частей речи в вузовском и школьном курсе.
- Имя существительное как часть речи, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства.
- Лексико-грамматические разряды существительных: собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные. Их семантические и грамматические особенности.
- Категория рода имён существительных. Категория числа имён существительных. Категория падежа имён существительных. Склонение имён существительных. Варианты падежных окончаний.
- Имя прилагательное как часть речи, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Склонение прилагательных. Типы склонения. Несклоняемые прилагательные. Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
- Краткие формы качественных прилагательных. Образование, отличие от полных форм. Степени сравнения качественных прилагательных. Значение степеней сравнения, их образование. Качественные прилагательные субъективной оценки, их образование и употребление в речи.
- Имя числительное, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойств. Разряды числительных. Количественные числительные. Группы количественных числительных по составу. Склонение. Особенности сочетания количественных числительных существительных. Собирательные числительные, их образование. Склонение. Особенности сочетания с существительными. Порядковые числительные, их морфологические и синтаксические свойства, образование, склонение.
- Местоимение как часть речи, его признаки. Разряды местоимений по значению. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи. Склонение местоимений по соотношению с другими частями речи. Склонение местоимений различных разрядов.
- Глагол как часть речи, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Спрягаемые и неспрягаемые формы. Инфинитив, его признаки, синтаксические функции. Основы глагола, образование от них глагольных форм. Классы глаголов. Продуктивные и непродуктивные классы.
- Категория вида глагола. Значения совершенного и несовершенного видов. Видовая пара. Образование глаголов совершеннего и несовершеннего видов. Одновидовые и двувидовые глаголы. Способы глагольного действия, их связь с категорией вида. Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы. Категория залога глагола.
- Категория времени глагола. Система времён, значение и образование форм времени. Связь категории времени с категориями вида и наклонения. Употребление форм одного времени и значении другого. Категория лица глагола. Система личных форм. Значение и образование форм лица. Безличные глаголы.
- Спряжение глаголов. Типы спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Способы определения спряжения. Недостаточные и изобилующие глаголы.
- Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, образование. Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Образование деепричастий совершенного и несовершеннего видов.
- Понятие о словосочетании. Синтаксические отношения в словосочетании: атрибутивные, объектные, обстоятельственные. Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Классификация словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, адъективные, наречные. Словосочетания свободные и синтаксически связанные.
- Предложение как коммуникативная единица. Признаки предложения: смысловая завершенность, предикативность, интонационная оформленность. Классификация предложений по цели высказывания: повествовательное, побудительные, вопросительные предложения. Типы предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные предложения.
- Понятие о членах предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его типы. Простое и глагольное сказуемое, неосложненное и осложненное. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Понятие о глаголе-связке, виды глагольных связок. Именная часть и способы ее выражения.
- Односоставные предложения. Классификация односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные предложения.
- Второстепенные члены предложения. Принципы классификации второстепенных членов. Определение, его виды и способы выражения. Приложение. Дополнение, его виды и способы выражения. Обстоятельства, его виды и способы выражения.
- Полные и неполные предложения. Типы неполных предложений, их употребление в речи.
- Однородные члены предложения. Способы выражения однородности. Однородные члены с сочинительными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения.
- Понятие об обособлении. Средств и условия обособления. Предложения с полупредикативными и уточнительно-выделительными членами. Обращение. Функции обращения, способы его выражения. Вокативные предложения и именительный темы.
- Понятие о сложном предложении. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предложении. Сочинение и подчинение частей в сложных предложениях. Переходные случаи между сочинением и подчинением. Классификация сложных предложений.
- Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способы передачи чужой речи. Несобственно-прямая речь.
- Принципы русской пунктуации: структурный, семантический, интонационный. Функции знаков препинания. Употребление знаков препинания.
- Синтаксис текста. Понятие текста, единицы текста. Основные признаки текста: членимость, связность, целостность, завершенность. Отличие текста от предложения. Текст как определенным образом организованная совокупность предложений. Сложное синтаксическое целое. Виды ССЦ. Характеристика ССЦ по структуре (с цепной, параллельной и смешанной связью).
- Типы речи. Описание Повествование. Рассуждение.
|
|
|
Морфология: Знаменательные части речи в современном русском языке
Цель: Проверить степень усвоения теоретического материала, уровень знания важнейших категорий именных частей речи и глагола, умение правильно определять падеж существительных, местоимений-существительных, прилагательных и знать способы определения падежа; умение правильно определять спряжение глагола и знать способы определения спряжения, умение прогнозировать формы причастий и деепричастий от данного глагола и умение их образовывать в соответствии с этим прогнозом; умение находить в тексте наречия, отграничивая их от омонимичных частей речи, дать семантическую и словообразовательную характеристику.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Каждый вариант начинается фрагментом связного текста, по которому следует выполнить 6-7 заданий.
Текст следует аккуратно переписать (или перепечатать) на отдельный лист с соблюдением абзацного членения и вложить в тетрадь с контрольной работой.
Работу выполнять на каждой странице тетради, оставляя широкие поля (4-5 см) для замечаний и вопросов проверяющего.
Приступая к выполнению заданий, внимательно прочитайте методические рекомендации.