Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОГО ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ




Психологические аспекты проявления воли в физическом воспитании и спорте

Совершенное владение необходимыми для спортивного соревнования психическими функциями требует от спортсмена огромных волевых напряжений, которые находят выражение прежде всего в большой сосредоточенности внимания на выполнении предстоящих технико-тактических действий. Специалистами отмечается прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Причем, чем выше проявляемая сила, быстрота, выносливость и другие двигательные качества в проявлении двигательной деятельности, тем существенно большим должно быть волевое напряжение. Следовательно, объективная сторона положительного влияния занятий физической культурой и спортом на развитие волевых качеств и черт характера состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий. Следует заметить, что воля, как и мышца, развивается только в процессе и в результате деятельности, преодоления объективных и субъективных трудностей.

Источники:

Е.П. Ильин Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 352 с.

Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. А.В. Родионова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

Умнов В.П. Психологические аспекты волевой подготовки в спорте: монография. / В.П. Умнов; Минобразования и науки РФ, ФГБОУВПО «Петрозаводский государственный университет» – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 58 с.

Выполнить практическую работу

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОГО ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель работы. Ознакомиться с психологической структурой сложного волевого действия, с его этапами и основными звеньями.

В соответствии с исследованиями ряда психологов в сложном волевом действии следует выделять три этапа: подготовительный, исполнительный и оценочный. На подготовительном этапе осознается и определяется цель, намечается путь и способ её достижения, принимается решение. Исполнительный этап характеризуется преодолением препятствий и выполнением принятого решения. Оценочный этап включает в себя осмысливание и переживание полученного результата действия, что является не только анализом достигнутого, но одновременно и подготовкой к началу нового волевого акта.

 

Материал. Текст для анализа и схема анализа.

Текст «Первая самостоятельная попытка»....Гимнасты разучивали соскок—сальто назад прогнувшись—с перекладины. Прошло уже семь тренировочных занятий, на которых они учились выполнять это сложное упражнение в облегченных, условиях—с использованием подвесного пояса для страховки. В итоге гимнасты овладели правильной техникой сальто и добились достаточно стабильного приземления. Сегодня тренер предложил выполнить сальто самостоятельно, без пояса.

...Саша весь внутренне напрягся, стал очень серьезным, губы плотно сжаты. Еще бы! Наступил момент осуществления его давней мечты: окончательно овладеть этим красивым элементом. Случись такое сегодня, тренер похвалил бы его. И ребята, с которыми он учился в институте, были бы приятно удивлены его смелостью. В утвержденной недавно новой классификационной программе соревнований по спортивной гимнастике этот элемент включен в обязательную комбинацию. Теперь, чтобы стать перворазрядником, нельзя обойтись без него.

Но выполнение сальто без пояса для страховки не лишено риска. Стоит опустить руки позже, чем следует, — и тебя занесет на перекладину, больно стукнешься голенями о её упругую сталь и упадешь головой вниз. Хорошо, если попадешь в «объятия» тренера... «Ну и гимнаст!» — подумают. А если руки отпустишь преждевременно, то улетишь дальше матов, не перевернувшись до конца. Тогда прощай, тренировки, а может быть, и.... Перед мысленным взором Саши промелькнула ужасная картина: неуправляемое тело стремительно летит над матами и грузно падает на пол далеко от страхующих. У него перехватило дыхание, учащенно забилось сердце, по спине пробежал холодок, он почувствовал страх.

Между тем тренер организовал у перекладины страховку, поручив ее одному из своих помощников и двум гимнастам. Первым подошел к снаряду Володя. Он быстро поднялся в упор, старательно захватил гриф перекладины, чуть помедлил, затем аккуратно проделал подготовительные движения и выполнил сальто без грубых ошибок. Страхующие ловко сопроводили Володю в фазе полета и помогли приземлиться.

Молодец! — невольно вырвалось у Саши. «Страховка надежная, подумал он, упасть не дадут.

Я подготовлен не хуже. Почему же боюсь? Нет, должен сделать. Главное—вовремя отпустить руки».

У Саши возникла целая гамма переживаний: заговорило спортивное самолюбие(«я же не слабее»), стало отчетливым желание не отстать («мы еще поборемся»), как-то по-новому осознавался долг перед тренером («нельзя же его подвести»). Слившись в одно целое, эти чувства и мысли оттеснили переживание страха. Нет, оно не исчезло вовсе, но стало слабее, чуть мягче, каким-то обычным... Саша трезво взвесил свои возможности и пришел к выводу:

буду стараться отпустить руки так, как было в лучших попытках с поясом для страховки. Если же отпущу руки чуть раньше, согнусь в пояснице: скорость вращения увеличится, и приземление будет точно на ноги. Если же, наоборот, произойдет задержка, тогда посильнее прогнусь в полете и этим постараюсь избежать заноса на перекладину. Любые другие ошибки парируют тренер и его помощники на страховке.

Гимнаст взял себя в руки и начал настраиваться на подход. Запретив себе думать о каких-либо неблагоприятных последствиях» воспроизвел в уме все детали упражнения, акцентируя внимание на его ведущих звеньях. Как бы со стороны глядя на самого себя, он несколько раз подряд мысленно совершил подготовительные действия, перешел в свободный полет, перевернулся и приземлился на маты. При этом момент отпускания рук фиксировал привычным «Оп!».

Саша вскочил в упор на перекладину и сразу же приступил к упражнению. Он хорошо вышел в стойку на руках, затем началось обратное круговое движение. Приближаясь к нижней вертикали, гимнаст слегка согнулся в тазобедренных суставах, потом резко разогнулся,- сделав отмах ногами назад, мощным хлестообразным движением послал ноги и вес тело вперед-вверх и отпустил руки от перекладины. Он высоко взлетел и начал переворачиваться. Но вдруг по каким-то не видимым со стороны причинам тело согнулось в пояснице, а за ним и ноги в коленях. Вращение не в меру ускорилось. Гимнасту грозил «перекрут» и падение на спину. Неудачное приземление предупредили страхующие.

Что же произошло? Как рассказал Саша, во время выполнения подготовительных движений у него

 

непроизвольно возникли колебания. В голове быстро чередовались слова: «делать—не делать, делать—не делать»... Положение стало критическим. Нечто подобное было с ним как-то раньше. По аналогии с тем случаем, он прибегнул к привычному средству: намеренно привлек внимание к выполняемым движениям (заставил себя контролировать каждое действие) и «включил» словесное сопровождение {«раз-и-два... оп!»).

Таким образом, он сумел ослабить влияние отрицательных побуждений и вовремя отпустить руки. Но страх, хотя его и удалось приглушить, все-таки сказался.

— В фазе полета, показавшейся мне очень долгой, я смутно ощущал свои движения и момент вращения. Сознание прорезала мысль: «Не перевернет», и я, очевидно, расслабился.

...Выслушав замечания тренера, Саша отошел в сторону и прислонился к гимнастической стенке. Переживания заполнили его сознание. С одной стороны, он испытывал радость одержанной над собой победы. Сказал себе: надо броситься—и бросился. Ему это удалось с первой попытки, несмотря на то, что коварное чувство страха просочилось наружу в момент исполнения. Тренер сказал, что первая половина сальто получилась на уровне лучших попыток с поясом для страховки. Саше было приятно сознавать, что он оправдал надежды своего наставника и показал, на что способен, товарищам, с которыми тренировался. Пройдет немного времени, он выучит сальто и будет защищать честь коллектива своего курса на институтских соревнованиях. Он выступит в новом качестве—по первому разряду. Ребята скажут: не зря парень тренировался, до» бился-таки своего...

С другой стороны, Саша испытывал и огорчение. Он не сумел до конца одолеть страх и сохранить контроль за движениями. Из-за этого не удались фаза полета и приземление. Хорошо, что обеспечили страховку. В противном случае... И мышечное ощущение было не таким, как при выполнении сальто с поясом. Поэтому создалось лишь частичное и весьма схематичное представление о сальто;

в нем недоставало многих деталей.

Как бы то ни было, но радость и огорчение, слившись в одно общее переживание, толкали гимнаста на выполнение новых попыток. Хотелось опять испытать приятные чувства, избежать прежних ошибок, избавиться от неприятных переживаний...

Схема анализа:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: