ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(ВСЕ ВИДЫАНАЛИЗА С ОПОРОЙ НА КОНКРЕТНЫЙ ТЕКСТ)
ПРИМЕЧАНИЕ: Работа оценивается из 10 баллов и считается третьим вопросом экзаменационного билета.
Распределение баллов:
1 – 5 и 7-е задания – по одному баллу (т.е. в сумме максимально 6 –баллов).
5 и 8 задание (с учётом большей трудности) – по 2 балла.
ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА.
Вид текста на карточке:
Старику (не)везло. Мы давно уже знали что все рыб_ловы дел_т_ся на (не)удачников и на счас_ливцев. У счастливцев рыба клюёт даже на дохлого червяка. Кроме того есть рыболовы(завис_ники) рыболовы(хитрецы). Хитрецы думают что они могут перехитрить любую рыбу но никогда в жизни я не видел чтобы такой рыболов перехитрил даже самого простого ерша.
Вид текста с проставленными буквами и знаками (переписывать не надо):
Старику не везло. Мы давно уже знали, что все рыболовы делятся на неудачников и на счастливцев. У счастливцев рыба клюёт даже на дохлого червяка. Кроме того, есть рыболовы-завистники, рыболовы-хитрецы. Хитрецы думают, что они могут перехитрить любую рыбу, но никогда в жизни я не видел, чтобы такой рыболов перехитрил даже самого простого ерша.
1. Орфографический анализ. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки, привести соответствующее правило.
· не везло – не с глаголами пишется всегда отдельно
· дел Я тся – окончание- Я Т, т.к. глагол 2 спряжения (на -ИТЬ), Ь между Т и С не пишется, т.к. это форма 3 л. (что делают?).
· рыб О ловы – соединительный гласный в сложном слове после твёрдого согласного первой основы.
· не удачник – слитно, так как слово без НЕ употребляется.
· счас Т ливцев, завис Т ников – непроизносимые согласные: проверочные слова счасТье, зависТь.
|
· рыболовы- завистники, рыболовы- хитрецы – дефис ставится перед приложениями.
2. Пунктуационный анализ. Вставить пропущенные знаки препинания и объяснить правила их постановки.
· В первом и последнем предложениях запятая ставится перед союзами что, но и чтобы.
· Кроме того – обособленное дополнение, выделяемое запятой.
3. Фонетический анализ слов:
А) Найдите в тексте слова, в которых произошла диэреза: счасТливцев, зависТников.
Б) Дайте полный анализ фонем слов есть, написав его в транскрипции – [jéс’т’]
· <j> согласный, щелевой, среднеязычный, сонорный, всегда мягкий (палатальный)
· <э> – гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный, в сильной (ударной) позиции
· <с’> – согласный, щелевой, переднеязычный зубной, шумный глухой, палатализованный (мягкий)
· <т’> – согласный, смычный взрывной, переднеязычный зубной, шумный глухой, палатализованный (мягкий)
4. Морфемный анализ слова НЕУДАЧНИК ОВ
-УДАЧ- – корень
НЕ- – словообразующий префикс
-НИК- словообразующий суффикс
-ОВ флексия, словоизменительный аффикс со значением мн.ч., вин. п.
5. Словообразовательный анализ слова ПЕРЕХИТРИТЬ ← хитрить + префикс ПЕРЕ – префиксальный способ.
Морфологический анализ шести слов разных частей речи, выделенных в тексте жирным шрифтом.
· давно – обстоятельственное наречие, образованное от прилагательного давний. В функции обстоят времени.
· уже – служебное слово: усилительная частица. Не является членом предложения
· (на) червяка – сущ-е, нач. форма червяк. Пост. признаки: нарицат., одушевл., конкретное, муж. рода, 2 скл. Непостоянный признаки: ед. ч., вин п. В функции дополнения.
|
· любую (рыбу) – нач. форма любой. Определительное местоимение-прилагательное в форме ж.р., ед.ч., вин. п. В функции согласованного определения.
· видел – глагол, нач. ф. видеть. Постоянные признаки: несов. в., переходн, невозвратный, 2 спряж. Непостоянные признаки: спрягаемая форма, изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., м. р. В функции простого глагольного сказуемого.
· самого простого – нач. форма простой. Качественное прилаг. в форме сложной превосходной степени, м.р., ед. ч. вин. п. В функции согласованного определения.
Анализ простого предложения, подчёркнутого в тексте прямой чертой
Старикуне везло. – Предложение повествовательное, простое, односоставное (безличное субъектное, главный член выражен безличным глаголом в форме ср. р. прош. вр.), распространённое (дополнение старику – в дат п. со значением субъекта), неосложнённое, полное, отрицательное.
8. Анализ сложного предложения, подчёркнутого в тексте волнистой чертой.
(1) Хитрецыдумают, (2) что онимогут перехитритьлюбуюрыбу, (3) но никогда в жизнияне видел, (4) чтобы такойрыболовперехитрил даже самого простогоерша.
Общая характеристика предложения: повествовательное, сложное с союзным сочинением и подчинением
Схема предложения:
,но
,что,чтобы
(1) Первое главное предложение (главная предикативная часть) двусоставное (подлежащее выражено им. п. существительного, простое глагольное сказуемое), нераспространённое, неосложнённое, полное, реальная модальность, утвердительное.
|
(2) Придаточное изъяснительное, присловное (думают), вводится союзом что, двусоставное (подлежащее выражено им. п. личного местоимения 3 л. мн. ч. ОНИ, глагольное составное сказуемое могут перехитрить), распространённое (состав сказуемого: прямое дополнение рыбу + согласованное определение любую), неосложнённое, полное, реальная модальность, утвердительное.
(3) Второе главное предложение, соединённое с первым союзом НО (противительные отношения), двусоставное (подлежащее – личное мест. 1 л. ед ч. Я. простое глагольное сказуемое – не видел), распространённое (состав сказуемого: обстоятельство времени, выраженное словосочетанием никогда в жизни), неосложнённое, полное, реальная модальность, отрицательное.
(4) Придаточное изъяснительное, присловное (не видел), вводится союзом чтобы. Двусоставное (подлежащее выражено им. п. существительного, простое глагольное сказуемое перехитрил), распространённое (состав подлежащего – согласованное определение такой, выраженное указат. местоимением; состав сказуемого – прямое дополнение в вин. п. без предлога ерша + согласованное определение, выраженное прилагательным в превосходной степени самого простого), неосложнённое, полное, НЕреальная модальность, утвердительное.