ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ





 

В соответствие с законодательством, для оценки стоимости предприятий используют три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный (рыночный).

Затратный подход основан на анализе активов предприятия и включает следующие методы, которые используются, как правило, для оценки контрольного пакета акций предприятия.

1. Метод накопления активов - оценка имеющихся активов, применяющаяся для расчета стоимости:

- действующих предприятий, обладающих значительными активами, когда имеются возможность и необходимость оценки нематериальных активов предприятия (для предприятий наукоемких отраслей ценность нематериальных активов может многократно превосходить стоимость материальных активов);

- холдинговых или инвестиционных компаний, которые сами не создают массу чистого дохода;

- в случае, когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной деятельности (например, предприятие создано недавно);

- в случае, когда доходы предприятия в значительной степени зависят от контрактов (например, строительные организации), или у предприятия отсутствуют постоянные заказчики, или значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы - денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги.

2. Метод скорректированной балансовой стоимости, или метод чистых активов, - чаще используется в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Этот метод менее трудоемкий, чем метод накопления активов, но дает и менее достоверный результат уровня стоимости предприятия.

3. Метод расчета стоимости замещения - определение текущей удельной или полной стоимости предприятия-аналога, базирующейся на определении текущих удельных или полных затрат на строительство современного предприятия, аналогичного оцениваемому. При реализации этого метода определение степени износа необоротных активов оцениваемого предприятия может представлять трудности.

4. Метод расчета ликвидационной стоимости - используется для ликвидируемых предприятий, а также в том случае, когда текущие и прогнозируемые денежные потоки от производственной деятельности предприятия невелики по сравнению со стоимостью его чистых активов, или когда стоимость предприятия при ликвидации может быть выше, чем его стоимость при продолжении деятельности.

 

Все методы затратного подхода основаны на реальных активах, но не учитывают перспективы развития предприятия, его будущую доходность.

Доходный подход основан на оценке текущей стоимости будущих доходов и включает методы капитализации дохода и дисконтирования денежных потоков.

Метод капитализации дохода используется в тех случаях, когда доход предприятия стабилен; стоимость оценивается дисконтированием стабильного денежного потока.

Если предполагается, что будущие доходы предприятия будут отличаться от доходов в период предыстории и нестабильны по годам прогнозного периода, то используют метод дисконтирования денежных потоков, меняющихся по периодам.

Наибольшую сложность при реализации методов доходного подхода представляет прогнозирование будущих доходов. В случае капитализации дохода прогнозируют уровень дохода за первый прогнозный год; при этом предполагается, что доход будет таким же и в последующие годы. В случае дисконтирования денежных потоков прогнозировать необходимо уровень доходов за каждый будущий год существования предприятия. Кроме того, довольно сложно определить ставки капитализации и ставки дисконтирования будущих доходов предприятия из-за ограниченности рыночных данных.

Методы доходного подхода к оценке предприятий используются, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы предприятия и ставки доходности соответствующих инвестиций.

Преимущество методов доходного подхода - учет будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, прочих рыночных условий).

Сравнительный (рыночный) подход к оценке предприятия основан на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопоставимых предприятий и включает следующие методы:

1. Метод рынка капитала - основан на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Действуя по принципу замещения, инвестор может инвестировать либо в аналогичное предприятие, либо в оцениваемое предприятие. Поэтому данные о стоимости акций сопоставимых аналогичных предприятий при соответствующих корректировках могут служить ориентирами для определения стоимости акций оцениваемого предприятия. Преимущество этого метода - использование фактической информации, имеющейся на фондовом рынке, а не прогнозных данных (характеризующихся известной неопределенностью), как в случае применения методик доходного подхода;

2. Метод сделок, или методика сравнительного анализа продаж, - представляет собой частный случай метода рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или предприятия в целом. В данном случае анализируется информация не с фондового рынка, а с рынка слияний и поглощений. Основное преимущество метода - отражение текущей реальной практики хозяйствования; основной недостаток - в основу положены прошлые события и игнорируются будущие условия хозяйствования предприятия. Главное отличие метода сделок от метода рынка капитала в том, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, а второй - стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета;

3. Метод отраслевых коэффициентов или отраслевых соотношений - применяется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт оценщиков в развитых странах с рыночной экономикой показывает, что отраслевые соотношения могут быть довольно стабильными: бухгалтерские фирмы и рекламные агентства обычно продаются соответственно за 50-70% годовой выручки; рестораны и туристические агентства - соответственно за 25-50% и 4-10% годовой выручки; автозаправочные станции - за 1,2- 2,0 месячной выручки; предприятия розничной торговли - за 75-150% суммы «чистый доход + оборудование + запасы»; предприятия машиностроительной промышленности - за 1,5-2,5 суммы «чистый доход + запасы». В развитых странах с рыночной экономикой ориентировочно стоимость крупного бизнеса оценивается как объем реализации за 10-12 месяцев, т.е. отношение годового объема реализации к стоимости составляет 100-120%. (Справка. В середине 90-х гг. XX в. на американском фондовом рынке эта величина была не слишком стабильной - ее среднее значение плавно снижалось со 120 до 90%. В России в первой половине 90-х гг. предприятия недооценивались фондовым рынком - отношение годового объема реализации к стоимости составляло около 400%. Но вскоре положение изменилось, и уже в 1996 г. эта оценка составила 90%).

 

Существует еще, так называемое «золотое правило» оценки для ряда отраслей экономики - покупатель не заплатит за предприятие более 4-х кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.

Перечисленные методы оценки предприятий используются не изолированно, они взаимно дополняют друг друга. Для оценки предприятия используются, как правило, несколько методик из разных подходов. Результаты, полученные с помощью различных методик, сопоставляют (согласовывают) между собой для окончательной оценки предприятия.

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!