Грузовое хозяйство
В грузовом хозяйстве к производственному персоналу относятся приемосдатчики груза и багажа (старшие и рядовые) и работники товарной конторы (товарные кассиры, таксировщики).
Расчет численности приемосдатчиков
Общая численность приемосдатчиков, включая старших, рассчитывается по Нормативам численности отдельно при работе на местах общего пользования и на подъездных путях.
При работе на местах общего пользования численность приемосдатчиков определяется по объему работы (количество тонн) и трудоемкости, выполняемых работ.
Численность приемосдатчиков , вычисляют по формуле (1)
, (1)
где P – объем погрузки в тыс. тонн;
Ч- трудоемкость выполнения операций, чел-мин;
Tгод – годовой фонд рабочего времени, мин;
Kпз–коэффициент, учитывающий затраты времени на подготовительно-заключительные операции, организационное обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные надобности (по заданию преподавателя).
Трудоемкость выполнения операций устанавливается по таблицам Нормативов в зависимости от объема работ грузовой точки (прием и выдача грузов, погрузка, выгрузка) и рода груза.
В зависимости от местных условий допускается увеличение или уменьшение расчетной численности в пределах 20 %.
При наличии большого количества международных отправок (более 20 % общего объема работы за год) численность приемосдатчиков увеличивается по сравнению с расчетной на 40 % (коэффициент 1.4); при переработке скоропортящихся грузов на подъездных путях – 1.5.
Трудоемкость работы, выполняемой приемосдатчиками на местах общего пользования, приведена в табл. 1.1–1.7 (по заданию преподавателя)
Численность приемосдатчиков при работе на подъездных путях определяется в зависимости от рода груза и объема работы в физических вагонах в сутки.
Нормативы численности приведены в табл. 1.8–1.9. (по заданию преподавателя)
Численность приемосдатчиков, занятых на коммерческом осмотре вагонов, при работе в парке приема и отправления, определяется по Нормативам в зависимости от количества поездов (по заданию преподавателя).
Пример 1. В крытом складе по переработке мелких отправок тарно-упаковочных грузов осуществляется погрузка железнодорожного подвижного состава в объеме: погрузка – 18250 т, выгрузка – 20805 т. в год. В данном складе приемосдатчик принимает груз от грузоотправителя и выдает его из склада на автомобиль соответственно в размере: прием – 18250 т, выдача – 13505 т.
Решение: Данные о трудоемкости принимаются из табл. 1.3 Нормативной части. Годовой объем по погрузке и выгрузке подвижного состава составил: 18250+20815=39055 т., поэтому величина трудоемкости на 1 тонну составит по погрузке 8,0 чел-мин, по выгрузке – 8,4 чел-мин, по приему в склад – 11,9 чел-мин, по выдаче из склада – 14,0 чел-мин.
Явочную численность приемосдатчиков , вычисляют по формуле (1)
, (1)
чел.
Исходные данные для расчета численности приемосдатчиков приведены в прил.1
Расчет численности работников товарной конторы
Численность работников товарной конторы , вычисляют по формуле (2)
, (2)
где O – количество грузовых отправок по отправлению и прибытию (мелких, малотоннажных, повагонных, групповых, маршрутных);
Ч0(пр) – трудоемкость выполняемых операций чел-мин/отправку;
Kпз – коэффициент, учитывающий затраты времени на подготовительно-заключительные операции, принять1,1;
Km – коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение работ, не учтенных в таблицах.
Нормативов (прием памяток приемосдатчиков, проверка ведомостей подачи-уборки вагонов ГУ-46, безномерного учета вагонов ГУ-47б, ведение накопительных карточек ФДУ-92, составление отчета о простое вагонов КЩЩ-4, выдача справок, ведение кассовой книги и т.д., Кm – 1,4).
Трудоемкость выполнения отдельных операций в товарной конторе приведена в таблицах Нормативов при объемах работы от 5 тыс. до 200 тыс. отправок в год. Если объем работы превышает 200 тыс. отправок в год, то к нормативам следует применять коэффициент 0,9. Если объем работы менее 5 тыс. отправок в год (станции 4 и 5-го класса), то численность работников товарной конторы рассчитывается исходя из местных условий с учетом совмещения профессий и должностей.
При отправлении маршрутных и международных отправок (более 10 % от общего объема) численность работников увеличивается в пределах до 10 %, более 20% – в пределах до 20 %.
При наличии двух и более филиалов по месту производства погрузочно-разгрузочных работ численность работников увеличивается в пределах до 15 %.
Нормативы времени на оформление перевозочных документов приведены в табл. 1.12–1.15. (по заданию преподавателя)
Пример 2. В товарной конторе станции, не оборудованной АРМ ТВК, оформляется в год при отправлении 120 тыс. отправок, по прибытии – 140 тыс. Общий объем отправления 260 тыс. отправок в год, поэтому для определения трудоемкости используются таблицы 1 и 2 с применением коэффициента 0,9.
Решение: наименование операций соответствует технологии станции, поэтому принимаем нормативы времени поотправлении 16 чел-мин, по прибытии 13,2 чел-мин на один документ. Количество отправок соответствует количеству документов.
Численность работников товарной конторы , вычисляют по формуле (2)
, (2)
чел.
Количество международных отправок переработанных в год –30 тыс., т.е. 11,5% от общего количества (30/260), следовательно, численность работников товарной конторы увеличивается на 10%.
R = 43,5 x 1,1=48,0 чел.
Исходные данные для расчета численности работников товарной конторы приведены в прил. 2.
Пассажирское хозяйство
В пассажирском хозяйстве к основной категории работников относятся билетные кассиры.
Численность билетных кассиров может рассчитываться по трудоемкости выполняемых работ (1 способ) и по нормативам численности (2 способ) в зависимости от вида оформляемых документов, технического оснащения билетных касс и других факторов.
Нормативную явочную численность билетных кассиров ,вычисляют по формуле (3)
, (3)
где Nпд – количество оформленных проездных документов;
Кнер – коэффициент сезонной неравномерности пассажиропотока (летний период – 1,6, зимний период – 1,4, среднемесячный в году – 1,25);
ЧN – трудоемкость оформления перевозочных документов, мин.
Трудоемкость оформления одного перевозочного документа определяется как норма времени на рабочую операцию, которая учитывает затраты оперативного и подготовительно-заключительного времени, затраты времени на неперекрываемую часть технологических перерывов, связанных с ожиданием пассажиров; время на отдых и личные надобности.
Трудоемкость операций на единицу измерения по каждому виду работ приведена в табл. 2.1.(по заданию преподавателя)
За единицу измерения (объема работы) принимается "приведенный билет", определяемый с помощью коэффициентов приведения, которые приведены в табл. 2.2.(по заданию преподавателя).
Нормативы численности билетных кассиров приведены в табл. 2.3–2.5. (у преподавателя)
Нормативы времени на проходы, и проезды билетных кассиров дифференцированы в зависимости от расстояния и количества проходов и проездов (табл. 6,7 Нормативов).
Пример 3. Рассчитать численность билетных кассиров по оформлению проездных документов через систему "Экспресс – 2". Объем работы билетных касс приведен в табл. 1.
Таблица 1 -Объем работы билетных касс
Содержание работы | Количество проездных документов | ||
физических, тыс. | переводной коэффициент | приведенных, тыс. | |
Оформлено документов: | |||
билетов, доплат | 884,61 | 1,0 | 884,61 |
Льготных | 51,125 | 1,72 | 87,935 |
Групповых | 13,85 | 2,32 | 32,132 |
плацкарт к бесплатному билету | 10,11 | 1,5 | 15,165 |
воинских документов | 9,4 | 1,58 | 14,852 |
возврат документов | 6,968 | 1,06 | 7,386 |
Итого | 1042,08 |
Решение:
I способ | II способ |
50000 – 12,10
30000-7,28
6000-1,46
800 = ![]() ![]() ![]() | ![]() |
Исходные данные для расчета численности билетных кассиров приведены в прил. 3.
Задачи для самостоятельного решения:
Задача №1. Рассчитать численность приемосдатчиков при переработке повагонных отправок на местах общего пользования. Объем переработки в тоннах приведен в табл. 1, прил. 1.
Задача №2. Рассчитать численность приемосдатчиков, обслуживающих площадку тяжеловесных грузов. Объем работы тяжеловесной площадки приведен в табл. 2, прил. 1.
Задача №3. Рассчитать численность приемосдатчиков, обслуживающих контейнерную площадку. Объем работы контейнерной площадки приведен в табл. 3, прил. 1.
Задача №4. Рассчитать численность приемосдатчиков на грузовом дворе. Объем работы грузового двора приведен в табл. 4, прил. 1.
Задача №5. Рассчитать численность приемосдатчиков, обслуживающих подъездные пути предприятий. Объем работы подъездных путей приведен в табл. 5, прил. 1. Наименование предприятий приведено в табл. 6., прил. 1.
Задача №6. Рассчитать численность приемщиков поездов в парках станции. Объем работы парков станции приведен в табл. 7, прил. 1.
Задача №7. Рассчитать численность работников товарной конторы станции, при оформлении перевозочных документов вручную. Объем работы станции в тыс. тонн приведен в табл. 1, прил. 2.
Задача №8. Рассчитать численность работников товарной конторы станции с применением АРМ ТВК. Количество отправок по отправлению и прибытию приведено в табл. 2, прил. 2.
Задача №9. Рассчитать эффективность оборудования товарной конторы станции АРМ ТВК. Объем грузовой работы станции приведен в табл. 3, прил. 2.
Задача №10. Рассчитать численность билетных кассиров станции для работы в летний период по величине удельной трудоемкости. Объем работы билетных касс приведен в табл. 4, прил. 2.
Задача №11. Рассчитать численность билетных кассиров станции по нормативам численности для работы в зимний период. Объем работы билетных касс приведен в табл. 1, прил. 3.
Задача №12. Рассчитать численность билетных кассиров в кассах пригородного сообщения. Объем работы пригородных касс приведен в табл. 1, прил. 3.
Задача №13. Рассчитать численность билетных кассиров при оформлении билетов через систему "Экспресс". Объем работы билетных касс приведен в табл. 1, прил. 3.
Приложение 1
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Приложение 2
Таблица 8
Таблица 9
Таблица 10
Примечание:
- вес отправок принять для вариантов – 1,3,5,7,9:мелкие – 3,5 тонны; повагонные – 40,2 тонны; контейнерные – 5 тонн; маршрутные – 2800 тонн.
- вес отправок принять для вариантов – 2,4,6,8,0:мелкие – 2,5 тонны; повагонные – 39,6 тонны; контейнерные – 43 тонны; маршрутные – 2700 тонн.
Приложение 3
Таблица 11
Содержание отчета:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Задание.
4. Формулы расчета.
5. Таблицы результатов расчета.
6. Необходимые расчеты.
7. Анализ результатов расчета.
8. Вывод по работе.
Контрольные вопросы:
1. К производственному персоналу в грузовом хозяйстве относятся?
2. В зависимости чего определяется численность приемосдатчиков при работе на подъездных путях?
3. Как определяем Расчет численности работников товарной конторы?
4. Кто относится в пассажирском хозяйстве к основной категории работников?
Нормативы времени на проходы, и проезды билетных кассиров дифференцированы в зависимости