Часть 3.Культура как сфера духовного производства




Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Часть 1

А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать1) конкретный этап в развитии народа2) территорию, имеющую четкие границы3) социальную организацию страны4) часть материального мира

А2. В широком смысле слова под обществом надо понимать1) группу любителей почтовых марок 2) всех жителей данного города3) учеников средней школы № 44) совокупность форм объединения людей

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

А4. Человека от животного отличает1) наличие мозга2) наличие инстинктов3) развитая кисть руки4) способность мыслить

А5. Что свойственно человеку и животному?1) целенаправленная деятельность2) наличие инстинктов и рефлексов3) наличие развитого мозга4) членораздельная речь

А6. Верны ли следующие суждения о природе?А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.Б. Природа – это мир, созданный человеком.1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?1) выплата пенсий2) выставка картин3) съезд партии4) продажа акций завода

А8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын3) молодым человеком и инвалидом в метро 4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления.Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?1) индустриальному2) традиционному3) постиндустриальному4) информационному

А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?1) миграция2) глобализация3) милитаризация4) деградация

А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?1) переход к постиндустриальному обществу2) развитие массовой культуры3) исчезновение биологических видов4) глобализация мировой экономики

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как1) индивида2) индивидуальность3) субъекта4) личность

А15. Начальным элементом процесса познания является1) ощущение 2) восприятие3) умозаключение4) суждение

А16. К объектам материальной культуры относятся1) нормы поведения2) книги3) церемонии4) традиции

А17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

А18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?1) о массовой культуре2) о народной культуре3) об элитарной культуре4) о поп-культуре

А19. Категории «добро» и «зло» относятся к1) искусству2) морали3) образованию4) религии

А 20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

Часть 2.

В1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.1) авторство произведений культуры не может быть установлено2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя3) широкий охват аудитории4) возникла в связи с появлением СМИ

В2. Установите соответствие

ОТНОШЕНИЯ СФЕРЫОБЩЕСТВА
А) поставщика сырья и производителя товара 1) экономическая
Б) избирателя и кандидата в депутата 2) политическая
В) лидера парламентской фракции и члена партии  
Г) покупателя и продавца

В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.

ВАРИАНТЫОТВЕТОВ КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %)
Полностью свободны  
По большей части свободны  
По большей части находятся под контролем общества  
Полностью контролируются государством  
Затрудняюсь ответить  

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.1) Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.2) Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.3) Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.4) Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.5) Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственной власти

В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3) потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода, 5) уверенность в завтрашнем дне.

В5. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным1) умозаключение2) ощущение3) суждение4) восприятие5) представление

Часть 3.Культура как сфера духовного производства

В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни по­литика, ни социальные отношения. Культура составляет, та­ким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.

Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, изда­тельства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специали­стов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).

Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Со­хранению отобранных культурных творений служат... архи­вы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, че­рез общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации пре­подавательского состава, от доступности всех видов обра­зования широким массам населения во многом зависит уро­вень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

С2. Какие две функции, выполняемые культурой в общест­ве, приведены в тексте?

С3. Какие три составляющие духовного производства на­званы в тексте?

С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на распространение культурных ценностей.

С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ­ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ­кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

 

Критерии оценивания:

- на оценку «2» - от 0 до 20 баллов;

- на оценку «3» - от 21 до 29 баллов;

- на оценку «4» - от 30 до 38 баллов;

- на оценку «5» - от 39 до 42 баллов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: