Практическая работа. Изучение ценностных ориентаций личности




Практическая работа

Изучение ценностных ориентаций личности

Цель: Апробироватьметодику изучения ценностных ориентаций личности, разработанную М.Рокичем, и тест смысложизненных ориентаций Дж.Крамбо и Л.Махолика (в адаптации Д.А.Леонтьева)

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Изучение ценностных ориентаций с помощьюметодики Рокича

Проранжируйте оба списка ценностей, предложенных в методике. Выполните это задание сначала сами, а потом попросите проделать ту же работу (на других бланках) двух ваших знакомых.

Индивидуальная работа.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется список терминальных, а затем список инструментальных ценностей.

Инструкция: Сейчас Вам будет предъявлено два списка, каждый из которых состоит из 18 определений обозначающих ценности. Ваша задача — расставить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной строчке. Внимательно изучите каждую и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место Вашего списка. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми остав­шимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте, не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв позиции в Вашем списке местами. Конечный результат должен отражать Ваше истинное отношение.

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность)

· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

· здоровье (физическое и психическое)

· интересная работа

· красота природы и искусства (переживание прекрасного в при­роде и в искусстве)

· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднении)

· наличие хороших и верных друзей

· общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

· счастливая семейная жизнь

· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

· творчество (возможность творческой деятельности)

· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Список Б (инструментальные ценности)

· аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

· воспитанность (хорошие манеры)

· высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

· жизнерадостность (чувство юмора)

· исполнительность (дисциплинированность)

· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

· непримиримость к недостаткам в себе и других

· образованность (широта знаний, высокая общая культура)

· ответственность (чувство долга, умение держать слово)

· рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

· самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

· смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

· твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

· терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

· честность (правдивость, искренность)

· эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

· чуткость (заботливость)

 

 

Информационная справка

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Ценности – это представления человека о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, цлей, форм поведения и т.д. Ценности, или ценностные ориентации составляют, по Ядову наивысший уровень иерархической системы социальных установок.

В системе ценностных ориентаций личности выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, а также они регулируют поведение и деятельность личноти в наиболее значимых стуациях ее социальной активности.

Одной из распространенных методик, изучающих ценностные ориентации личночти является методика М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель инди­видуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действии или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-це­ли и ценности-средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

 

Интерпретация результатов

Так как данная методика, как уже упоминалось, обладает таким недостатком как влияние социальной ожидаемости, то для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации.

2.Подведение итогов результатов, полученных с помощью методики Рокича

После выполнения задания следует провести анализ по следующим аспектам:

- какие ценности в каждом из списков заняли первые семь мест?

- какие ценности оказались в конце списка?

- в чем сходство и в чем отличие в содержании наиболее важных ценностей в Ваших списках и списках Ваших друзей? Напишите отчет о выполнении практической работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: