Учитель английского языка,
Классный руководитель 10А класса
Матвеева О.В.
Учебный год
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но оно есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
ЦЕЛЬ: определить формы взаимодействия школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков;
ЗАДАЧИ:
1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны;
2) обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;
3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющегося поведения
Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания – практику работы с девиантными детьми. Давайте попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения, а также определим формы взаимодействия всех участников образовательного процесса по профилактике девиантного поведения.
Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, и в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения. Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.
|
Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Выделяют три формы девиантного поведения:
· антисоциальное поведение
· асоциальное поведение
· аутодеструктивное поведение
Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.
1. Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Какие поступки являются антисоциальными?
- насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
- воровство;
- мелкое хулиганство;
- вандализм;
- порча чужого имущества;
- торговля наркотиками
2. Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Какие поступки являются асоциальными?
- побеги из дому;
- систематические пропуски в школе;
- агрессивное поведение;
- ложь;
- вымогательство;
- настенные надписи и рисунки непристойного характера;
- ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
|
Какие поступки являются аутодеструктивными?
- курение;
- токсикомания;
- наркомания;
- вскрытие вен;
- алкоголизм;
- суицид
А сейчас проведем небольшое практическое занятие. Перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами отклоняющегося поведения и определить, к какой группе они относятся.
Ситуация 1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия – асоциальное поведение)
Ситуация 2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – антисоциальное поведение)
Ситуация 3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания – аутодеструктивное поведение)
Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?
Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
Существует множество факторов риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.
Ø Семья
Ø Наследственность
Ø Проблемы в подростковом возрасте
Ø Отсутствие прочных социальных связей.
|
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.
Это:
- Поражение нервной системы в родах
- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….
- Физические дефекты - Наследственность
- Рождение от наркомана или алкоголика
Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:
- Конфликтное отвержение со стороны сверстников
- Вымогательства денег, давление, шантаж;
- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
- Принуждение совершать поступки против воли.
Школа как один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков
Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности
семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:
- Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
- Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
- Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
- В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.
Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение. В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.
Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.
Что должны знать педагоги о работе с такими детьми?
ü Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений;
ü Факторы риска, формирующие девиантное поведение;
ü Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.
Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.
Нарушения в обучении:
Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь мы обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.
Нарушения в поведении:
Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком;
При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.
Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения
Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.
Создание комфортных условий ребенку в коллективе
Чаще – совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми – хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому не нужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.
Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но, чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.
Нарушения в общении
Для формирования навыков конструктивного общения предлагается проведение классных часов, которые вы всегда можете найти в своих методических журналах.